Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры по историч. комментарию.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
56.07 Кб
Скачать

11. Развитие аканья в русском языке.

Аканье характерно для современ. южновеликорусс., средневеликорусс., для литерат.языка, а также для белорусского языка. Аканье – новая черта звуковой системе рус.языка, возникшая на опред.территории и распространившаяся по различным рус.говорам.

Аканье в русском языке возникло тогда, когда племенных границ уже не было, т.о. оно может быть отнесено лишь к поздней эпохе, т.е. не позднее начала 12в. Выработка единого московского говора (просторечья) шла постепенно, и в начале 17в. установился московский акающий говор.

Аканье возникло как результат ослабления гласных в безуд.слогах; как результат редукции безуд.гласных. Шахматов связывал возникновение аканья с утратой долготы гл.звуками. Он полагал, что в безуд.слогах могли редуцироваться три звука: [о], [е], [а], причём первые два – исконно краткие, а [а] – исконно долгий.

Начало аканью кладёт сильная редукция [о], [е], [а]. После твёрдых согласных [о] и [а] ослабляются и изменяются в редуцированный звук [ъ]. После мягких согласных на месте [о], [е], [а] появился редуцированный звук [ь]. Т.о. в древнерусском языке произошла редукция широких безуд.гласных (т.е. гласных неверхнего подъёма). Появление редуцированных в безуд.слогах повлекло за собой удлинение гласной под ударением (удлинялись не всегда, только если под ударением: [и], [ы], [у], [ê]). Переход [ъ] в [а] – это удлинение звука, т.е. количественно его изменение, вызванное количественным изменением уд.гласного.

По версии Георгиева, аканье – новое образование в рус.языке, возникшее в результате смены музык.ударения динамическим. При смене ударения возникает усиление уд.слога, что приводит к ослаблению безударных (редукция). Сущность аканья не просто произношении [а] на месте [о], а в том, что происходит неразличение в 1-ом предуд.слоге после твёр.согл двух, а после мяг.согл – трёх гласных (о, е, а). это неразличение – результат ослабления редукции этих гласных.

Аканье впервые получает отражение в памятниках письменности 14в, причём именно московского происхождения: факты написания буквы А на место О в безударном положении. Это свидетельствует об акающем говоре писца. В 15-16вв. количество случаев написания буквы А вместо О в безуд.слогах возросло.

12. Переходные смягчения заднеязычных согласных (I и II палатализации) в праславянский период и их отражение в современном русском языке.

Смягчение согласных [k] [g] [h] в соседстве с гласными перед.ряда (i, e, ь, Ѣ) – процесс палатализации заднеязычных.

1 палатализация: образование мягких шипящих – [k]→ [c’], [g]→ [z’], [h]→ [s’]. Такие изменения происходили под воздействием i, e, ь, Ѣ, при этом [i], [e],[ь] – сохранялись без изменения, а [Ѣ] – переходил в [а]. Например, берег – бережок; дух – душа, рука – ручка. Чередования, вызванные первой палатализацией, по сей день сохраняются всеми славянскими языками:

К – ч Рука – ручной; дружок – дружочек.

Х – ш Сухой – сушить.

Г – ж – з Друг – дружить – друзья.

Однако в некоторых русских говорах существует тенденция к устранению результатов первой палатализации в парадигмах глаголов: стригёт (вместо стрижёт), пекёт (вместо печёт). Форма ткёт (вместо тчёт) даже попала в литературный язык.

2 палатализация: осуществлялась позднее первой палатализации, в эту же эпоху. В результате – появления мягких свистящих. Вторая палатализация проходила в период, когда праславянский язык уже не представлял собой единого целого, но был раздроблен на диалекты. Этим объясняется разница в её рефлексации в различных группах славянских языков. Поскольку закон внутрислогового сингармонизма, действовавший в праславянском языке, запрещал заднеязычным находиться перед гласными переднего ряда, сочетания ke, ge, xe, ki, gi, xi были устранены в ходе первой палатализации. Но процесс монофтонгизации дифтонгов снова дал праславянскому языку случаи, где k, g, x находились перед ě (< *oi, *ai) и i (< *oi).

1) изменение [k] [g] [h] перед гласными дифтонгического образования [i] [Ѣ] – [к]→ [ц’], [г]→ [ж’], [х] →[с’]. Например, лик – лицо, княгиня – княжна.

2) изменение [k] [g] [h] после гласных перед.ряда i, e, ь. Например, овечка – овца.

В русс. яз. результаты второй палатализации были устранены на стыке морфем из-за выравнивания парадигмы словоизменения по аналогии (иногда не исключается древненовгородское влияние на остальные говоры великорусской территории), ср. укр. руці, белор. руцэ — русск. руке, укр. нозі, белор. назе — русск. ноге, укр. мачусі — русск. мачехе.

13. Изменения сочетаний «согласный звук + j» и их отражение в современном русском языке.

Изменение согласных в сочетании с [j] в праславянском языке состояло в переходном смягчении согласных в результате воздействия звука [j] (йота) и было вызвано действием закона открытого слога.

Процесс получил название йотовая палатализация. [j] – сонорный согл, среднеязычный, звонкий, мягкий. Во всех слав.языках одинаковыми оказались результаты изменения сочетаний заднеяз. и свист.согл., т.е. [kj], [gj], [hj], [sj],[zj]. В результате воздействия [j] ассимилировал с возникшим мягк.согл и исчез. Заднеязычные согласные [к], [г], [х] не могли сочетаться с праславянским [* j] , так как они были всегда только твердыми, а [* j] – только мягким согласным. Если все-таки такое сочетание появлялось в слове, то оно нарушало закон слогового сингармонизма и заднеязычные согласные меняли свое качество, переходя, так же как при первой палатализации, в мягкие шипящие: [к]> [ч'], [г] > [ж'], [х] > [ш'].

[kj] - ч, [gj] - ж, [hj] - щ, [sj] - ш,[zj]- ж’.

А также данному процессу подверглись следующие сочетания:

Помимо заднеязычных согласных, еще некоторые согласные звуки в праславянском и старославянском языках не могла быть мягкими и, оказавшись перед [* j] , меняли свое качество. Так, свистящие согласные [з] и [с] в положении перед [* j] переходили в мягкие шипящие: [* z + j] > [ж']; [* s + j] > [ш']: * nosja > ноша; nozj ь > ножь .

Губные согласные [б, п, в, м] также не могли быть мягкими и в положении перед [* j] , выделяя вставочный согласный [l '] , образовывали сочетания [бл', вл', пл', мл ']: * korabj ь > корабль; * zemja > земл?а; * lowja > ловля; * zatopjen ъ > затопленъ .

Переднеязычные согласные [д] и [т] также могли быть только твердыми и полумягкими, поэтому, оказавшись перед [* j] , они меняли свое качество и переходили в другие звуки. Поскольку процесс их преобразования протекал после VI в., то есть после распада праславянского языка на группы диалектов, то результат изменения в разных славянских языках оказался различным: у южных славян (следовательно, и в старославянском языке) [* t + j] > [m ']; [* d + j] > [жд']: * pitja > пи m а; * wodj ь > вождь . У восточных славян (следовательно, и в древнерусском языке) [* t + j] > [ч']; [* d + j] > [ж']: * pitja > пича; * wodj ь > вожь .

В праславянском языке могли подвергаться изменению в связи с действием закона слогового сингармонизма и целые сочетания согласных: [* sk] , [* st] не могли стоять перед [* j] . Оказавшись перед ним, эти сочетания изменялись в сложный звук [m '] : * iskj et ъ > и m етъ; * pustja > поу m а .

14. История шипящих фонем и < ц > в русском языке.

Шипящие [щ], [ш] и [ж] и аффрикат [ц] и [ч‘] никогда не были парными фонемами по твёрд./мягк. В СРЛЯ они всегда твёрдые, [щ] и [ч’] всегда мягкие. Но возникли [ш], [ж], [ц] исконно в рус.яз как мягк.звуки. Т.о. история [ш], [ж], [ц] – история отвердения, причём этот процесс не связан с падением редуцированных. Наличие написаний типа жы, шы, цы – свидетельство о твёрдости этих согл.звуков.

Для [ш] и [ж] их отвердение осуществлялось перед задними гласными и позже перед передними: в говорах, где сохранились мягк.шипящие перед гл. зад.ряда [ш], [ж] отвердели – [шапка], [жаба]; НО перед гл.зад.ряда – [ш’ит’] - шить , [ж’из’н’] – жизнь. Сведения о их твёрдости известны с конца 14 в. (духовная грамота Дм.Донского).

Для [ц] – свидетельство в 16 в. (домострой). Звук [ч‘] в РЛЯ и говорах сохранил исконную мягкость, отвердев в белорусском языке и частью в украинском.

Эти три фонемы отвердели в разное время, причём о позднем отвердении [ц] свидетельствуют разные явления из истории изменения [e] в [o] перед шипящими и [ц]. Известно, что [ц‘] сохранилось больше, чем [ш‘] и [ж‘] в современ.говорах.

Процессы в этих пяти согласных не привели к коренным преобразованиям системы согл. русского языка, но наложили на неё некоторый отпечаток. В РЛЯ фонемы [ш], [ж], [ц] являются непарными твёрдыми согласными, а [щ], [ч‘] – непарными мягкими. Во многих северовеликорусс. говорах фонема [ц] выступает как непарная мягкая согласная; в южновеликорусс.говорах фонемы [щ] и [ж‘] выступают в роли непарных твёрдых согласных. Но во всех говорах рус.яз все эти пять согл остаются непарными по твёр./мягк.