Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник 2002 Регионы Лапина.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
958.98 Кб
Скачать

1991-1996 Гг. На Кубани: «опричнизация» региона и упадок партийной политики

Крушение коммунистического режима в августе 1991 г. привело к отстранению прежнего руководства края от власти. Это повлекло за собой вакуум институтов и влиятельных действующих лиц местной политики. Ельцинское окружение стремилось силовыми методами переломить ущербный, с их точки зрения, кубанский политический консерватизм, имеющий давние исторические традиции. Возможно, именно поэтому популярный на Кубани председатель крайисполкома Николай Кондратенко был снят со своего поста за поддержку ГКЧП в августе 1991 г. с весьма экзотической формулировкой — «измена Родине» и даже подвергался преследованию.

После этого в крае началась настоящая «опричнизация». Отличительной особенностью местного политического процесса стала частая смена губернаторов — ставленников Москвы. С 1991 г. до середины 1996 г. их сменилось четверо: В.Дьяконов, Н.Егоров, Е.Харитонов и вновь Н.Егоров. В итоге проводимая на Кубани политика была крайне непоследовательной. Так, для Дьяконова были характерны непомерный демократический романтизм и рыночное якобинство. Эти качества (как и у других демократических выскочек 1991 г.) сочетались в нём с бездарным администрированием, что предопределило его падение через год после назначения.

Пришедший ему на смену Н.Егоров был руководителем противоположного типа. Если Дьяконова с его произвольным стилем лидерства можно назвать копией Гайдара, то Егорова — копией Черномырдина с повадками осторожного бюрократического управленца. Егоров быстро отменил наиболее обескураживающие проекты своего предшественника. Он также нашёл общий язык с местными властями, напуганными спонтанными действиями Дьяконова. В целом его политика в регионе не отличалась особым динамизмом и инновационным почерком. Тем не менее, Егоров первым из провинциальных лидеров совершил головокружительный карьерный прыжок в Москву. Весной 1994 г. он был назначен министром по делам региональной и национальной политики.

С его уходом на Кубани воцарилось подлинное царство безлидерства. Новый руководитель края Е.Харитонов, протеже Егорова, был «приставлен» им к региону в качестве временно исполняющего обязанности губернатора. Выходец из глубинки, Харитонов не был связан с политическими и хозяйственными элитами края. Поэтому в Краснодаре он смотрелся политическим чужаком на фоне незавершённой борьбы за власть в регионе, а ни к чему не обязывающая формула «стабильность как поступательное прогрессивное развитие» стала приоритетом краевой администрации.

Результаты такой непоследовательной политики были плачевными. Удивительно, но потенциал Кубани, который составляет её выгодное транспортно-географическое положение, а также наличие ресурсов, оказался растерянным. В пореформенные годы ни один из сменявших друг друга губернаторов не сумел предложить реалистичной инновационной стратегии развития региона. Вместо этого руководство края предпочитало ожидать помощи центра. Такая ситуация привела к деградации даже традиционно сильного на Кубани аграрного сектора. Вывод из этого может быть только один: масштабы потерь региона в первой половине 90-х годов соответствовали масштабам безлидерства.

Представляется, что к власти в регионе в указанный период пришли политические аутсайдеры, неспособные завершить или хотя бы придать смысл борьбе различных экономических и политических интересов. Также на Кубани не произошло конвергенции двух слоёв бизнес-класса — старых хозяйственников и новых предпринимателей. Данные обстоятельства закрепили неопределённый и неустойчивый характер политической трансформации на Кубани. Указанная «опричнизация» привела к тому, что край фактически подвергся политической иммобилизации из-за слабого и внутренне разобщённого руководства. Не получила своей реализации и сколько-нибудь внятная партийная программа.

В такой ситуации край подошёл к губернаторским выборам декабря 1996 г., результаты которых привели к завершению периода «опричной» колонизации региона федеральным центром и началу эпохи Кондратенко в местной политике.