Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лингвострановедение лекции.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
1.05 Mб
Скачать
  1. Генрих VIII Разрыв с Римским папой и новая церковь Англии

Если сказать кратко о времени Генриха VIII, причинах разрыва с папской католической церковью и созданием англиканской церковью независимой от Рима, то причиной всему было неуемное желание Генриха VIII иметь детей, и в первую очередь, 'наследника мужского пола. Конечно, здесь также было и стремление Генриха VIII распоряжаться всем в Англии, в том числе и доходами церкви.

Какова же была общая ситуация в Англия в этот период? В начале XVI в. развернулся процесс первоначального накопления капитала, основу которого составляло обезземеливание крестьянства. Одной из форм обезземеливания было огораживание. (Огораживание - насильственный сгон крестьян феодалами с общинных земель, которые феодалы огораживали изгородями, канавами и т.д., происходившее в Англии с конца XVI в. до начала XIX в.). Огораживание - форма массовой экспроприации крестьянства, которая была первоосновой первоначального накопления капитала. Крестьяне, лишенные земли, превращались в бродяг, нищих. Позднее, так называемые парламентские огораживания, разрешенные актами парламента 18 в. - нач.19в., привели в Англии к исчезновению крестьянства как класса.

Английский абсолютизм, начало которому положил основатель династии Тюдоров Генрих VII (1485-1509 гг.), имел ряд особенностей по сравнению с «классическим» абсолютизмом французского или испанского типа. Конечно, как и все типы, он выражал интересы, прежде всего феодальной знати. Но это была уже не старая знать, опиравшаяся на свои наследственные вотчины. Генрих VII приказал разрушить феодальные замки, распустил феодальные дружины, а земли, конфискованные у побежденных противников, раздавал своим сторонникам - рыцарям и джентри (средние и мелкие помещики - сквайры, сельские джентльмены). Становясь крупными землевладельцами, они формировали новую знать, окружавшую короля. Между этой новой знатью и низшими сдоями нового дворянства, все более тесно смыкавшегося с буржуазией, не было значительных противоречий вплоть до конца XVI в. поскольку новое, быстро обуржуазивающееся дворянство, поддерживало королевскую власть, и именно оно господствовало в Палате Общин. Генрих VII и его преемники продолжали созывать парламент, который стад их послушным орудием, до конца XVI в.

Все же, сохранение органа сословного представительства в виде парламента было важной особенностью английского абсолютизма: на континенте абсолютные монархи не желали идти даже на чисто формальные ограничения своей власти.

Пользуясь поддержкой дворянства в графствах и буржуазии в городах, английский абсолютизм не нуждался в сильном и разветвленном бюрократическом аппарате, подобно французскому. Выборные мировые судьи, сквайры, и городские власти обеспечивали проведение в жизнь королевских указов и парламентских актов.

Несмотря на особенность английского абсолютизма власть короля была еще достаточно сильна, что особенно проявилось в правление Генриха VIII (1509-1547 гг). Становясь все более деспотичным, он отправлял на эшафот каждого, кто осмеливался ему перечить. Едва ли не самой опасной должностью при дворе стала должность первого министра - лорд-канцлера. Став неугодными, канцлеры, включая Томаса Мора (автор «Утопии» - первого произведения о «социализме», естественно, утопическом), неизменно приговаривались к смерти. Т.Мора казнили за отказ признать Генриха VIII главой английской церкви.

Разрыв с римской католической церковью, развод с Екатериной Арагонской и другие жены Генриха VIII. Непосредственным поводом к разрыву с Римом послужил бракоразводный процесс Генриха VIII. Его жена Екатерина Арагонская — испанская принцесса, не имела сыновей, и король решил жениться на ее фрейлине — Анне Болейн. Отказ папы санкционировать развод, которого требовал Генрих VIII, вызвал прямой конфликт. Специальным актом парламента король получил право на развод, а в 1534 г. был принят чрезвычайно важный «Акт о королевской супремации», т.е. о верховенстве короля над английской церковью (с этого времени её именуют англиканской). Отныне папа Римский утрачивал все права на Англию, главой церкви становился король, церковь превращалась в составную часть государственного аппарата. Были закрыты все монастыри. Номинально вся церковная земля перешла к королю, но была роздана его приближенным из новой знати и распродана по низким ценам джентри и капиталистам.

Окончательный разрыв Генриха VIII с Ватиканом произошел в 1531 году, когда король был объявлен «в рамках христианского закона, протектором и верховным главой англиканской церкви и ее духовенства». Таким образом, власть папы Римского в Англии отменялась.

Еще более важным стал «Закон об аннатах» 1532 года, который положил конец ежегодным выплатам папе. Формально король не менял религии: англичане оставались все теми же католиками, только неподвластными папе. В 1539 году парламент принял «Акт о шести статьях», который, по сути, представлял догматы англиканской церкви. Там не было и намека на радикальный протестантизм. А для того чтобы ни у кого не возникло сомнений на сей счет, король воспользовался старым испытанным средством — публично сжег двадцать два протестанта.

Таким образом. Реформация в Англии была проведена сверху, в соответствии с интересами новой знати, джентри и крупной буржуазии. Тем не менее, она способствовала укреплению абсолютной монархии, консолидации государства на национальной основе, что в свою очередь ускоряло процесс формирования английской нации и культуры.

факультативно: Супружество, развод, отделение от Рима

Отсутствие наследника побудило Генриха VIII на поиск новой супруги. И эти поиски были недолгими. Королю приглянулась фрейлина своей жены - Анна Болейн. Генрих VIII попытался развестись «цивилизованным» способом, но папа Римский не дал разрешения на развод. Тогда Генрих VIII попытался заручиться поддержкой экспертов в своих попытках «законно» развестись с Екатериной Арагонской, у которой не получалось дать королю наследника: в августе 1529 года он обратился за консультацией к специалистам по церковному праву. Ученые из Оксфордского и Кембриджского университетов поддержали короля, с ними соглашались профессора еще шести европейских университетов. Папа Климент VII остался глух к их мнению, и тогда Генрих - в качестве средства давления на папу - решил укрепить собственную власть над церковью. Представители английского духовенства оказались в сложном положении: с одной стороны, они обязаны были сохранять верность своему духовному лидеру в лице папы, но с другой стороны, они ведь оставались англичанами, обязанными хранить лояльность по отношению к королю.

Конечно, конфликты между папством и монархией случались и раньше. Теперь Генрих VIII обвинил свое духовенства в том, что, они склоняли голову перед папой. Напуганные клирики попытались откупиться, это дало Генриху неплохой доход. Одно только Кентерберийское аббатство заплатило сто тысяч фунтов за то, чтобы вернуть себе благосклонность короля. В период между ноябрем 1529 г. и маем 1532 г. состоялось четыре заседания парламента. Генрих использовал их опять-таки, чтобы подтолкнуть папу к положительному решению дела о разводе. Посредством собственных статутов и парламентских актов он существенно урезал привилегии английского духовенства. К концу 1532 г. потребность в разводе у Генриха еще более обострилась, поскольку выяснилось, что Анна Болейн беременна. Будущий ребенок, особенно если это будет мальчик, наследник трона, должен был появиться на свет в законном браке. В январе 1533 г. состоялось тайное венчание Генриха с Анной, при том что развод со своей женой Екатериной Арагонской так и не был оформлен. Для облегчения собственного положения король посвятил в сан архиепископа Кентерберийского своего ставленника Томаса Кранмера (1489-1556 гг.). Тот во всем поддерживал Генриха VIII. По иронии судьбы сам папа, делая шаг к примирению, даровал Кранмеру полноту власти. Возможно, папа плохо знал этого человека, но так или иначе дело было сделано — Томас Кранмер стал архиепископом. Парламент, со своей стороны, еще более способствовал его возвышению. В 1533 г. он принял «Акт об апелляциях», который передал право окончательного решения теологических споров не папе, а архиепископу

Таким образом, пропасть между католическим Римом и Англией все увеличивалась. Далее события развивались ускоренным темпом. Восьмого мая 1533 года Кранмер начал в городе Данстебл судебное разбирательство против Екатерины Арагонской. Двадцать третьего мая он вынес решение о признании ее брака с Генрихом VIII недействительным, соответственно тайный брак, заключенный с Анной Болейн, приобретал юридическую силу. А уже через неделю, 1 июня, Анна стала королевой Англии. К огромному разочарованию короля родилась девочка (будущая королева Елизавета I.) Таким образом.

вопрос о наследовании — тот самый, который лежал в основе разрыва с Римской церковью, —по-прежнему оставался открытым и требовал скорейшего разрешения. Когда весть об этих событиях дошла до папы, он отлучил от церкви архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера, а Генриху дал месяц на то, чтобы одуматься. Послушный воле Генриха парламент созыва 1533-1534 гг. разорвал последние связи с Римом. Теперь папа лишался права назначать епископов в Англии, все выплаты в его пользу запрещались. Отделение произошло поистине с головокружительной скоростью, которая диктовалась в первую очередь потребностью в законном наследнике мужского пола. Как ни странно, несмотря на экстраординарный характер происшедшего, бури в цивилизованном мире не разразилось. Генрих позаботился обставить случившееся как вполне легитимное решение, принятое английским парламентом. К тому же формально он не менял религии: англичане оставались все теми же католиками, только неподвластными папе. Тем не менее, и тут не обошлось без драматических событий. Главным католическим мучеником стал сэр Томас Мор (1478-1535 гг.). На тот момент он исполнял обязанности лорда-канцлера при дворе Генриха VIII. Являясь ревностным католиком, он смело отстаивал свои идеи в парламенте. Увы, общественное мнение оказалось против него, и, в конце концов, Мора казнили за отказ признать Генриха главой английской церкви.

Гуманизм. С конца XV в. и особенно в начале XVI в. в Англии, вслед за Италией и другими странами, начинается бурная ломка старого мировоззрения феодальной эпохи. По мере развития нового, капиталистического уклада, начала формироваться и новая идеология, новая оптимистическая и жизнеутверждающая культура Возрождения. В центе интересов блестящей плеяды мыслителей, ученых, писателей, художников той эпохи находился человек, его мысли и страсти, его разум и тело, безграничные возможности совершенствования личности.

Достижения технической мысли, Великие географические открытия, совершенные художественные ценности - все это создавалось людьми, и мыслителей, сосредоточивших внимание на человеке, принято называть гуманистами (homo), а все культурное движение той эпохи - гуманизмом. Стремясь к познанию природы и человека, люди этого времени обратились к ценностям античной культуры, забытым, либо извращенным в течение веков господства схоластики, стали возрождать эти ценности, изучать их, по своему перерабатывать достижения античной мысли и искусства.

Разыскивая, скупая и коллекционируя греческие и древнеримские рукописи, обнаруженные в развалинах итальянских и греческих городов, погружаясь в мир античной истории, гуманисты находили в древности то, что искали, - мысль, свободную от схоластических оков средневековья. И для этого гуманисты изучали классические языки - латинский и греческий, но это была уже не средневековая латинская ученость, препятствующая развитию национальных языков и культуры, а новая гуманистическая (или как стали говорить впоследствии - гуманитарная), образованность, сыгравшая прогрессивную роль в формировании нового, буржуазного мировоззрения.

Факультативно: Томас Мор

Самым выдающимся представителем раннего английскою гуманизма был гениальный мыслитель, родоначальник утопического социализма Томас Мор (1478-1535 гг.). Сын крупного юриста, Т. Мор после классической школы и нескольких лет службы в доме одного из просвещенных епископов поступил в Оксфордский университет. Знакомство с кружком гуманистов, которые привили ему любовь к изучению античности, во многом определило круг интересов Т. Мора.

Генрих VIII, склонный в первые годы своего правлении поддерживать гуманистов, привлек Т.Мора ко двору, а затем назначил лорд-канцлером. Жизнь его полная трудов, тревог, административных обязанностей, общения по долгу службы о людьми самых различных слоев, от лондонских бедняков до знати и короля, - эта жизнь давала ему несравненно больше материала для раздумий, чем его ученые занятия. И главное произведение Т.Мора (Утопия, 1516 г.), сделавшее его имя бессмертным, отражало всю сложность социальных отношений этого бурного века. Уничтожающей критике подвергается в «Утопии» не только уходящий феодализм, праздность феодальной знати, произвол королей, жадность монархов. «Утопия» идет неизмеримо дальше. Т.Мор видит и осуждает пороки складывающегося нового общества, он далек от иллюзии, что капитализм обеспечит достойные условия существования народу. «Где частные владения, где всё и всеми измеряется деньгами, там едва ли возможно счастье и справедливость» - главная мысль «Утопии». «Только уничтожение частной собственности - считал Мор - есть один и единственный путь к общественному благу». Идея общности имущества, смутно бродящая в низах общества, во многом связанная в среде деревенской и городской бедноты с воспоминаниями о родовой общине и представлениями о раннехристианской общине, превратились у Т.Мора в стройное учение.

Описывая идеальное общество будущего, Т.Мор не мог ответить на вопрос о том, каким образом оно будет установлено. Свойственное большинству гуманистов веру в «просвещенного монарха», Т.Мор отбросил еще в молодости, и чем ближе он становился к Генриху VIII, тем менее склонен он был питать эту иллюзию.

Несмотря на то, что кружок ученых и мыслителей гуманистического направления был невелик, его взгляды, его вкусы, интересы получили довольно широкое распространение в среде образованных джентри, верхушки буржуазии, чиновников. Грамматические школы и университеты, проповеди части священнослужителей, близких идейно гуманистам, знакомство с их произведениями оказывали влияние на состояние умов растущих общественных сил. Поскольку эти слои были опорой абсолют монархии Тюдоров, то и Генрих VIII воспринимал наиболее безобидные стороны гуманизма.

Генрих VIII выписывал архитекторов и декораторов из Италии. При его дворе много лет жил выдающийся немецкий живописец — Ганс Гольбейн Младший, оставивший немалый след в английской культуре. Реалистические портреты Гольбейна, сочетающие детализированный внешний образ с отражением внутренней сущности лица, оказали влияние на английских портретистов XVI начала ХVII вв. портреты теперь появлялись на стенах дворцов короля и знати, а позднее в дворянских и купеческих домах. С тех пор портреты стали обязательным украшением богатых домов.

Факультативно; Последние годы Генриха VIII. К1538 г.

Генрих владел уже всем в королевстве. Он учредил собственную, национальную церковь, которую сам же и возглавил. У него наконец-то появился сын, принц Эдуард. Сделав ставку на скорейшее обогащение, он распродал конфискованные монастырские земли. Но даже эта операция вкупе с девальвацией серебряных денег (т.е. уменьшением содержания серебра по сравнению с указанным номиналом) все равно не могли покрыть расходы на высокозатратные войны Генриха VIII: в 1542-1546 гг. он воевал с Шотландией, а в 1543- 1546гг. - с Францией. Состоявшаяся в 1542 г. битва при Солуэй-Мосс окончилась сокрушительным поражением шотландцев и гибелью короля Якова V (по бытовавшему тогда мнению, от разрыва сердца). Шотландская корона перешла к его шестилетней дочери Марии. А в 1545 г. Генрих отвоевал у французов Булонь. К сожалению, все эти победы мало что дали Англии, и в 1546 г. были заключены мирные договоры.

К концу жизни здоровье у Генриха, равно как и характер, сильно испортились. У него были ужасные язвы на ногах (возможно, сифилитического происхождения), которые заставляли его буквально выть от боли. Юный «принц Ренессанса», высоко духовный и отлично образованный, превратился в угрюмую и мрачную развалину. Генрих так растолстел, что едва проходил в двери, по лестнице его поднимали с помощью специального приспособления. Но даже на смертном одре он сохранил свою грозную властность, приближенные боялись ему перечить. Ранним утром 28 января 1547 г. Генрих VIII скончался в возрасте пятидесяти пяти лет.

Уэльс. Одновременно средневековая эпоха пришла к своему концу и в Уэльсе. Хотя официально к 1284 году эта область и была завоевана Эдуардом I, тем не менее, во многих областях Уэльса сохранялись валлийский язык, законы и обычаи. Лишь в 1536 и 1543 гг. парламент своими актами узаконил объединение Англии и Уэльса. На деле это означало простое поглощение Уэльса более могущественной соседкой.

Здесь утвердились английские законы, английская система деления на графства. Валлийские принципы землевладения и наследования были заменены английскими. Стоит ли удивляться, что два народа совершенно по-разному оценивали итоги объединения? Если англичане толковали о цивилизации, которую они принесли в полудикий край, то валлийцы называли происходящее грубым насилием.

Валлийская или уэльская литература развивалась в атмосфере непрекращающейся борьбы бриттов, позднее валлийцев, с англосаксонскими завоевателями. Героическая поэма барда Анейрина «Гододин» повествует об отчаянной борьбе бриттов и полна скорби по их былой боевой славе.

Ожесточенное сопротивление оказали валлийцы и завоеванию нормандцев, что обусловило воинственный характер валлийской поэзии вплоть до покорения Уэльса в 1282 г.

Выдающимся памятником этого времени является прозаический сборник «Мабиногион». Этот сборник содержит рассказы на излюбленную тему о подвигах короля Артура и рыцарей Круглого стола, обработку кельтских мифов, рыцарских легенд и народных преданий. Валлийцы не примирились с завоевателями, о чем свидетельствует написанная Гриффит-аб-ир-Инад-Кохом элегия последнему валлийскому принцу. Свободолюбивая валлийская поэзия заставила английского короля объявить бардов вне закона, что сковало развитие литературы Уэльса.