Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Константинова С.С. ИСТОРИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДН...doc
Скачиваний:
89
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
1.07 Mб
Скачать

Д) чернь

Техника черни состоит в том, что на гравированные предметы из светлого металла наносят смесь серебра с медью, серой и свинцом, составленную по определенным рецептам, а затем все это обжигают на слабом огне. Чернь представляет собой черную массу — особый сплав сере­бра, на первый взгляд, похожий на уголь. Ее толкут в по­рошок и в таком виде хранят. Так как чернь — это металл, она легче и прочнее соединяется с поверхностью металли­ческого предмета, чем эмаль. Когда перед мастером встает задача выявить рисунок после обжига, он сначала осто­рожно спиливает лишнюю чернь, затем шлифует пемзой для сглаживания неровностей. Таким образом, в зависи­мости от того, как был задуман и вырезан рисунок, по­лучается черневой орнамент на блестящей поверхности, иди наоборот — черный фон, на котором развертываются узоры или изображения.

При покрытии позолотой отдельных деталей фона или рисунка всю черневую поверхность приходится закрывать лаком или глиной, чтобы не повредить чернь.

Существует множество рецептов для изготовления со­става черни. Не только в разное время и в разных странах они отличались друг от друга, но почти каждый крупный мастер вносил более или менее значительные изменения в пропорции входящих в состав частей. От этого зависела прочность черни и ее цвет, колеблющийся от светло-се­рого до черного.

В XIX в. на всю Европу прославились изделия из Тулы, декорированные чернью. Ни в одной стране чернь не по­лучила такого длительного, широкого и разнообразно­го применения, как в России, где она славилась особой прочностью.

Е) резьба

Благодаря мягкости золота и серебра любые украше­ния могут быть сравнительно легко нанесены на их по­верхность. Среди технических приемов, применявшихся в русском золотом и серебряном деле, резьба всегда зани­мала значительное место. В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся на расстоянии, так как их кра­сота основана на контрасте светлых и темных пятен или сочетании различных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.

Искусство резьбы — искусство особенно утонченное; тонкие линии, вырезанные на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание вблизи. В русском ювелир­ном деле резьба всегда применялась очень широко не только в чистом виде, но и в сочетании с другими техни­ками, главным образом, чернью (на темном фоне резные узоры особенно хорошо видны). Кроме того, резьба ча­сто служила подготовительным процессом перед покры­тием предмета чернью или эмалью. Резьбой выполнялись и надписи декоративным письмом на золотых и серебря­ных предметах.

Каждый ювелир в той или иной степени владел рез­цом, но были мастера, которые специализировались на этой технике.

2. История ювелирного искусства с древней руси до начала XX в. Карл фаберже

Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха пора­жало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена. На долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Слож­ная, высокоразвитая религиозная система восточносла­вянского язычества стала важным источником фантазии древнерусских ювелиров. Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. .

В XVIII в. ювелиры начинают подражать античности в выборе формы украшений и драгоценных камней. Выше всего ценились жемчуг и кораллы. Из сардоникса и ага­та вырезали камеи, которыми отделывали броши, брасле­ты, серьги, запонки, диадемы. Расцвело и искусство золо­тых дел мастеров. Во времена Реставрации и бидермейера дорогих изделий стало меньше — символический смысл ставился выше материальной стоимости вещей. Только в 30—40-х гг. XIX в. возвратилось пристрастие к ценным и - сложным украшениям. Большинство ювелиров той поры подражали образцам прошедших исторических эпох, не­редко с большим вкусом.

В России XIX в. можно выделить две основные шко­лы в ювелирном искусстве: петербургскую (фирмы Фа­берже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др.) и национальйую. Несмотря на общую направленность искусства этого времени, различие московской и петербургской школ в ювелирном деле весьма заметно.

Во второй половине XIX в. в декоративно-приклад- ное искусство приходят различные «исторические» сти­ли, воспроизводящие рококо, готику, а также в поисках национального русского стиля воскрешаются элемен­ты древнерусского искусства. Сталь модерн появляется в русском ювелирном искусстве в конце XIX — начале XX в., как и в других областях искусства. Также, начи­ная с XVIII в., вследствие активных контактов с Западом, принятием многих европейских традиций, быта, костю­ма происходит существенное изменение форм золотых и серебряных предметов, обусловленное появлением новых и переменой функций у старых.

Мастера-ювелиры второй половины XIX — начала XX в. воспроизводили старинные предметы, копировали орнаменты, использовали национальные мотивы для соз­дания оригинальных произведений.

Для московского ювелирного искусства характер­но возрождение декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству. Яркими выразителями этого направления были крупные фирмы П. Овчинникова и И. Хлебникова. Карл Фаберже — типичный представи­тель западной ориентации. Однако различия в идейных и художественных воззрениях не мешали московским мастерам и фабрикам сотрудничать с петербургски­ми предпринимателями. В отличие от Москвы, еще в XVIII—XIX вв. Петербург — законодатель мод и стили­стических направлений, на которые ориентируются ма­стера других ювелирных центров России.

В этот период ведущей в петербургской школе была фирма К. Фаберже. Крупное отделение фирмы открылось в Москве в 1892 г. При этом петербургские мастера ювелиры второй половины XIX — начала XX вв. были творче­ски более разобщены. Часть из них в своих устремлениях сближалась с московскими мастерами. Между изделия­ми московского и петербургского отделений фирмы су­ществует разница: зажиточные московские торговцы отдавали предпочтение более дорогим и массивным про­изведениям, чем покупатели Петербурга.

Всемирно знамениты ювелирные изделия Карла Фа­берже, первое место среди которых занимают ювелирные пасхальные яйца7. В 1885 г. Александр III поручил Фабер­же изготовить ювелирное пасхальное яйцо в подарок су­пруге императрице Марии Федоровне. Заказ превзошел все ожидания монарха, и, восхищенный талантом Карла Фаберже, Александр III назначил ювелира главным по­ставщиком императорского двора. Всего для венценос­ной семьи Романовых Фаберже было создано 50 царских пасхальных яиц -- подлинных шедевров ювелирного ис­кусства. Внутри каждого яйца был воспроизведен эпизод из жизни царской семьи. Когда яйцо открывалось, звуча­ла прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом.

Но все же пасхальные яйца составляют лишь ма­лую часть всей продукции Фаберже. Карл Фаберже был прежде всего золотых дел мастером, и изумительные тво­рения, созданные в мастерских Фаберже, представляют собой примеры ювелирного искусства. Выполняя заказы Российского Императорского и королевских Дворов Ев­ропы, Фаберже и его мастера сумели создать более 150 ООО ювелирных работ, простых и сложных, остроумных и уди­вительных.

То почтительное отношение, которое имя Фаберже до сих пор вызывает к себе во всем мире, связано с ре­волюцией в ювелирном деле, которую Карл Фаберже со­вершил сразу после того, как в возрасте 24 лет принял от своего отца Густава ювелирную мастерскую, открытую в 1842 г. на Большой морской улице в Санкт-Петербур­ге. Молодой и дерзкий ювелир провозгласил принцип, в соответствии с которым ценность изделия определялась художественной ценностью модели и мастерством ис­полнения, а не богатством использованных материалов. Время доказало справедливость этого девиза.

Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Для Фаберже зо­лото никогда не было просто золотом — оно могло быть красным, белым или зеленым, а контрастные сочетания цветов могли давать самые неожиданные эффекты. Тех­нология изготовления эмалей, разработанная в мастер­ских Фаберже и являющаяся его главным достижением, позволила создавать изделия, отличающиеся непревзой­денным качеством ювелирной работы. Покрытие эмалью представляет собой сложный процесс, чреватый всевоз­можными осложнениями. Эмали Фаберже характеризу­ются равномерностью качества и гладкостью поверхно­сти. Фаберже комбинировал поверхности из матового и шлифованного золота, использовал контрасты глухой и прозрачной эмали, причем последняя укря ком, выгравированном на металле и п рос веч и сквозь эмаль. Другим свойством некоторых эмалей Фа­берже является эффект изменения цвета при легком по­вороте изделия.

В 1880-хгг. Карл Фаберже добился грандиозного успе­ха. На Всероссийской выставке в Москве в 1882 г. он полу­чил золотую медаль за свои ювелирные изделия. В 1885 г. он получил звание ювелира его Величества Император­ского двора. Модой в Европе 1870-х гг. было тяжелое по­лированное золото с большими бриллиантами, визуально создававшими эффект богатства. Фаберже достигает сла­вы неповторимости художественными эффектами — со­четанием драгоценных камней с полудрагоценными. Он смело сочетал рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты с лунным камнем, хризолитами.

Успех фирмы рос так быстро, что мастер открыл свои представительства в Москве, Одессе, Киеве, а затем и в Лондоне. В мастерских Фаберже работало более 500 ма­стеров, назначенных лично Фаберже. Фаберже считал, что необходимо оказывать доверие высококлассным масте­рам, удостаивая их права подписывать свои собственные работы. Основной принцип Фаберже был прост — каж­дое изделие должно быть изготовлено в одной мастерской одним мастером. Конечно, когда требовалось произве­сти отдельные операции (например, покрыть эмалью), изделие на некоторое время покидало своего мастера, но всегда возвращалось к нему. Мастера самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой своего ювелир­ного произведения.

Интересны также изделия в стиле модерн. Фаберже возобновил и усовершенствовал искусство вставления камня — бриллианты, граненные розой, вставлялись глу­боко. В этом Фаберже следовал традиции, характерной для русского ювелирного дела.

В 1913 г. производство в мастерских было сконцентри­ровано на небольших ювелирных предметах с государ­ственной символикой: двуглавом орле, короне монарха с датами 1613-1913, в связи с празднованием 300-летия правления дома Романовых. Императорская канцелярия заказывала такие изделия. Также были заказаны сотни ми­ниатюрных кулонов в виде пасхальных яиц. Эти изделия стали популярными в качестве подарков, которые можно было носить на цепочках или тесемке. Некоторые яйца были украшены гербом императора, эмблемами Георгиев­ского креста, двуглавым орлом и другими темами. С начала войны 1914 г. самой популярной эмблемой стал «красный крест». Яйца Фаберже отличаются от яиц, сделанных дру­гими ювелирами, небольшими размерами и изяществом декора. Почти все они декорированы золотом и имеют не­большое колечко. К сожалению, колечки с пробой Фабер­же часто отламывались, и поэтому многие яйца можно сей­час отнести к фирме Фаберже только стилистически или технически при сравнении с другими образцами.

Во время Октябрьской революции 1917 г. Фаберже пришлось закрыть все свои мастерские и покинуть Рос­сию. Большинство ювелирных изделий фирмы Фаберже не сохранилось. Они были разобраны и распроданы рус­скими эмигрантами из-за ценности камней.

После смерти Карла Фаберже в Швейцарии в 1920 г. попытки возродить дело, несмотря на все усилия его сына, не привели к успеху.

Преемник Карла Фаберже сегодня — компания Victor Mayer (VM). Попытки возродить знаменитую марку Фа­берже на протяжении 70 лет так и не имели успеха. После длительных поисков Фаберже удается найти компетент­ного и высококвалифицированного мастера в лице Дома Victor Mayer, основанного в 1890 г.

Компания Victor Mayer (г. Пфорцхайм, Германия) была основана более ста лет назад гравировщиком Вик­тором Майером. Великолепные изделия Майера — деко­рированные эмалью портсигары, пудреницы, настольные колокольчики, стаканы высоко ценились еще в царской России. А в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже сво­ими работами он составил достойную конкуренцию са­мому Карлу Фаберже.

Сегодняшние изделия Фаберже — это не воссоздание копий ранних работ Карла Фаберже, а оригинальные про­изведения Фаберже. В 1990 г. мастера-ювелиры Victor Ma­yer взялись за возрождение великих традиций Фаберже. С этого момента возобновилось производство ювелирных пасхальных яиц и миниатюрных кулонов, выполненных в форме яйца. Оригинальные творческие идеи и несравнен­ное мастерство — визитная карточка знаменитого ювели­ра Карла Фаберже — послужили источником вдохновения при разработке современных коллекций. Сегодня, как и раньше, темами, вдохновляющими художников-ювели­ров при создании ювелирных яиц, являются крупнейшие мировые события и выдающиеся люди, оставившие след в истории человечества.

Первое послереволюционное яйцо Фаберже — «Мир Горбачева» — выполнено в честь присуждения Михаилу Горбачеву Нобелевской премии мира. Темой для серии великолепных ювелирных яиц послужила музыка Антонио

Вивальди «Времена года». Восхитительна коллекция, соз­данная по мотивам всемирно известного яйца «Сосновая шишка» — одного из лучших творений Карла Фаберже.

Кульминацией творческих стремлений мастеров, вне всяких сомнений, стало музыкальное яйцо «Часы с ин­дикатором лунных фаз», ставшее сенсацией на недавней международной часовой и ювелирной выставке «Базель 2001». На разработку и создание этого шедевра мастерам потребовалось 18 месяцев. Помимо времени, часы с 8- дневным запасом хода показывают годовой зодиакаль­ный цикл и лунный календарь. Музыкальный механизм часов играет 9 мелодий.

О судьбе еще одного яйца, которому вскоре предстоит родиться в мастерских ювелиров Фаберже, стало извест­но на пресс-конференции, данной президентом компа­нии Victor Mayer г-ном Маркусом Моором. Уникальная коллекция Фаберже, хранящаяся в Оружейной палате Кремля, пополнится еще одним шедевром, который бу­дет передан в дар крупнейшей мировой сокровищнице: внутри ювелирного яйца будет миниатюрная копия зна­менитой арки, украшающей самую маленькую улицу Мо­сквы — Третьяковский проезд.