Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы русского народного танца.doc
Скачиваний:
152
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
4.44 Mб
Скачать

1 Толстой а. К. Собр. Соч., т. 1. М., «Худож. Лит.», 1963, с. 307.

людям, на что они бывают похожи, когда в состоянии опьянения пытаются плясать. Интерес такого зрелища зависел от умения и талантливости исполнителя...»1.

Иногда в одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т. д. Такие пляски, как правило, исполняются мужским соста­вом. В пляске «Горшечник» в одном из сел Курской области пля­сун показывал весь процесс изготовления горшков. Парень мед­ленно, с достоинством выходил в круг и, исполняя проходку, засу­чивал рукава, подвязывал фартук, закреплял волосы — готовился к работе. Затем он замешивал ногами глину, где движения этого трудового процесса очень органично соединялись с дробными пля­совыми движениями. Он притопывал, прыгал, подскакивал и делал различные дроби. Стоя на одной ноге, продолжая плясать, другой ногой он как бы крутил гончарный круг, одновременно показывая руками конфигурацию горшка, который он создавал. Обжигая руки, вынимал он затем горшки из печи. И в конце пляски «да­рил» готовые воображаемые горшки окружавшим его зрителям.

Иногда в одиночных плясках исполнители своими движениями создают образы различных птиц, зверей, рыб и т. д.

«Плясал Иван удивительно, — описывает одиночную пляску И. С. Тургенев, — особенно «рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга — да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь — да и представляет движе­ния рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается, и этак, даже каблуки к затылку подводит»2.

Каждый исполнитель, внося в одиночную пляску свой характер, мастерство, движения, обязательно передает в ней и своеобразную манеру исполнения, присущую той местности, в которой исполня­ется пляска, или той, в которой родился и вырос исполнитель.

При всем разнообразии движений, манеры и характера испол­нения одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции испол­нения, определенную традиционную форму построения. Одиноч­ная пляска может начинаться с движения по кругу — проходки — или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на ме­сте—с выходки. И тот и другой выход являются заявкой на пляс­ку. Это начало пляски, ее зачин.

Женская одиночная пляска

«Во всем танцевальном искусстве Европы не сы­скать такого танца, который бы мог превзойти русскую деревен­скую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской»3. Так

' Голейзовский К. Образы русской народной хореографии, с. 273. > Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем в 28-ми т., т. 13. М.— Л., «Наука», с. 26. 1 Штелин Я. Музыка и балет России XVIII века, с. 150.

ярко и с любовью писал в XVIII в. о женской одиночной пляске Якоб Штелин.

Чаще всего женская пляска начинается с проходки по кругу. Выход, или зачин,— это всего лишь заявка на танец, на создава­емый образ. Мягкой плавной походкой или, как говорят, «вы- ступкой», скромно и с большим достоинством движется девушка. Шаг простой, но мягкий и плывущий—«плывет как лебедушка». В руках у девушки платочек, который она держит то в одной, то в двух руках, она играет и любуется им, «играет» также верх ее корпуса, а руки «поют». Эта часть пляски представляет собой раз­личные сочетания стройных и красивых поз. Затем идет музы­кальное и танцевальное развитие пляски, темп и сложность дви­жений нарастают. Девушка собирается выразить себя как можно полнее, пляшет все задорнее. «Девка пляшет, сама себя красит»— говорят в народе. Она исполняет «припадания», «ковырялочку», «веревочку», которые сочетаются с проходкой и излюбленными движениями русской женской пляски — дробями. Дроби могут быть и быстрые—веселые, и мягкие—лирические, все зависит от характера исполнительницы и сопровождающей мелодии. Затем следует средняя часть пляски, где движения усложняются и темп, как правило, убыстряется. Одна за другой следуют разнообразные дроби и другие движения. Это темповое и эмоциональное нара­стание пляски, увлеченность плясуньи, задор аккомпанемента, воодушевляющий пляшущую девушку, очень точно и хорошо пере­дают слова русской народной песни:

Молодец в гусли заиграл, Мое сердце радо, радо, Скоры ноги расплясались, Руки белы размахались, Очи ясны разгляделись...

Пляска достигает своей кульминации, затем следует финал. Обычно к финалу исполнительница приберегает какое-нибудь наи­более эффектное движение, которое заканчивается внезапной оста­новкой, как бы ставящей последнюю хореографическую точку. Часто в финале девушки используют вращения или повороты, сое­диненные с какими-либо движениями.

Мужская одиночная пляска

Чаще всего она начинается с исполнения какого- то движения на месте. Парень выходит в круг. Исполнив зако­выристое коленце, показав свою выходку, он встает, подбоче­нившись и тряхнув головой, говоря всем своим видом, вот, дес­кать, я каков, смотрите! Сделав паузу, чтобы окружающие вполне могли оценить его выходку, его стиль и молодцеватость, он на­чинает проходку, чаще всего по кругу. Затем исполняется какое- либо движение и вновь проходка, затем снова движение и т. д. Темп песни или сопровождающей мелодии, сперва медленный, по­степенно все увеличивается. Вначале и элементы пляски сравни­тельно просты, затем их сложность непрерывно растет. В сред­ней части, как правило, возрастает энергия исполнителя, которая вначале как бы сдерживается. Здесь и стремительность и виртуоз­ность пляски — хлопушки, дроби, присядки, разнообразные колен­ца как в калейдоскопе сменяют друг друга. Выделывая слож­ные и эмоциональные по своему накалу движения, исполнитель готовит себя к завершающей части пляски, к ее финалу. В финаль­ной части, очень небольшой по времени, плясун исполняет энер­гичное и технически сложное колено (иногда два), которое резко, порой неожиданно заканчивает пляску. К финалу плясун обяза-

Рис. 29. Одиночная мужская пляска (Архангельская обл.)

тельно приберегает очень выразительное, любимое и технически сложное движение. «Выдав» самое замысловатое коленце, па­рень неподвижно застывает в лихой и горделивой позе.

Мы описали лирический, мягкий женский танец и удалой, вир­туозный мужской. Это не значит, что настроение и характер соль­ной пляски обязательно должны быть именно такими. В одиноч­ной пляске открывается большой простор для фантазии исполни­теля, для выражения любого характера и настроения.

Существуют различные варианты исполнения женской и муж­ской одиночной пляски, но, как правило, построение в целом ос­тается традиционным.

Одиночную пляску исполняют под особо полюбившиеся и при­шедшиеся по душе русскому человеку задорные, жизнерадостные, четкие по ритму плясовые песни и мелодии. Так, под старинную песню «Спиря, Спиря, Спиридон» плясали популярную старинную пляску «Спиря». Широко известная в народе пляска «трепак» исполнялась под мелодию того же названия.

«Мелодия плясовой песни для «трепака» отличается бешеным весельем, порывистым, стремительным течением, бойкой, точно топором рубящей, отчетистостью темпа, с каждой минутой все более и более ускоряемого, среди гика и свиста, пока, наконец, и песня, и пляска не превратятся в какой-то шумный и зычный вихрь страстного, вакханального увлечения.

Когда слышишь эту песню и видишь самую пляску, трудно остаться равнодушным: невольно поддаешься этой мощной огне­вой вспышке молодецкого веселья и молодецкой удали, как-то дух захватывает, по телу пробегает бодрящая, возбудительная дрожь, и ноги сами собой притопывают...»

Трепак

! Михневич Вл. Исторические этюды русской жизни, т. 2. Спб., 1882, с. 236—237.

Пляска под эту мелодию исполнялась с различными дробями и топотом ног. Поэтому трепак иногда называют «тропак» — от слова «тропать» (топать. — А. К.). Недаром про эту пляску в на­роде существует поговорка: «Бей трепака, не жалей каблука!» Но трепак состоит не только из дробей, мелких переборов и различ­ных притопов, в нем встречаются и присядки, и различные под­скоки-прыжки, и сильное трясение (трепка) верхней частью кор­пуса и плечами. Руки у плясуна находятся либо в спокойном со­стоянии на талии или на груди, либо он энергично размахивает ими.

Яркую картину исполнения трепака морским царем описывает в поэме «Садко» А. К. Толстой:

Ударил Садко по струнам трепака, Сам к черту шлет царскую ласку, А царь, ухмыляясь, уперся в бока, Готовится, дрыгая, в пляску; Сперва лишь на месте поводит усом, Щетинистой бровью кивает, Но вот запыхтел и надулся, как сом, Все боле его разбирает; Похаживать начал, плечьми шевеля, Подпрыгивать мимо царицы, Да вдруг, как пойдет выводить вензеля, Так все затряслись половицы Пустился навыверт, пятами месить, Закидывать ногу за ногу, Откуда взялася, подумаешь, прыть? Глядеть иидо страшно, ей-богу. Бояре в испуге ползут окарачь, Царица присела аж на пол, Пищат-ии царевны, а царь себе вскачь Знай чешет ногами оба пол. То, выпятя грудь, на придворных он прет, То, скорчившись, пятится боком, Ломает коленца и взад и вперед, Валяет Загребом и скоком; Вот крики послышались там высоко, То гибнут пловцы с кораблями. Отчаянней бьет пятернями Садко, Царь бешеней месит иогами; Вприсядку понес его черт ходуном... Он фыркает, пышет и дует: Гремит плясовая, колеблется дом, И море ревет и бушует...1

Одиночную пляску пляшут под такие широко распространенные и любимые народом песни, как «Камаринская» и «Барыня». Эти высокоэмоциональные, жизнерадостные, неумирающие мелодии дают огромный простор для фантазии пляшущих. Пляшут также под энергичные искрометные частушки и лирические страдания, под «русскую», под «деревенскую» и под многие, многие другие песни и мелодии. «Были бы песни, будет и пляска», «Голосом пля­шет, а ногами поет» — говорят в народе.