Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Самосознание и защитные механизмы личности (кни....doc
Скачиваний:
92
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
2.05 Mб
Скачать

Проекция

Как уже было сказано, целый класс фрустраторов носит вну­тренний характер: это внутренние конфликты, нежелатель­ные для самого индивида черты собственной личности, желания, установки и т. п. В частности, многие личностные черты индивида могли бы его фрустрировать, если бы он их осознал. Но нужны пси­хические механизмы, которые сохранили бы знание о таких чертах (как части самознания и самосознания) вне пределов сознания. Одним из таких механизмов является про­екция.

Сущность проекции состоит в том, что человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким путем защи­щает себя от осознания этих же черт в себе А те отрицательные эмоции, которые направились

бы против себя, теперь направляют­ся на других, и субъекту удается таким путем сохранить высокий уровень самоуважения.

Механизм проекции позволяет человеку оправдать многие свои поступки, исходящие из неприемлемых для его сознания и моральных принципов черт, желаний, установок и других мо­тивов. Например, пусть человек имеет тенденцию быть неспра­ведливо критичным и жестоким по отношению к другим, но он не уважал бы себя, если бы осознал наличие в себе такой осо­бенности. Подобная конфликтная ситуация мотивирует у него процесс приписывания (атрибуции) окружающим жестокости и нечестности, и если он уверен, что окружающие именно такие, то жестокое и несправедливое отношение к себе они заслужили благодаря своим собственным качествам. Им дается то, что они заслужили.

Проекция тесно связана с рационализацией, причем до такой степени, что иногда считается ее разновидностью. Но эта точ­ка зрения вряд ли приемлема: мы считаем, что проекция созда­ет возможность для рационализации, лежит в основе последней. Для успешной рационализации, как мы увидим в соответствующем разделе настоящей главы, необходима также работа ряда других за­щитных механизмов, например, таких, как подавление и вытесне­ние. Поэтому есть основание для классификации различных видов рационализации по тому, на какой из более простых и фундамен­тальных механизмов она опирается.

Эмпирическое исследование проекции осуществлено, напри­мер, Р. Сирсом. Исследование было проведено с членами студенческих товариществ в университете. Членов каждого товарищества просили оценить других членов по таким нежелательным чертам, как язвительность, упрямство и распущенность. Каждого из студентов просили также оценить самого себя по каждой из этих черт. Особый интерес у пси­хологов вызвали те студенты, которые обладали этими отрицатель­ными чертами в высокой степени (это определялось по тому, как другие их оценивали), но не знали об этом (что было видно по тому, как они сами себя оценивали). Эти студенты имели склонность при­писать данные отрицательные черты другим, п в значительно более высокой степени, чем остальные студенты: Р. Сирс доказал, что здесь работает механизм проекции: людям трудно вопринять и осознать свои недостатки

и примириться с ними. Они склонны приписать их другим людям.

Проекция (точнее — процесс проецирования) приводит к ряду других последствий, выражающихся как в самовосприятии, так и в восприятии других. Так, экспериментальным путем обнаруже­но, что люди с высоким уровнем самооценки, придерживающиеся, однако, невысокого мнения о других, проецируют на них собствен­ные недостатки. Эта тенденция в большей степени присуща людям с комплексом неполноценности и связана также с авторитаризмом. «Стремление господствовать над другими и ненависть к ним, по-видимому, более присущи человеку с низким уровнем собственно­го достоинства. Тот, кто не любит самого себя, может бессознатель­но проецировать свои отрицательные свойства на других и затем агрессивно на них реагировать».

Механизм проекции участвует в формировании подсознатель­ной сферы психики в процессе онтогенетического развития лич­ности. Можно подтвердить данное утверждение тем, что основной функцией проекции является исключение осознания собственных нежелательных черт. Ясно, следовательно, что при формировании подсознательной сферы психики проекция тесно взаимодейству­ет с механизмами вытеснения и подавления.

Систематическое ис­пользование механизма проекции приводит не только к вытесне­нию знания нежелательных черт из сознания, но и к более крайним результатам, к таким видам самообмана, которые граничат с пато­логией. Это хорошо видно из результатов одного исследования Э. Френкель-Брунсвик, изложенных в книге Т. Шибутани. В этом исследовании каждый из испытуемых должен был описать черты своей личности и указать на ведущие принципы жизни, которыми он руководствуется. Самооценки были сопоставлены с оценками группы судей, хорошо знавших испытуемых. Между самооценками испытуемых и оценками, данными судьями, обнаружились серьез­ные расхождения. «Люди не сознавали многих своих недостатков, которые, одна­ко, были настолько очевидны, что среди судей существовала вы­сокая степень согласия. Обычно испытуемые утверждали, что они обладают чертами, совершенно противоположными тем, которые бросались в глаза наблюдателям. Человек, последовательно ха­рактеризуемый близко знавшими его людь-

ми как «неискренний», утверждал, что он очень искренний. Какая-либо нежелательная черта могла совершенно выпасть из самохарактеристики». Это означает, что проекция приводит не только к вытеснению из сознания нежелательных черт, но и к формированию представлений об обладании противополож­ными чертами. Причем и здесь использовались рационализации: в тех случаях, когда человек осознавал собственное поведение, наблюда­емое другими, он давал им своеобразную защитную оценку. Поведение, оцениваемое другими как «агрессивное», им было интерпретировано в том смысле, что он не склонен позволять людям запугивать себя.

На основе этого мы выдвигаем идею, согласно которой проек­ция лежит в основе хотя бы некоторых форм механизма формиро­вания противоположной реакции (или установки). Исследование Э. Френкель-Брунсвик показало, что формирование реакции име­ет место также при определении личностью собственных руково­дящих принципов жизни: между оценками судей и самой иссле­дуемой личности обнаружились резкие контрасты. Данный факт Т. Шибутани истолковывает как свидетельство того, «что заявления о своих руководящих принципах часто представляют собой реакции на Я-концепцию, принять которую человек не может».

Поскольку в результате систематического проецирования по­являются рационализации и самозащитные оценки, человеку не­обходимы соответствующие средства. Оказалось, что у людей, предпочитающих пользоваться механизмом проекции, существует выраженная тенденция использования эвфемизмов. Например, если судьи оценивают такого человека в качестве «распущенного», то он сам считает себя «увлекающимся».

Для каждой личности в системе своей Я-концепции собствен­ные черты иерархизируются по степени важности и характерности, специфичности для себя. Исследование Э. Френкель-Брунсвик по­казало, что точки зрения судей и самой личности на этот вопрос тоже заметно различаются: «то, что рассматривалось другими как харак­терное, в глазах субъекта выглядело как нечто незначительное». Такая субъективная иерархизация тоже, конечно, носит защит­ный характер.

Высказана точка зрения, согласно которой «проецирование есть форма принятия роли». Поскольку принятие роли

мы считаем адаптивным процес­сом, то следует полагать, что проекция является только одним из защитно-адаптивных механизмов, участвующих в этом комплекс­ном процессе. Данная проблема требует дальнейших исследований, которые должны раскрыть тонкие механизмы регуляции ролевого поведения, ролевого взаимодействия и адаптации.

Проекция зачастую в реальных ситуациях жизни зачастую выступает не изолированно, а в комплексе с другими защитными механизма­ми. Для иллюстрации этого положения приведем наш краткий ана­лиз ревности, представленный в другой работе.

Работа механизма ревности ясно обнаруживается в поведении недоверчивого мужа, обвиняющего жену в неверности. Ревность, как сложный комплекс эмоциональных и познавательных элемен­тов, всегда содержит в себе проекцию и итоги ее функционирования. Интересно, что обвиняемая таким образом жена, в свою очередь, начинает подозревать мужа в неверности: у нее, по крайней мере, появляются мысли о такой возможности. Такое подозрение соот­ветствует психологической, а нередко и жизненной реальности. Подозрительный человек склонен других тоже считать подозрительными, эгоистичный и раздражительный человек у других так­же обнаруживает эти неприятные черты, но зато собственных не замечает, вытесняет из сферы сознания. Здесь мы видим, как тес­но взаимодействуют в реальной психической активности человека такие защитные механизмы, как вытеснение, проекция, агрессия и др.

С помощью проекции происходят удивительные изменения в по­знавательных процессах человека: он начинает в значительной мере искаженно воспринимать и оценивать жизненные ситуации, людей, их взаимоотношения и т.п. Например, человек ненавидит другого, но, проецируя на него свое чувство, вместо «Я ненавижу тебя» утверждает обратное: «Ты меня ненавидишь». На механизме проекции основано также известное и очень важное для понимания межличностных отношений яв­ление: от другого мы ждем такого отношения, какое мы имеем по отношению к нему. Человеческие чувства в этом смысле в опреде­ленной степени «обратимы», и данное явление обнаружено при по­мощи социометрического метода исследования межличностных от­ношений в малых группах.

Проекция может носить патологизированный характер. На дан­ный аспект проблемы проекции обратил внимание известный пси­хиатр Г. С. Салливен, который считал, что паранойя фор­мируется в результате функционирования механизма проекции. Он считал, что все те свои черты, которые неприемлемы для челове­ка и вызывают к себе презрение, выделяются в систему не-Я. Эта система затем персонифицируется, то есть проецируется на реаль­ных людей, которые и становятся объектами сильной ненависти. Человек начинает считать, что окружен врагами, которым присущи самые отвратительные черты. Он становится запуганным и подо­зревает людей в недобрых намерениях.

Поскольку комплекс неполноценности и низкая самооценка яв­ляются внутренними мотивами-фрустраторами, возбуждающими активность механизма проекции, то следовало ожидать, что систе­матическое использование патологизированной проекции должно привести к ряду других глубоких изменений личности и ее взаимо­отношений с другими. Действительно, была обнаружена связь между способностью к эмпатии и механизмом проекции. Патологическое проецирование ухудшает способность к эмпатии, и (как это бывает у шизофреников) другие индивиды воспринимаются лишь как носи­тели конвенциальных статусов и ролей, без личностных различий. В этом отношении между авторитарными людьми и шизофре­никами есть некоторое сходство. Отметим также, что патологизированная проекция при систематическом использовании может, в конце концов, привести также к деперсонализации.