Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тадтаев X.Б. — Этнос. Нация. Раса. Национально-....rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
4.93 Mб
Скачать

1 Цвейг с. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина. М., 1986. С. 213.

231

вета кальвинистская церковь в знак раскаяния воздвигла ему памятник в Женеве.

Терпимость к инакомыслию не только способствовала раскрепоще­нию познавательных потенций человека и значительным успехам в на­учном познании, но формировала определенный тип научного мышления. Разумеется, терпимость к индивидуальной свободе, к ина­комыслию в протестантских странах не привела автоматически к сию­минутному формированию нового типа творческого мышления. Пона­добились сотни лет для радикальной эволюции творческого мышления. Вполне естественно, что дифференциация творческого мышления на католический тип мышления и протестантский носит относительный характер. Между двумя типами мышления отсутствует «китайская сте­на». Но само наличие протестантского типа творческого мышления, отличающегося от католического, не вызывает сомнений, оно эмпири­чески доказуемо.

Надо отметить, что сам термин «религиозный фактор творческого мышления» является эвфемизмом, поскольку нельзя считать принад­лежность к любой религиозной среде абсолютной помехой для успеш­ной научно-познавательной деятельности. Проблема религиозного фак­тора творческого мышления исследуется социологами, психологами, историками и т.д. Так, американский социолог, сотрудник Чикагского университета Э.М. Грили обратил внимание на тот факт, что среди уни­верситетских преподавателей католиков меньше, чем представителей других религиозных течений (т.е. протестантов). При этом учитывается пропорциональная численность обеих групп в населении всей страны.

Долгое время такая диспропорция считалась свидетельством недос­таточной интеллектуальности католиков. При объяснении данной дис­пропорции исследователи выдвигали гипотезу, согласно которой католицизм воспитывает подчинение в ущерб интеллектуальной свобо­ды. Выдвигались и другие причины, мешающие выбору академической карьеры: влияние католической церкви, отсутствие интереса у католи­ков к «преходящим» ценностям, страх перед современной наукой и т.д. В своем исследовании Э.М. Грили анализирует результаты ряда эмпи­рических исследований и стратифицирует профессуру элитных американских колледжей и университетов в зависимости от их возраста и вероисповедания. Доля преподавателей-католиков особенно мала среди представителей старшего возраста. В исследовании отмечается, что доля профессоров-католиков увеличивается по мере уменьшения возраста и в возрастной группе моложе 30 лет почти достигает уровня профессоров-протестантов.

232

Диспропорция в старшей возрастной группе и пропорциональность в группе моложе 30 лет среди университетских преподавателей католиков и протестантов часто объясняют тем обстоятельством, что религиоз­ность среди представителей старшей возрастной группы значительно выше и, наоборот, значительно ниже среди людей моложе 30 лет.

Для объяснения диспропорции среди ученых старшего поколения между католиками и протестантами Э.М. Грили выдвигает и другую (нерелигиозную) гипотезу. Он утверждает, что ранние иммигрантские слои, среди которых доминируют протестанты, оказались «втянутыми» в культуру американского общества, а это обеспечивало их более ак­тивное участие в научной деятельности. Большинство католиков отно­сится к более поздним иммигрантским слоям и не всегда полностью адаптировалось к культуре американского общества, а это обстоятель­ство препятствует активному участию в научной деятельности.

Э.М. Грили приходит к выводу, что с 1961 г. положение неуклонно меняется - количество ученых-католиков растет. Такое изменение, эм­пирически фиксируется, однако причины этого положения остаются неясными: «Что-то явно произошло, - пишет Э. Грили, - и, вероятно, продолжает происходить в американской католической общине. У нас есть только смутные намеки на то, что и почему происходит и во что это может вылиться»1. Э.М. Грили предполагает, что успехи ученых-католиков возможно объяснить тем обстоятельством, что католический духовный базис, претерпевший значительный модернизм, более не пре­пятствует успешной академической карьере (об успехе ученых-католиков США свидетельствует, в частности, присуждение Нобелев­ской премии аспирантам-католикам конца 50-х - начала 60-х гг.).

Итак, начиная с 60-х гг. диспропорция между учеными США (като­ликами и протестантами) уменьшается, но она все же сохраняется, хотя в 70-80-е гг. наблюдается смешение этнических групп и приобщение всех иммигрантских групп к культуре американского общества. В этой связи многие исследователи все же предполагают, что имеется различие в творческом познавательном мышлении католиков и протестантов. Однако подобная точка зрения представляется некоторым исследовате­лям (прежде всего социологам) неоправданной, и диспропорцию числен­ности ученых-католиков и ученых-протестантов они объясняют другими факторами (в частности, социально-экономическими). Признание множе­ства факторов, детерминирующих национальные особенности творческого мышления в совокупности не отрицает значимости религиозного фактора.

1 Greely A.M. The religious factor and academic careers. Another communication // Amer. J. of sociology. Chicago, 1973. Vol. 78, № 5. P. 1253.

233

Речь идет лишь о снижении значимости религиозного измерения в челове­ческой деятельности вообще и в творческом мышлении в частности. Одна­ко, несмотря на снижение значимости категории религиозного мышления, оно выступает важной детерминантой в совокупности с другими фактора­ми особенностей национального стиля мышления. Профессор отдела со­циологии Женевского университета (Швейцария) Кристина Лалив Д'Эпинэ в статье «Время, пространство и социокультурная идентичность», эмпири­ческой базой которой послужил опрос 150 швейцарцев, пришла к выводу, что большинство католиков все происходящее расценивает с религиозной точки зрения'. В мышлении же протестантов религиозный фактор не явля­ется столь существенным.

Особое воздействие на интеллектуальное раскрепощение протестан­тов оказал и продолжает оказывать протестантский теологический мо­дернизм, начавшийся в 60-х гг. в США и ряде других стран. Так, шокирующей сенсацией явилось в начале 60-х гг. провозглашение «смерти Бога» дипломированными протестантскими теологами США (И. Альтицер, В. Гамильтон, П. Ван-Бурен, Г. Кокс и др.). «Смерть Бо­га», по словам протестантских теологов, не является отрицанием Бога как некоей объективной реальности, а выражением кризиса традицион­но-теистических форм выражения божественной сущности. «Когда мы утверждали, что Бог умер, - писал В. Гамильтон, - мы говорим не об отсутствии переживания Бога, а о переживании отсутствия Бога»2. Мо­дернизм протестантизма нельзя рассматривать как отказ от религиозно­го мышления вообще. Речь идет о поиске новых форм религиозного мышления, доступных и понятных современному человеку.

Анализ современного католицизма показывает, что модернизм в оп­ределенной степени затронул и Римско-католическую церковь. Однако модернизм католицизма по глубине и радикальности не соизмерим с модернизмом протестантизма. Католическое мышление остается более приверженным традиционным ценностям. Следовательно, хотя принад­лежность к католицизму и не служит помехой для научной деятельно­сти, но в определенной степени может ограничивать интеллектуальную автономию, интерес к «преходящим» ценностям.

При исследовании национальных особенностей творческого мышле­ния, нельзя игнорировать религиозный фактор. Но неоправданы также и преувеличение, абсолютизация как религиозного, так и любого другого