Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по литературе 2.docx
Скачиваний:
80
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
169.81 Кб
Скачать

Вопрос 2: Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени».

Композиционный центр главы «Максим Максимыч» — портрет Печо­рина. Здесь впервые появляется психологический портрет героя: под­черкивается соответствие внешнего и внутреннего мира Печорина, во внешних противоречиях второй рассказчик, более прозорливый, чем Максим Максимыч, видит отражение внутренних противоречий:

 «...стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сло­жение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характе­ра... Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость... В его улыбке было что-то детское... [но глаза] не смеялись, когда он смеялся…»

Портрет позволяет отчасти проникнуть в характер Печорина. Особое внимание уделяет' рассказчик печоринскому взгляду: «Из-за полуопу­щенных ресниц они [глаза] сияли каким-то фосфорическим блеском... то не было выражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его

— непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы показаться де­рзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Портрет Печорина, приведенный в главе «Максим Максимыч» стро­ится по определенной схеме: вначале даются внешние признаки, затем

— признаки, характеризующие внутреннюю сущность персонажа. Однако важен не столько наивный психологизм этого портрета,

сколько открытие с его помощью двойственности личности Печорина. Вместе с «путешествующим офицером» мы неожиданно обнаруживаем в одной и той же личности сосуществование по крайней мере «двух Печориных». Эта двойственность духовного облика концентрируется в выразительной портретной детали: глаза его «не смеялись, когда он сме­ялся». Впоследствии Печорин точно прокомментирует «раздвоение» собственной личности в разговоре с доктором Вернером: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытс­твом, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смыс­ле этого слова, другой мыслит и судит его...»

Вопрос 3: Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя изменилась? («После бала»)

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значений для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала».

На первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие полковника, его неестественность на балу и истинное лицо после бала. Но значение рассказа глубже. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он действительно такой, он внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить, любимую дочь. Однако, «воинский начальник типа старого служаки», полковник убежден, что «все надо по закону»: и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник искре­нен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуман­ному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомнен­но, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.

Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуаци­ях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Оче­видно, он знает что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необхо­димым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал «.

Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажаю­щие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой от­ветственности человека за окружающее. Именно сознанием этой от­ветственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич.