Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП - лекции (полные).doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
395.78 Кб
Скачать

Тема: Вещные правоотношения в мчп

  1. Основные коллизионные принципы международного вещного права

  2. Коллизионные нормы, регулирующие выбор права при разрешении вопросов о возникновении и прекращении права собственности в международных частных отношениях

Вопрос 1.

Международное вещное право представляет собой институт МЧП, нормы которые регулируют вещные правоотношения с иностранным элементом. Международные вещные правоотношения включают в себя прежде всего осложненные иностранным элементом правоотношения собственности во всех их модификациях, а также ограниченные вещные права или вещные права на чужие вещи (сервитут, так называемый узуфрукт, право залога, право обеспечительного присвоения, оговорка о праве собственности, право застройки, и другие ограниченные вещные права в зависимости от правовой системы конкретного государства).

При этом международное вещное право ориентированно на отношения собственности.

В РФ до введения в действие 3-ей части ГК международное вещное право регулировало только отношения собственности, поэтому принципиальной новеллой 6 раздела ГК является регулирование не только осложненных иностранным элементом отношения собственности, но и иных вещных правоотношений.

Основным методом регулирования в международном вещном праве является коллизионный метод. И международное вещное право – единственный источник МЧП, где не существует конвенций (универсальных международных договоров), которые бы содержали унифицированные материально-правовые нормы. Поэтому регулирование отношений в международном вещном праве осуществляется прежде всего через коллизионные нормы.

При этом в каждом государстве существует своя коллизионная норма, которая регулирует отношения собственности и другие вещные отношения.

Самой распространенной коллизионной привязкой в сфере вещных правоотношений является принцип, закон, право места нахождения имущества. Это коллизионная привязка в настоящее время признается основной для вещных правоотношений и закрепляется в законодательстве многих государств. Этот коллизионный принцип закреплен и в соответствующем российском законодательстве.

Содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество и движимое имущество, их осуществление и защита определяется по праву страны, где это имущество находится.

Принадлежность имущества к движимым и недвижимым вещам также определяется по праву страны, где это имущество находится – ст. 1205 ГК.

Очевидно, что вещные права, как на движимое, так и на недвижимое имущество подчиняется одному и тому же коллизионному принципу, а именно – закону места нахождения имущества.

Применение единого коллизионного принципа (закон места нахождения имущества) при разрешении вопросов о праве собственности на движимое и недвижимое имущество приводит к разным последствиям в правовом статусе собственника.

В международном вещном праве считается (это исходит законодательства и доктрины различных государств), что в отношении недвижимости и вещных прав на нее невозможно применение какого-то другого коллизионного принципа, поскольку недвижимое имущество, как правило, не обладает способностью к перемещению в пространстве без ущерба для его хозяйственного назначения. Поэтому оправданно подчинить недвижимое имущество праву места его нахождения и определить содержание права собственности на недвижимость в соответствии с материальным правом государства, где эта недвижимость находится

Такая логика рассуждений не применима к определенным транспортным средствам, относимым по праву многих государств к недвижимому имуществу, хотя эти объекты обладают способностью к перемещению в пространстве и эта способность составляет основу их хозяйственного назначения. Речь идет о так называемой «юркой недвижимости»: морские суда, воздушные суда, суда внутреннего мореплавания, космические объекты.

Право собственности на объекты, характеризуемые как недвижимость в юридическом смысле, имеют особый правовой режим и в отношении вещных прав на эти объекты действует специальные коллизионные правила.

Более сложным в результате применения коллизионных норм, базирующихся на принципе «закон места нахождения вещи», является положение движимого имущества. Специфика: последовательное применение этого принципа к вещным правам, в том числе к праву собственности на движимое имущество, означает, что правовой режим движимых вещей, обладающих способностью к перемещению в пространстве может меняться в зависимости от того, в каком государстве находится вещь.

Т.о. при перемещении вещи из одного государства в другое может изменяться объем, содержание правомочий собственника, оборотоспособность вещи и иные условия, характеризующие ее правовой режим согласно материальному праву того государства, где вещь окажется. При этом не имеет значения, какие правомочия принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в другое государство.

Например: валютные ценности.

Правовой режим транспортных средств в международном вещном праве РФ определен ст. 1207 ГК РФ.

К праву собственности и иным вещным правам на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, их осуществлению и защите применяется право страны, где эти суда и объекты зарегистрированы. (То есть не действует принцип «закон места нахождения имущества»).

Реализация коллизионного принципа «закон места нахождения имущества» имеет существенную специфику применительно к собственности или имуществу государства, находящемуся в другом иностранном государстве. Своеобразие правового режима собственности иностранного государства определяется тем, что имущество принадлежит суверенному субъекту – государству, и в то же время находится на территории другого суверенного субъекта – государства.

Право собственности государства в отношении государственного имущества, находящегося на территории другого (иностранного) государства, будет определяться не правом государства, где имущество в данный момент находится, а правом государства-собственника. И поэтому объем и содержание права собственности РФ в отношении федерального имущества, находящегося на территории иностранного государства, будет определяться правом РФ, но не правом государства, где российская федеральная собственность в данный момент находится.