Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
rimskoe_pravo_Fizlitsa_i_yurlitsa.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
2.21 Mб
Скачать

§ 4. Право народов (Jus gentium) 8

Помимо двух вышеописанных подсистем римского права- jus civile и jus honorarium - в период республики была еще третья система – <quest2< font="">jus gentium, по своей юридической природе, почти равная jus honorarium, но отличная от него по сфере своего действия.</quest2<>

Действие как jus civile, так и jus honorarium распространялось только на римских граждан. Но ближе к концу эпохи Республики, когда Рим сделался центром всемирной торговли, туда стали стекаться массы неграждан (перегринов). У римлян с перегринами и между самими перегринами завязывались разнообразные деловые отношения. По этой причине возникла потребность в правовом регулировании этих отношений. Для этого римляне создали особую магистратуру - praetor peregrinus. Он так же, как и praetor urbanus, при вступлении в должность издает эдикт, в котором определяет правила своей юрисдикции. Этот эдикт являлся основой особой нормативной системы, регулирующей отношения римлян с перегринами и перегринов между собой. Эти нормы заимствовались претором по делам перегринов из общих обычаев международного торгового оборота, то есть из обычаев, стихийно формировавшихся в торговле, в которой принимали участие деловые люди разных стран и национальностей. Таким образом, по своему материальному содержанию это есть право общенародное, почему римляне и называют его “право народов” (jus gentium). Значение права народов было особенно велико, поскольку значительная часть населения завоеванных Римом провинций не получила римского гражданства и оставалась на положении иностранцев (перегринов).

Первоначально предназначенное только для регулирования отношений с участием перегринов, jus gentium, не связанное исторической традицией и поэтому отличавшееся большей свободой и гибкостью, постепенно приобрело большое влияние и на цивильное право. Многие его положения потом нашли формальное закрепление уже в собственных римских-обычаях и законах, а также в преторских эдиктах регулировавших имущественный оборот между римскими гражданами, вытеснив институты специфически римские и постепенно устаревшие. Jus gentium фактически стало лабораторией, в которой перерабатывались в одно целое разнообразные правовые нормы различных народов древнего мира, взаимодействовавших между собой на международном рынке, образовавшемся благодаря политическому доминироваанию римского государства на территории Средиземноморья. Результат этого взаимодействия затем разными путями заимствовавлся собственно римским правом.

Когда впоследствии (после закона императора Каракаллы 212 г.н.э.) все жители Римской империи были наделены правами гражданства, jus gentium утратило свое значение, поскольку под его действием оказались уже только иностранцы в собственном смысле слова – то есть подданные иных государств, временно проживающие на территории римской империи.

<quest3< font="">Кроме вышеописанного значения, термин jus gentium имеет у римских юристов еще иной смысл. Само происхождение правовой системы jus gentium подсказывало римским юристам мысль, что существует некое общее для всех народов право, состоящее из правил, признаваемых одинаково всеми, например, родства, почитания родителей, соразмерного воздаяния за причинение вреда, дозволение отвечать насилием на насилие и т.д. Совокупность этих общепризнаваемых норм они также называли jus gentium, независимо от их реального действия на практике.</quest3<>

Римские юристы полагали, что причиной сходства правовых норм различных народов является сама природа человека. С этой точки зрения, они называли такое право, диктуемое самой природой, “естественным правом” (jus naturale).

В таком значении “право народов” и “естественное право” не являлись новой системой норм позитивного права наравне с цивильным правом, преторским правом и правом народов как нормами регулирующими имущественный оборот среди иностранцев, а представляли собой категории философии права.

<quest9< font="">Часто римские юристы ссылались как на источник права на “справедливость”- aequitas. <closetest19< font="">По сути такая ссылка представляла собой аналогию права – ссылку на общеправовые принципы, из которых выводится норма, применимая для регулирования конкретного отношения. Чаще всего римское понятие aequitas рассматривалось как как принцип формального равенства всех перед законом, однако в широком смысле это попытка выявить “дух законов”, моральную и социальную цель права, которой должен руководствоваться правоприменитель.9 От aequitas римские юристы отличали “гуманность” – humanitas. Водораздел между ними проходит примерно там, где проходит граница морали и права. Так, по идее aequitas рабство как институт существующий для блага гражданского общества праву не противоречит, а с точки зрения гуманизма – humanitas, его существование не может быть оправданно. В случае конфликта aequitas и humanitas римские юристы оказывали предпочтение aequitas. </closetest19<></quest9<>

Впрочем, ни humanitas, ни aequitas не могут считаться источниками права с формальной точки зрения, поскольку ссылки на них лишь обосновывают включение той или иной общей нормы в закон или преторский эдикт, либо принятие претором в конкретной ситуации по своему усмотрению решения, не имеющего формальных оснований в какой-либо определенным образом сформулированной норме закона или эдикта.

<closetest16< font="">Особое место среди источников римского права занимал обычай. Признаки обычая: </closetest16<>

  1. давнее применение

  2. молчаливое согласие общества на его существование.

По теории римских юристов обычаи имели высшую юридическую силу по отношению к закону, то есть в случае конфликта закона и обычая подлежала применению норма обычая. Хотя считалось, что нормы обычного права существуют объективно, даже не будучи формально закреплены в законе или эдикте, однако при ссылке на такую норму ее существование и содержание каждый раз подлежало доказыванию, так что фактически норма обычного права могла быть сформулирована только будучи включена в преторский эдикт или закон (как это имело место при принятии Законов XII таблиц).10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]