Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга Шуранова Н.П. (История Кузбасса).doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
1.42 Mб
Скачать

§ 3. Кузбасс в годы Первой мировой войны

1 августа 1914 года началась Первая мировая война. На местах стал действовать мобилизационный аппарат военного министерства. В армию призывались все мужчины, годные к службе, от 19 до 39 лет. Военно-окружные штабы формировали призванных в маршевые роты. По Кузбассу потянулись конные подводы и эшелоны мобилизованных.

Первые мобилизации (июля — сентября L9J. 4 года) сопровождались стихийньгми беспорядками, вызванными плохой органи­зацией призыва, — отсутствием пунктов питания, закрытием по распоряжению администрации винных лавок, призывом в момент полевых работ и т.п. Волнения мобилизованных произошли в пяти населенных пунктах Мариинского уезда и 35 пунктах Кузнецкого уезда. Военно-окружные суды приговорили активных их участни­ков к каторге на разные сроки и тюремному заключению.

Семьям, проводившим призывников и не имевшим других сыновей-кормильцев, назначались пособия по 2—3 рубля в месяц. Задержка их выплаты нередко порождала стихийные выступления женщин.

Производилась и мобилизация лошадей. Все транспортные средства (лошади, повозки, упряжь), принадлежавшие герман­ским и австрийским подданным, принудительно изымались на нужды войны.

В апреле 1915 года введен военный налог, которым облагались все лица 1Угуж£кого иола в возрасте до 43 лет, освобожденные от воинской повинности. Лица, имевшие доход до 1 тьхсячи рублей в год, платили 6 рублей налога, с дохода от одной до пяти тысяч — 25 рублей, от пяти до десяти тысяч — 50 рублей, от десяти до двад­цати тысяч — 100 рублейг свыше двадцати тысяч — 200 рублей в год. Уволенные со службы инвалцды имели право на получение от казны содержания от 3 до 6 рублей в месяц.

Функцию моральной поддержки населения выполняла церковь. В Кузбассе в 1914 году было 152 церкви, 71 часовня, 54 молитвенных дома. Сельские общества сами обеспечивали содержание церковно- и священнослужителей. Ряд церковных праздников сопровождался мероприятиями светской власти. Так, в День Геор­гия Победоносца (26 ноября) в 1916 году чествовали георгиевских кавалеров, и были проведены торжества Мариинской городско думой и Кузнецкой городской управой.

Уход на фронт трудоспособных мужчин оголил сельское хозяйство. Посевные площади в Мариинском и Кузнецком уездах сократились в 1915 году до 53 тысяч десятин, сбор зерновых упал с 30,6 миллиона пудов в 1914 году до 9,9 миллиона пудов в 1915 году. В 1916 году посевы были на 29,3 процента меньше, чем в 1915 году. Падала урожайность. Доля беспосевных хозяйств в Мариинском уезде увеличилась с 6,2 процента в 1913 году до 12 процентов в 1917 году.

В связи со скоплением войск на станциях уже осенью 1914 года цены поднялись в 1,5—2 раза. К концу 1916 года рубль подешевел в 4 раза. Внутрихозяйственные проблемы крестьянства усугубля­лись ростом налогов и недоимок.

В декабре 1916 года правительство объявило о введении госу­дарственной монополии на хлеб и о принудительной разверстке среди крестьян 800 миллионов пудов хлеба. Это вызвало повсе­местно массовые выступления селян против реквизиций фуража и продовольствия, доходившие до столкновений с полицией.

В промышленности сократилась добыча золота. Вместе с тем выросли железнодорожные перевозки. Однако из-за ограниченной пропускной способности Сибирской магистрали начались перебои с доставкой топлива.

«Копикуз» активизировал разведки угольных богатств Куз­басса, для чего пригласил группу геологов под руководством Л. И. Лутугина.

Леонид Иванович Лутугин (1864—1915) после окончания Пе­тербургского горного института долгое время руководил работами по картированию и описанию угольных пластов Донбасса. В 1915 году за произведенную работу был представлен к золотой медали на Всемирной выставке в Турине (Италия). Будучи в 1913 году приглашенным в Кузбасс, он выдвинул программу широкого гео­логического исследования бассейна и практических рекомендаций по закладке шахт. Сотрудниками его стали петербуржцы П. И. Бу­тов, А. А. Гапеев, В. И. Яворский, А. А. Снятковский. Исследовав береговые обнажения Томи, геологи сделали вывод о мощности угленосного слоя Кузбасса до семи тысяч метров, тогда как ранее предполагалось, что он не более одного километра. Благодаря их работам, Кузнецкий бассейн стал расцениваться не как бассейн местного значения, а как крупнейший бассейн мира. Л. И. Лутугин скоропостижно скончался во время полевых работ в августе 1915 года. Работы не были завершены (причинами были начавшаяся война, нехватка средств, уход в армию ряда исследователей).

Началось строительство Кольчугинской ветки от ст. Юрга до Кольчугино с ответвлением от ст. Топки до Кемеровских копей, где у села Щеглово развернулось строительство коксохимического завода. В сентябре 1915 года до Кемерова открылось временное грузовое, а в декабревременное пассажирское движение. 1916 году «Копикуз» начал подготовку к строительству металлургического завода набазе железных руд Тельбесского месторождёния в Горной Шории. Для проектирования строительства доменнового типа в 1917 году в Кузбасс был приглашен выдающийся металлург Михаил Константинович Курако (1872—1920). Однако приглашение было реализовано только в 1919 году. В 1920 году М. К. Курако умер в Кузнецке от тифа. Созданные позднее металлургические гиганты Кузбасса превзошли самые смелые его предположения.

Однако к февралю 1917 года ни коксохимзавод у с. Щешлово, ни металлургический не были построены. Но добыча угля в Куз­бассе возросла с 47 миллионов пудов в 1913 году до 72 миллионов в 1916 году. Основную его массу давали Анжерские и Судженские копи.

Население городов и рабочих поселков Кузбасса к 1917 году представляло 67 тысяч человек (11,4 процента). Сельское насе­ление насчитывало 522 261 человек.

Заработная плата поденных рабочих-мужчин составляла 1,8 рубляТГдень, женщин — 70 копеек, подростков — 60 копеек.

Медицинское и культурное обслуживание оставалось малодос­тупным. Грамотность достигала в шахтерских поселках в 1917 году лишь 26,6 процента, на золотых приисках — 20,6 процента. Убогие условия жизни, изматывающий труд, беспросветность существования поднимали глухой ропот и брожение.

Война активизировала общественно-политическую оппозицию. Однако издевяти социал-демократических организаций, действо­вавших в Западной Сибири в годы войны, только одна находилась в Кузбассе — на станции Тайга. В некоторых населенных пунктах Кузбасса идейная социалистическая работа осуществлялась оди­ночками-активистами из рабочих и ссыльных социалистов. На Анжерских и Судженских копях ее вели И. Кудрявцев, В. Сту-паев, А. Бияков, Т. Головатов, которые имели связи с томскими революционерами. В апреле 1915 года из Томского полицейского управления бежал и скрылся на Кольчугинских копях известный социал-демократ М. И. Сычев (Франц Суховерхов).

Местные власти предпринимали всяческие меры к предупреж­дению распространения нелегальной литературы на территории уездов. Задерживалась корреспонденция с вложением подпольной литературы, просматривались на почте даже письма, уже имевшие штемпель цензурного комитета. Строжайше контролировалось содержание посылок, направляемых на фронт, и зарубежная корреспонденция, беспрекословно изымалась корреспонденция на еврейском языке.

Литература

1. Анжеро-Судженск: 100 лет. События и люди. — Новосибирск, 1997.

2. Баев О. В. Иностранный капитал в промышленности Кузнец­кого бассейна (конец XIX — начало XX веков). — Кемерово, 2004.

3. Балибалов И. А. Кемерово: вчера, сегодня, завтра. — Кемеро­во, 1982.

4. Ермолаев А. Н. Из истории строительства Сибирской желез­ной дороги на территории Кузбасса в конце XIX — начале XX вв.//Архивы Кузбасса: Информ.-методический ист.-краеведч. Бюл. 1. — Кемерово, 2003. С. 85—91.

5. Зинякова В. М. Общественно-политическая обстановка в Куз­бассе в годы Первой мировой войны // Из истории освоения юга Западной Сибири русским населением в XVII — начале XX в.в. — Кемерово, 1997. С. 44—56.

6. Карманов В. А. Тисуль: Страницы прошлого и настоящего Тисульского района. — Кемерово, 1983.

7. Карпенко 3. Г. Рабочие и крестьяне Кузбасса накануне и в годы Первой русской революции 1905—1907 гг. — Кемерово, 1956.

8. Карпенко 3. Г. Кузнецкий угольный. 1721—1971. — Кемеро­во, 1971.

9. Кузбасс. Прошлое, настоящее, будущее. — Кемерово, 1978.

10. Летопись села Кузбасса. — Кемерово, 2001.

11. Макарчук СВ. Социал-демократическое движение в Кузбассе на рубеже XIX — XX веков // 55 лет Кемеровской области. Материалы научно-практической конференции. — Кемерово, 1998.

12. Мариинску— 125 лет: Краткий историко-экономический очерк. — Мариинск, 1981.

13. Мельников Н. В. Горные инженеры. — М., 1981.

14. Привалихин В. И. Тайга — 100 лет: Ист. очерк. — Новоси­бирск, 1996.

15. Сорокин М. Е. У горы Фабричной: Записки краеведа. — Кеме­рово, 1991.

16. Уголь Кузбасса/Под ред. В. Е. Суслова, А. И. Петрова. —М., 1984.