Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга Шуранова Н.П. (История Кузбасса).doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
1.42 Mб
Скачать

Глава IX Кузбасс в послевоенные годы (1946-1975 годы).

§ 1. Переход на рельсы мирного развития.

С окончанием Великой Отечественной войны необ­ходимо было перестроить всю жизнь на мирный лад. Повсеместно осуществлялся переход на работу без сверхурочных и с выход­ными днями, восстанавливались отпуска рабочих и служащих. Под руководством областной партийной организации, которую вместо отозванного на работу в ЦК ВКП (б) С. Б. Задионченко с апреля 1946 года возглавил Е. Ф. Колышев, развернулась встреча демобилизованных.

Организующим началом в перестройке на мирную работу явился народнохозяйственный план на четвертую пятилетку. Дружно включились кузбассовцы в организуемое в стране Всесоюзное со­ревнование. Высокоэффективно работали труженики Кузнецкого металлургического комбината. Вместо броневого металла они стали осваивать выпуск тяжелых рельсов с их термообработкой, возобновили производство трамвайных рельсов, налаживали из­готовление кислотоупорного и нержавеющего стального листа.

В 1946 году впервые в мировой практике при помощи монтаж­ного копра был произведен капитальный ремонт доменной печи № 1. От старой печи остался лишь фундамент, на котором была воздвигнута совершенно новая печь. Реконструкция доменной печи № 1 была осуществлена в рекордно короткий срок — всего за 75 суток. Авторы этого смелого проекта — инженеры КМК Р. В. Белан, Б.Н. Жеребин, И.Ф. Домницкий, И. С. Люленков, Б. С. Березкин, Г. Е. Казарновский, Г. Ф. Рыбочкин и его ведущие исполнители были удостоены звания лауреатов Государственной премии.

Лауреатами Государственной премии стали и авторы рекон­струкции мартеновских печей: инженеры С. С. Гудовщиков, Ю.Ф. Коштялов, П.М. Масловский, — предложившие автома­тизацию процесса управления мартенами.

Успешно работали заводы Гурьевский металлургический, Алюминиевый и завод «Свет шахтера».

Капитальные вложения в развитие Кузбасса на пять лет вы­делялись в объеме более 800 миллионов рублей. Начинался этап интенсивного развития Кузбасса, длившийся до 30 лет. Для обес­печения широкой программы перестройки развития действующих предприятий и строительства новых создавалась необходимая база. Налаживалась работа Яшкинского цементного завода, сооружались и вводились в строй Анжерский, Беловский, Ленинск-Кузнец­кий, Киселевский и Новокузнецкий кирпичные заводы. В целом промышленность строительных материалов увеличила объем выпускаемой продукции за пятилетку в 2,6 раза.

Но первоначально послевоенная перестройка на многих предприяти­ях вызвала снижение производства промышленной продукции.

В оборонной промышленности в результате произведенной конверсии осталось только четыре предприятия: комбинат № 392 («Прогресс»), завод №319 («Коммунар»), №606 («Мехзавод») и № 75 («Юрмаш»), который явился крупным градообразующим предприятием. Выросший вместе с ним красивый поселок Юрга с необходимой инфраструктурой в 1949 году был преобразован в город.

В результате проведения реконверсии объем промышленного производства в стране в 1946 году по сравнению с 1945 годом сократился на 3 процента, а в Кузбассе — на 23 процента. Одно­временно с реконверсией началась модернизация оборудования, совершенствование технологии, что на первых порах тоже приво­дило к временному сокращению производимой продукции.

С полученными сверхнапряженными заданиями не справились заводы «Карболит», Кемеровский электромеханический, Кисе­левский машиностроительный, Беловский завод средств связи. В 1946 году объем производства в химической индустрии Кузбасса по сравнению с 1945 годом сократился на одну треть. Но к концу 1946 года был завершен перевод химических предприятий на вы­пуск мирной продукции. Завершился перевод и в других отраслях. Это вызвало некоторое снижение темпов их развития.

Особенно трудным было положение в угольной промышлен­ности. Не выполняли плановые задания оба угольных комбината — «Кузбассуголь» и «Кемеровоуголь». Велик был износ шах­тного оборудования за военный период. Недостаточно поступало горношахтного оборудования и запасных частей к нему. Широко развернулся возврат в родные места эвакуированного в Кузбасс населения и мобилизованных рабочих. Низка была производитель­ность труда вновь поступавших рабочих и работавших на шахтах спецпереселенцев. За 1946—1947 годы на шахты Кузбасса было принято вновь 130 тысяч рабочих, выбыло 106 тысяч, в 1946 году ушедшие составили около трети трудящихся в угольной отрасли, в 1947 году — 42 процента.

Для преодоления послевоенных трудностей на шахтах про­водилась напряженная организаторская работа. Но в развитии соревнования ряд руководителей шахт и партийных организаций применяли административные методы. Бригадам, участкам и пер­сонально шахтерам давали повышенные задания и заставляли подписывать клятву в безусловном их выполнении. А тех, кто чрез­мерные задания не выполнял, называли «клятвоотступниками». План 1947 года бассейном был выполнен на 95,2 процента.

Работа на шахтах Кузбасса 6 марта 1948 года специально обсуж­далась в ЦК ВКП (б). А затем в Кузбассе состоялась научная кон­ференция, на которой по докладу Госплана были определены пути преодоления трудностей и дальнейшего развития Кузбасса.

Преодолевая трудности, шахтерские коллективы стали нара­щивать угледобычу. В 1948 году за высокие достижения в добыче угля в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период звание Героя Социалистического Труда было присвоено сразу 24 горнякам, среди которых были начальники угольных комбина­тов В. И. Воробьев и В. Г. Кожевин, главный инженер комбината «Кузбассуголь» Т. Ф. Горбачев, управляющие трестами «Прокопь-евскуголь» и «Ленинскуголь» П. И. Кокорин и А. И. Федоров, бри­гадиры Е. А. Бурлов, К. Я. Ворошилов, Ш. Зайнутдинов, Ф. П. Раб, П. Я. Усов, начальник участка Я. К. Чекмарев и др. Все развитие в четвертой пятилетке проходило в сложных условиях. С одной стороны, основные ресурсы страны направлялись на возрождение разрушенных фашистскими оккупантами западных районов. С другой стороны, США, развязав холодную войну, ежегодно, и по несколько раз в год, разрабатывали планы горячей войны — атом­ного нападения на СССР. Это требовало создания для своей защиты собственной атомной промышленности.

В ходе высокозатратной гонки вооружений 29 августа 1949 года была испытана советская атомная бомба. Монополия США на обладание атомным оружием была ликвидирована. Но гонка вооружений продолжалась. А народное хозяйство страны и Куз­басса надо было двигать вперед.

За годы четвертой пятилетки в бассейне построили шахты «Зыряновскую», «Ягуновскую», «Красногорскую», «Зенков-скую », « Бунгурскую », разрезы « Краснобродский », « Бачатский » (с 1977г. — «50 лет Октября») и другие предприятия. Всего вместо предусмотренных по плану 18 было введено в эксплуатацию 11 шахт и разрезов. Мощности по добыче угля возросли не на 18, а на 9 миллионов тонн в год. Хотя в последний год пятилетки шахтеры выдали не 40, как намечалось планом, а 36,8 миллиона тонн угля, но это было больше довоенного (21,1 миллиона тонн) и больше объема 1945 года, когда он составил 29 миллионов тонн. Для подготовки горняцких инженерных кадров в 1956 году был открыт Кемеровский горный институт. Его первым рек­тором был назначен Герой Социалистического труда профессор Т.Ф. Горбачев.

По-боевому работали металлурги. На КМК развернули капи­тальный ремонт и модернизацию части наиболее изношенного и устаревшего оборудования в обжимном, рельсобалочном, среднесортном и листопрокатном цехах, совершенствовали тех­нику и технологию производства. Широкое развитие получило соревнование. В авангарде его шли скоростники М. М. Привалов, С. С. Баев, Н.И. Лутов.

Запланированный на конец пятилетки уровень производства чугуна и стали был достигнут за 3,5 года, а проката — за 3 года. Особенно помогло улучшение работы коксового цеха и рекон­струкция доменной печи № 2. Это позволило в 1949 году превысить запланированные на 1950 год задания по производству чугуна на 9,5 процента, а за ним и выпуск стали на 11,4 и проката на 11,5 процента.

Не отставали от КМК и другие предприятия черной и цветной металлургии Кузбасса. Гурьевский металлургический завод вы­пускал легированную и мартеновскую сталь, сортовое и кровельное железо, прокат разных профилей — балки, швеллеры. Здесь же изготавливали металлургическое оборудование, запчасти к сель­хозмашинам, гвозди, крючья, оцинкованную посуду, кровати. Выплавка стали по сравнению с началом четвертой пятилетки составила 154,4 процента, производство сортового проката — 185 процентов, металлоизделий — 280 процентов. Новокузнецкий алюминиевый завод уже в 1946 году 80 процентов всей продукции выдавал первым сортом.

В химической промышленности области за первое послевоенное пятилетие намечалось удвоить объем производства по сравнению с довоенным уровнем. Химики Кузбасса разработали и освоили ряд новых технологий. В 1949 году на заводе «Карболит» группа инженеров: А. П. Габер, Л. А. Голубов, И. П. Михеев — разра­ботали технологию производства новой марки текстолита для вкладышей подшипников прокатных станов. Это позволило значительно сократить простои прокатных станов при смене изношенных подшипников. Химические предприятия в пер­вые послевоенные годы значительно увеличили производство удобрений, товаров широкого потребления. Коллектив анили-нокрасочного завода с пятилетним планом справился за 3 года. В целом за пятилетие химическая промышленность области увеличила объем валовой продукции на одну треть. В 1949 году началось строительство Новокемеровского химического комбината («Азота»).

Система Кузбассэнерго была крупнейшей в Сибири, производи­ла больше электроэнергии, чем во всей дореволюционной России. Но отдельные промышленные предприятия области зачастую срывали выполнение производственной программы по вине энерге­тиков. Спрос на электроэнергию возрастал, так как предприятия, построенные в годы войны, стали расширять и совершенствовать производство, а оборудование электростанций в военные годы износилось, из-за чего происходили срывы в их работе. С целью ликвидации дефицита электроэнергии были введены в строй новые мощности на Кемеровской ГРЭС, ТЭЦ Кузнецкого метал­лургического комбината, на электростанциях Анжеро-Суджен­ска и Таштагольского рудника, завершилось строительство ТЭЦ Новокузнецкого алюминиевого завода. Во второй половине 1946 года развернулось сооружение Южно-Кузбасской ГРЭС, и к концу 1950 года строительство ее первой очереди было завершено. Еще одним достижением энергостроителей было сооружение мощной линии электропередачи Кемерово—Юрга. В целомло Кузбассу за пятилетку мощности электростанций выросли на 20 процентов, а производство электроэнергии — на 36 процентов.

За годы послевоенной пятилетки промышленность Кузбасса значительно превзошла довоенный уровень. В 1950 году по срав­нению с 1940 годом добыча угля увеличилась в 1,7 раза, добыча железной руды — в 1,7 раза, выплавка чугуна — в 1,2 раза, ста­ли — в 1,5 раза, производство проката — в 1,6 раза, минеральных удобрений — в 1,7 раза, цемента — в 3 раза, электроэнергии — в 2,8 раза. Все эти успехи были достигнуты благодаря самоотверженному ТРУДУ. новаторству, творческому поиску тысяч кузбассовцев.