Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник 2002 Регионы Лапина.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
958.98 Кб
Скачать

Законодательная и исполнительная власть в регионе: меняющийся баланс сил

От того, как на практике реализуется принцип разделения властей, зависит характер регионального политического режима. В 90-е годы в отношениях между законодательной и исполнительной властью в регионах доминировал принцип односторонней подчиненности, а законодательная власть была подконтрольна губернатору и самостоятельной политической роли не играла. Подчиненному положению в полной мере соответствовал и состав депутатского корпуса. В Государственной думе Ярославской области, избранной в 1996 г., из 50 депутатов 9 представляли органы исполнительной власти (7 из них были главами администраций городов и районов), 11 – промышленность, 6 – социальную сферу. Схожий расклад сил наблюдался и в Губернской думе Самарской области, избранной в 1997 г. Из 25 депутатов 8 представляли исполнительную власть, 4 – социальную сферу, 3 – промышленность (8). Депутаты, представляющие исполнительную власть и социальную сферу, в обоих законодательных органах составляли мощную группу поддержки губернатора, а в Ярославской области к ним добавлялись голоса крупнейших директоров предприятий.

Сегодня законодательная власть в регионах претерпевает существенную трансформацию. Все более отчетливой становится тенденция «вытеснения» из законодательных собраний социальной страты законодателей, представленных врачами, учителями, преподавателями высшей школы, в то время как число промышленников и бизнесменов неуклонно растет. Причину меняющегося профиля законодательной власти опрошенные объясняют стремлением крупных экономических акторов контролировать ситуацию в области законодательства. Около 70% представителей элиты убеждены, что эти изменения неизбежны и в перспективе законодательная власть все в большей степени будет терять демократические черты и превратится в конечном итоге «в сильный орган лоббирования», сопоставимый по влиянию с исполнительной властью в регионе.

Активно действует фракция промышленников в Государственной Думе Ярославской области. « У нас директора самые влиятельные,» - говорит председатель Думы А. Крутиков. В Думу входят около 20 человек от партии «Единство», которые представлены в основном директорами предприятий, что создает как бы «двойную защиту» от неугодного голосования, за счет использования партийного влияния. Благодаря совместным усилиям с администрацией области фракции промышленников удалось в прошлый созыв принять основные законы, связанные с работой предприятий и ряд других важных законодательных актов.

Особенностью последних выборов в органы законодательной власти являлось не простое продвижение в них представителей бизнеса, а попытки крупных корпораций провести в законодательные собрания целые группы своих депутатов с целью формирования консолидированной силы. Схожую тактику пытаются реализовать и менее крупные экономические акторы, однако дефицит ресурсов не позволяет этого сделать.

Новой тенденцией становится объединение влиятельных партий с административным ресурсом власти. К примеру, мэр Самары Г. Лиманский, возглавляющий оппозицию губернатору К. Титову, на выборах в Губернскую думу в декабре 2001 г. объединил ресурс влияния городской администрации и местных коммунистов, что позволило ему увеличить число своих сторонников в новой Думе в три раза. Эти выборы оказались неудачными для действующего губернатора. Несмотря на использование административного ресурса, в законодательный орган не прошли десять кандидатов, которых эксперты накануне выборов определяли как лояльных областной администрации. По результатам выборов улучшились позиции федеральной партии власти - партия «Единство» объединилась с ВАЗом, и вместе им удалось провести в областной законодательный орган пятерых кандидатов « Единства» от Тольятти.

Выборы 2001 г. позволяют говорить о том, что за свое политическое влияние в регионах начинают бороться федеральные округа, ставя во главу законодательных собраний своих кандидатов, как правило, руководителей федеральных структур в регионах. Именно такая ситуация сложилась в Самарской области, где председателем Губернской думы стал В. Сазонов, занимавший пост начальника Главного управления исполнения наказаний в регионе. По оценкам опрошенных нами экспертов, фигура чиновника В. Сазонова скорее всего является кандидатурой федерального округа, а не губернатора Титова.

Подводя итог выборов, аналитик «Самарского обозрения», одного из наиболее влиятельных изданий Самарской области, пишет: «Новая Дума получилась совсем не губернаторская и теперь, чтобы отстоять свое мнение, областным властям придется нелегко» (9). Потеря Титовым безграничного влияния на Думу и обострившееся противостояние с группой Лиманский – коммунисты - не единственное изменение, наблюдающееся в результате выборов. Вторая не менее важная тенденция - это заметная «капитализация» Думы, бывшей в прошлом «социалистической» по своему составу. По мнению экспертов, процесс обуржуазивания Думы вполне закономерен, так как Самарская область, встав на путь рыночных реформ, сама предопределила подобный расклад сил в законодательной власти.

Если в 90-ые годы можно было говорить об односторонней зависимости законодательной власти от власти исполнительной, то сегодня законодательная власть приобретает большую самостоятельность. Это происходит по мере того, как депутатский корпус пополняется за счет представителей бизнес-сообщества. Отношения между двумя ветвями все более эволюционируют в сторону «двухсторонней зависимости». С одной стороны, массированное проникновение бизнеса в законодательную власть сохраняет за губернатором возможность влиять на бизнес депутатов. С другой, концентрация финансовых ресурсов в руках крупных экономических акторов и снижение собственных финансовых ресурсов исполнительной власти заставляют его считаться с бизнес-сообществом. Вынужден губернатор учитывать и растущее представительство в законодательной власти новых надрегиональных структур – федеральных округов. Не исключено, что в ближайшем будущем федеральным округам удастся приобрести в законодательных органах регионов определенное влияние. Похоже, они именно к этому и стремятся. Однако удастся ли им провести своих людей в законодательные собрания, пока сказать сложно.