Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоргалки по заруб. лит-ре 16 в..docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
107.52 Кб
Скачать

29.Предшественники Ренессанса в Англии. Поэма Ленгленда «Видение Уильяма о Петре Пахаре» как отражение крестьянского сознания.

Вильям Ленгаенд автор аллегорической поэмы «Видение о Петре-Пахаре» был выходцем из крестьянской семьи.

В то время Англия вступала в полосу соц. потрясений. Быстрое развитие товарно-денежных отношений порождало усиленную эксплуатацию крестьянства и городского плебейства. В стране царило всеобщее брожение. Все более грозный хар-ер принимало народное антифеодальное движение, приведшее к восстанию 1381 г.

Ленгленд явился одним из выразителей этого народною протеста против несправедливых соц. порядков. Его «Видение о Петре-Пахаре» представляет собой широкую картину общественной жизни Англии второй половины 14 в. Поэт глубоко сочувствует угнетенным массам и негодует на высокомерие и пороки сильных мира сего. Он горячо протестует против алчности, тунеядства и эгоизма католического клира во главе с самим римским папой. В лице Петра-Пахаря, знающего путь в царство Правды, он прославляет трудовой люд, который, по мнению Ленгленда, составляет естественную здоровую основу всякого общества. И хотя Ленгленд не призывал к коренной ломке существующие соц. отношений, перенося вопрос о соц. справедливости в плоскость нравственных идеалов, его поэма в немалой мере содействовала революционизированию народного сознания. Недаром идеологи и вожди народного восстания широко использовали «Видение о Петре-Пахаре» в своей пропаганде. Как поэт, Ленглепд еще довольно тесно связан с традициями средневековой лит-ры. Типично средневековой яв-ся форма видения, сна, в которую облечена поэма. Од-ко образы видения взяты не из загробного мира, как это обычно было в памятниках культовой лит-ры, а из повседневной англ.жизни 14в., и это придает аллегорической поэме Ленгленда реалистический хар-ер, тем более что многие аллегорические образы воплощены в такую типично житейскую форму, что читатель подчас забывает об их иносказательной природе. В этом отношении особенно примечательна колоритная галерея пороков, например изображение Чревоугодия, выведенного в образе пьяницы-ремесленника, который шел в церковь, а попал в кабак. Поэма имела большой успех у демократического читателя, Она вызвала ряд подражаний. Имя Петра-Пахаря стало нарицательным. Накануне английской буржуазной революции 16 в. о Ленгленде как о мастере антифеодальной сатиры с большим сочувствием отзывался Мильтон.

Поэтика комедий Шекспира По типу доминирующей реальности шекспировские комедии II-го периода могут быть разделены на две группы: "городские" (или "комедии с социально-бытовым фоном") и "праздничные". "Городские комедии". К ним относятся "Укрощение строптивой", "Виндзорские насмешницы", "Венецианский купец", "Два веронца". Доминирующая реальность здесь - Город как особое соц. пространство со своими традициями, институтами и нормами поведения (Верона, Венеция, Виндзор или Падуя, где происходит действие "Укрощение строптивой"). Персонажи - прежде всего бюргеры, живущие в условиях этой реальности и подчиняющиеся ей. Конфликты в этом типе комедий чаще всего порождаются обстоятельствами городского быта, но развиваются и становятся подлинной коллизией в отношениях персонажей. Далее - приводятся пр. из "Венецианского купца" и "Укрощения строптивой". Конфликты в "городских" комедиях разрешаются гармонизирующим вмешательством любви. Его особенность в том, что оно не меняет доминирующую реальность, то есть не устраняет причины, породившие коллизии, а только нейтрализует их (как в "Венецианском купце") либо меняет их смысл для участников действия (как в "Укрощении строптивой"). Еще одна черта, характерная для "городских" комедий, - обособление комического от поэтически-возвышенного. Носители комического начала - слуги, иронически или юмористически-простодушно комментирующие действие (Ланчелот Гоббо - в "Венецианском купце", Лакс - в "Двух веронцах"). Носители поэтического начала - влюбленные протагонисты (Валентин - в "Двух веронцах", Порция и Антонио в "Венецианском купце"). Катарина и Петруччо в "Укрощении строптивой" остаются комическими персонажами, пока враждуют, но перестают быть ими, когда их отношения меняются. "Праздничные" комедии. В их число входят: "Как вам это понравиться?", "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь". Действие этих комедий происходит в особых пространствах: условных, фантастических или сказочных. Доминирующая реальность здесь - Большая Природа (Макрокосм), выступающая в двух обличиях - Природы играющей и Природы наставляющей. Первая - забавляется с "малой" (человеческой) природой персонажей, порождая этим конфликты; вторая - устраняет эти конфликты, возвращая порядок в отношения персонажей друг с другом и с миром. Действующие лица "праздничных" комедий так же несамостоятельны в своих поступках, как и персонажи хроник; они - "актеры Природы" в той же мере, в какой персонажи хроник - "актеры Истории". Кроме того, подобно последним, они лишены личностной полноценности, поскольку из всех качеств человеческой натуры играющая Природа выбирает только те, с помощью которых может вовлечь персонажей в свои забавы. В "праздничных" комедиях таким становится чувство любви, поскольку их персонажи, в отличие от действующих лиц "городских" комедий, не связаны комплексом социальных и бытовых условий, а могут жить только собственными эмоциями.

Основная коллизия в сюжете "праздничных" комедий - это конфликт видимости и сути, порождаемый играющей Природой в сознании персонажей. Его сущность в том, что герои либо принимают мнимую любовь за подлинную ("Сон в летнюю ночь"), либо любят "вслепую", не зная истинной сути тех, в кого влюблены ("Двенадцатая ночь"). Этот тип конфликта приводит к невозможному в "городских" комедиях соединению комического и поэтического начала в действиях одних и тех же персонажей. Ведь иллюзорное чувство они переживают как подлинное и глубокое и описывают его прекрасным поэтическим языком. Но, чем глубже эти персонажи погружаются в такое чувство, тем неадекватней они окружающей реальности, тем комичней, следовательно, их поведение. Когда эта неадекватность приближается к крайней черте, Природа прекращает игру и вместо иллюзорного чувства награждает героев подлинным, возвращая в их отношения истину - универсальный закон гармонии.