Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вариант по Булкину немного в перемешку)).doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
226.82 Кб
Скачать

35. Конец 12, нач. 13. Настенная живопись Новгорода (Нередица).

Собственно новгородские особенности живописного языка, сурового, свободного и выразительного, в полной мере представлены во фресках церкви Спаса на Нередице (1199). Линейная стилизация в них утрачивает нарочитость и выглядит скорее смысловым, чем изобразительно-декоративным приемом: она придает изображениям небывалую активность внутренней жизни. Особенностью иконографической программы было наличие изображений ктиторов, в т. ч., вероятно, и в росписи северного фасада.

В куполе, вместо традиционного для XII века «Пантократора», было помещено «Вознесение» (пережиток прошлого).. Христос в окружении шести ангелов восседал на радуге, ниже в проемах световых окон располагались предстоящие ему апостолы. На парусах размещались Евангелисты. В центре предалтарной арки располагалось редчайшее, возможно, единственное в домонгольской Руси изображение «Христа Ветхого Деньми». В алтарной конхе была выписана «Богоматерь Оранта» с медальоном на груди «Спаса Еммануила»; далее в центральной апсиде шли два святительских чина, а внизу, вопреки традиции, находился необычный «Деисус» с Христом-священником. В жертвеннике был помещен фресковый цикл на сюжеты из жития Иоакима и Анны, в диаконнике — на сюжеты из жития Иоанна Предтечи. Остальные стены храма были отданы сюжетам из Священного Писания. Новозаветные сцены по преимуществу группировались в трансепте, ветхозаветные были отнесены в неф.

На западной стене и частично на примыкающих к ней фрагментах южной и северной стен развернулась большая композиция «Страшного Суда», пожалуй, наиболее интересная из всех нередицких фресок. Помимо обычных элементов, «Страшный Суд» в Спасском храме включал нечасто встречающиеся сцены, например, «Богатый в аду». Сцена наполнена своеобразным средневековым остроумием.

В 1246 году на южной стене появилась ктиторская фреска князя Ярослава Всеволодовича, подносящего модель храма Иисусу Христу. В размещении евангельских сцен на сводах и стенах Спаса на Нередице не прослеживается даже намека на хронологическую последовательность событий. Некоторые сюжетные композиции повторяются, и они весьма произвольно чередуются с многочисленными рядами святых. Спасская стенопись в целом отличалась ярко выраженной живописностью и быстрой размашистой манерой письма, местами доходящей до небрежности. Нередицкие мастера виртуозно владели фресковой техникой, их цветовая гамма основывалась на сочетании зеленых и голубоватых тонов с сильной, густой белильной разделкой.

Иконография росписей Нередицы намного ближе к восточным образцам стенописи, чем к константинопольским. В большинстве евангельских сцен прослеживаются родовые связи со старыми сирийскими памятниками и их вариациями, характерными для христианского Кавказа.

36. Новгородские и Владимиро-Суздальские иконы.

В меньшей мере демократизм новгородского искусства проявлялся в станковой живописи. К новгородским иконам относится икона "Ангел Златые власы", привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом. По мере своего развития новгородская живопись, так же как и киевская, стала утрачивать гармоничную ясность образов. Персонажи новгородской иконописи 12 - 13 вв. принимают суровый драматический характер ("Спас Нерукотворный" из Успенского собора). Это связано с дальнейшим развитием феодализма, когда многомиллионные народные массы закрепощались и закабалялись феодалами. Поэтому исходной мыслью для древнерусского художника становилась мысль о греховности, несправедливости реальной жизни. В русской иконописи 12 - 13 вв. преобладали темы мученичества, христианской жертвенности, тяжкой, безысходной борьбы со злом. 

Владимиро-суздальская монументальная живопись отличается изяществом формы, богатством красок и оттенков, "суздальской" нарядностью. К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон 12 - нач. 13 вв. самой ранней из них является "Боголюбская Богоматерь" (середина 12 в.), стилистически близкая к знаменитой "Владимирской Богоматери", византийского происхождения, которую привез Андрей Боголюбский из киевского Вышгорода во Владимир в Успенский собор.

"Владимирская Богоматерь" стала не только местной святыней, но и образцом для подражания. Большой интерес представляет икона "Дмитрий Солунский" из Дмитрова : Дмитрий изображен сидящим на троне в дорогих одеждах, в венце, с полуобнаженным мечем в руках. Предполагают, что это портретное изображение князя Всеволода Большое Гнездо.