Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ландшафтное искусство Т.Б. Дубяго.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
656.9 Кб
Скачать

Парки Англии

Планы пейзажных садов дают нам обычно очень плохое пред­ставление обо всем ансамбле, поэтому судить о них нам сейчас очень трудно. Англичане считают Бриджмена первым строителем пейзажных парков, но сведения о его работах очень скудны. Главными из них явля­ются сады поэта Поупа в Твикенхеме, Королевский парк в Ричмонде и начало работ по устройству парка Стоу. Парк в Ричмонде очень велик. Он занимает сейчас площадь в 904 га и очень часто переделывался, поэтому сейчас очень трудно судить о его первоначальном виде.

Сады Твикенхема были очень невелики и на такой небольшой территории трудно было создать значительный живописный ансамбль. Во всяком случае, здесь уже не было стриженых деревьев и симметрии в композиции. Гордостью сада были плакучие ивы по краям дома и боль­шой газон, спускающийся от дома к реке, в виде живописной лужайки. Особенно славились эти сады за совершенство отдельных картин и рас­пределение света и тени. Посадки соединялись в живописные группы. Первоначальный план садов Стоу (до последующих переделок) известен. Сад имел форму неправильной трапеции, а дворец располагался в глубине сада. Бриджмен решил сделать двор перед входом во дворец в форме пра­вильного прямоугольника. Сад решен в пейзажном стиле. Окружающая его стена в некоторых местах прерывалась для раскрытия далеких пер­спектив по приему, примененному еще Ленотром и назвавшемуся «Ах-Ах». Этот прием давал возможность соединить композицию сада с окру­жающим ландшафтом. Перед домом был расположен большой зеленый луг, края которого были окаймлены живописными рощами. Этот луг кон­чался у речки, образующей два уширения в форме озера. Вся композиция была ассиметрична, и дорожки свободно извивались между группами де­ревьев.

Лорд Берлингтон, известный любитель искусств, объехавший всю Италию, восторженный поклонник Палладио, устроил в своей вилле Чизвик, расположенный на Темзе, сады согласно новой моде в пейзажном стиле. Однако на этом примере мы видим всю неуверенность и шатания первого периода пейзажных парков. В плане, правда, нет никакой регу­лярности, однако, благодаря неумению компоновать пейзажные парки, все новшество сводилось к змеевидным дорожкам, создающим беспокойный рисунок и не дающим никаких преимуществ по сравнению с прямыми аллеями.

Сам дворец решен в форме палладиевой Ротонды, перед которой расположен зеленый луг, окаймленный рядами деревьев. Основная аллея делится на три радиально идущих луча. Здесь мы видим следы еще силь­ного влияния прежней эпохи. Между прямыми аллеями вьются змеевид­ные дорожки, не создающие интересных перспектив. В основных чертах этот сад сохраняет принципы планировки после ленотровской школы и только некоторая свобода разбивки дорожек говорит о наступлении новой эпохи.

Основателем пейзажного стиля считается Виллиам Кент. Он ро­дился в 1685 г. в Йоркшире и карьера его началась со скромной работы по расписыванию карет. Побывав в Италии, Кент выделился там как живопи­сец и вернулся на родину, составив себе уже некоторое имя. Лорд Бер­лингтон пригласил его к себе на работу в качестве архитектора. Он не был крупным живописцем, однако, в устройстве садов достиг необычайного совершенства. Его основные принципы сводились к созданию интересных и живописных перспектив и к прекрасному распределению света и тени. Растительность он располагал свободно, то группами, то отдельно стоя­щими экземплярами, то дикими зарослями, стремясь дать непрерывную смену картин, смену характера отдельных пейзажей. Здесь мы видим влияние китайского и японского искусства.

В. Кент не признавал прямых аллей, считая, что в природе их не бывает. Он извивал дорожки сада причудливо вокруг холмов, вдоль речки или живописного ручья, оставленного в его естественном виде, так что весь ансамбль производил впечатление очень красивого естественного пейзажа.

Кент обратил внимание на красоту кроны отдельно стоящего де­рева. В это время в Англии акклиматизировали Ливанский Кедр и он да­вал замечательный эффект своими мощными, горизонтально-стелющимися ветвями. Идея продолжения композиции сада за пределы ограды, слияние его с окружающей местностью приписывается также Кенту. Он продол­жил аллеи за пределы сада, и под его влиянием впоследствии вся Англия постепенно превратилась в один роскошный парк.

Планы садов, выполненных Кентом, не дают нам возможности судить о характере его творчества, т.к. по ним трудно восстановить исчез­нувшие образцы. Но ему, во всяком случае, приписывают выполнение садов Карлтонгауз, Ричмонд, Кенсингтон и окончание садов Стоу. Сад Карлстон-гауз спроектирован еще совсем в архитектурном характере.

Ричмонд много раз переделывался и о нем поэтому судить трудно. Сады Кенситгтона имеют сейчас чрезвычайно живописный вид: на зеленых лу­жайках расположены вековые деревья, создающие всю красоту этого пар­ка.

Сады Стоу считаются лучшей работой В. Кента, хотя он только закончил эту композицию, начатую до него Бриджменом. Это один из наиболее удавшихся пейзажных парков того времени. Правда, красота природы и разнообразие рельефа во многом содействовали удачному впе­чатлению, но творчество Кента придало этой природе недостающий эф­фект - прекрасные перспективы и игру света и тени. Кент подчеркнул не­которые части пейзажа: округлил форму рощ, усилил скаты, уничтожил прямые аллеи. Он раскрыл перспективу от самого дома до пруда, то там то тут, разрывая массивы зелени для показа небольшого паркового павильо­на. К недостаткам этого сада следует отнести очень большое количество построек. На небольшом участке были сооружены: храм Вакха, храм Ве­неры, храм дружбы, пустынька св. Августина, пещера Дидона и пр. Здесь же был построен знаменитый Палладиев мост, послуживший примером для многочисленных подражаний. В работе по переустройству сада Стоу Кенту помогал Броун. Он раньше был огородником, а потом начал рабо­тать по устройству пейзажных парков. Он был очень известен в свое вре­мя, и ему была поручена переделка большого числа парков Англии. К со­жалению, он был виновником уничтожения целого ряда прекрасных регу­лярных парков. Принято считать, что Броун довел приемы Кента до аб­сурда. Это наследие Кента было тяжело. Броуну никогда не хватало тон­кости, ни культуры своего учителя. Он не стеснялся переделывать пре­красные старинные парки и был участником той волны вандализма, кото­рая в это время уничтожила целый ряд ценнейших композиций. В своих работах Броун вернулся к понятию замкнутого сада и не стремился к рас­крытию горизонта, а, наоборот, окаймлял сады густой стеной раститель­ности. Ему приписывают бездарное изобретение древесных групп, распо­ложенных в плане по кругу (clumbs). Такая форма в плане, да к тому же повторяемая много раз, создавала монотонные, однотипные зеленые ост­ровки, посреди газона. Этим приемом постоянно злоупотребляли в XIX веке, доводя композицию сада до монотонной безвкусицы, благодаря не­умелым мастерам, не обладавшим достаточным художественным чутьем. Заслуга Броуна состояла в умелом использовании воды в парке и в уст­ройстве очень живописных речек и озер. Броун умер в 1783 г.

Чемберс, принимавший участие в строительстве пейзажных пар­ков Англии, ознакомил английскую публику с приемами композиции пар­ков Дальнего Востока. Его книга, вышедшая в 1757 г. «О Восточном садо­водстве» имела сильное влияние на развитие пейзажных парков. Главная работа Чемберса - это устройство садов Кью около Лондона. Они сейчас несколько изменены, благодаря сооружению громадных оранжерей и разбивке цветочных клумб, но в некоторых частях чувствуется его творчест­во и парк остался неизменным. Природные условия участка были благо­приятны и местность однообразна. Чемберс сумел придать этому парку живописность умелым размещением древесных групп и построек. Лучшие участки расположены у Китайской Пагоды и по берегу озера. Характерно отметить, что аллеи этого парка были покрыты газоном. Этот прием анг­личане очень любили и постоянно в современных садах мы встречаем га­зонные дорожки. Задуманные Чемберсом пейзажи исчезли благодаря раз­росшейся растительности и красоте садов. Сейчас во многом зависят от хорошего ухода. План парка очень прост. Центр композиции занят про­долговатым озером, которое служит лучшим украшением во всей компо­зиции. В парке имеется дикая заросль (Wildernes) - обязательный элемент пейзажного парка и целый ряд построек, руины, китайские пагоды и проч. Несмотря на хорошее знакомство Чемберса с восточным садоводством, влияние его на сады Кью очень поверхностное. В настоящее время в этом парке расположен Ботанический сад, один из наибольших в Европе и сла­вящийся своими изумительными растениями.