Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вкр 6440 Андреев АВ.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
386.56 Кб
Скачать

§ 2. Некоторые правовые проблемы международного сотрудничества государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств на современном этапе.

На современном этапе накоплен достаточно весомый опыт международного сотрудничества государств в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Однако, несмотря на все действия, предпринимаемые международным сообществом, повышение уровня наркотизации общества, повышение показателей незаконного производства, культивирования, продажи наркотических средств, свидетельствуют о том, что предпринимаемые усилия в противодействии транснациональному наркобизнесу не позволяют достичь желаемого результата.

По данным ООН, в 2013 году запрещенные наркотики принимали в общей сложности 246 млн. человек, или каждый двадцатый житель планеты в возрасте от 15 до 64 лет. По сравнению с 2012 годом эта цифра выросла на три миллиона. Уровень смертности, связанный с употреблением наркотиков в 2013 году составил 187100 смертей. На долю Юго-Западной Азии (Афганистан) и Юго-Восточной Азии (главным образом, Лаос и Мьянма) по-прежнему приходится подавляющая часть незаконного культивирования опийного мака. В 2014 году общемировой объем производства опия достиг 7554 тонны, в то время как общемировой объем изъятий опия, героина и незаконно изготовленного морфина в 2013 году сократился на 6,4% по сравнению с 2012 годом91. В период с 2001 г. по 2014 г. посевные площади опийного мака в Афганистане выросли с 8 до 224 тыс. гектаров. Одновременно отмечается увеличение урожайности опийного мака, так в 2014 г. ее рост составил 9% по сравнению с 2013 г92.

В Южной Америке по-прежнему сосредоточено почти все культивирование кокаинового куста. При этом в 2013 году отмечалось уменьшение масштабов культивирования кокаинового куста, достигшие самого низкого уровня с 1990 года, также снижается показатель распространенности потребления кокаина (0,4% взрослого населения) в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Меры по сокращению предложения, вызвали некоторое сокращение культивирования кокаинового куста в странах – производителях коки, в результате чего произошло сокращение предложения кокаина и некоторое сокращение основных рынков этого наркотика93. При этом отмечается, что уменьшению плантаций коки в Колумбии (50 тыс. гектаров) и в Боливии (32 тыс. гектаров), соответствует пропорциональное увеличение плантаций коки в Республике Перу (2010 г. – 50 тыс. гектаров, 2011 г. - 60,5 тыс. гектаров, 2014 – более 62 тыс. гектаров)94.

Производство смолы каннабиса по-прежнему сосредоточено в нескольких странах Северной Африки, Ближнего Востока и Юго-Западной Азии, в то время как марихуана производится практически во всех странах мира. Данные за 2013 год свидетельствуют об увеличении объема изъятий марихуаны и смолы каннабиса во всем мире.

Изготовление стимуляторов амфетаминового ряда (далее – САР) имеет место быть во всех регионах. На стремительное расширение мирового рынка САР указывает также резкий рост объема изъятий, начиная с 2009 года: совокупный объем изъятий САР увеличился почти вдвое в 2011 и 2012 годах, превысив 144 тонны и достигнув самого высокого уровня за все время систематических наблюдений, которое вело УНП ООН95.

Согласно данным УНП ООН продолжает расти число стран, сообщающих о появляющихся новых психоактивных веществах (далее – НПВ). По состоянию на декабрь 2014 года информационная система раннего предупреждения УНП ООН получила от 95 стран и территорий сообщения о 541 НПВ. Большую часть НПВ, о которых сообщалось в 2014 году, по-прежнему составляли синтетические каннабиноиды - 39%, за которыми следовали фенетиламины - 18% и синтетические катиноны – 15%. Рост числа НПВ, свидетельствует о растущей диверсификации рынка синтетических наркотиков96. Отмечая тенденции к распространению НПВ УПН ООН, по нашему мнению, недооценивает эту проблему и не предлагает действенных мер по противодействию данной угрозе.

С учетом развития химической науки разработка формул НПВ оказывающих наркотическое воздействие на человека, и запуск их в производство занимают считанные дни – а процедуры выявления, изучения и внесения таких веществ в списки запрещенных могут тянуться годами97. В последние годы структура наркорынка Российской Федерации также изменяется в сторону увеличения объемов предложения НПВ98. Складывающаяся ситуация позволяет говорить некоторым авторам о формировании третьего планетарного центра производства и распространения синтетических наркотиков, в которых задействованы в основном Китай и Тайланд99. С учетом увеличения объемов НПВ на мировом наркорынке необходимым является разработка и принятие мер по противодействию данному явлению. В сложившейся ситуации удобной для принятия совместных мер по противодействию данной угрозе, в рамках межгосударственного сотрудничества, может оказаться «площадка» ШОС.

В Докладе МККН ООН за 2014 год даются основные рекомендации правительствам государств и международным организациям по решению мировой проблемы наркотиков. Комитет предлагает правительствам поощрять сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами на национальном, региональном и международном уровнях.

Усилению сотрудничества государств будет способствовать дальнейшая деятельность по созданию, совершенствованию правовой базы для сотрудничества, присоединение к имеющимся международным актам в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков государств, которые еще этого не сделали100. Ратифицированные международные конвенции являются сдерживающим фактором от отмены национального контроля над наркотиками. Однако в ряде стран лоббируется мировая легализация марихуаны при введении государственного режима контролируемой терпимости к ней101. В марте 2014 года на этапе заседаний высокого уровня пятьдесят седьмой сессии КНС ООН представители правительств приняли консенсусом совместное заявление, в котором они подчеркнули, что три международные конвенции о контроле над наркотиками являются краеугольным камнем системы международного контроля над наркотиками. МККН ООН обеспокоен в связи с несовместимыми с этими конвенциями инициативами, которые легализовали потребление каннабиса в немедицинских целях в Уругвае и ряде штатов США102. В этих условиях необходимо принятие жестких положений по укреплению действующей международной системы контроля за наркотиками и недопущение легализации немедицинского потребления наркотических средств.

Существующие международно-правовые акты, касающиеся противодействия незаконному обороту наркотиков нуждаются в совершенствовании и модернизации. Так в Конвенции 1988 г. вопросы, связанные с организованной преступностью, не рассматриваются достаточно детально, а ее транснациональный аспект вообще не упоминается. Поскольку транснациональный незаконный оборот, как правило, имеет межконтинентальный характер, для его пресечения необходимо разрабатывать комплексные стратегии контроля над наркотиками на глобальном уровне, и ООН могла бы способствовать координации этих усилий103. С учетом появления в незаконном обороте новых психоактивных веществ, необходимо совершенствовать Перечни контролируемых веществ, приведенные в Единой Конвенции 1961 г. Модернизация международно-правовых актов будет способствовать гармонизации национальных законодательств в области противодействия незаконному обороту наркотиков. По нашему мнению, в настоящий момент было бы целесообразно провести международную конференцию с участием России, стран Европы, Центральной и Средней Азии, в рамках которой, с учетом сложившейся наркоситуации ее транснационального характера, выработать совместный комплекс мер по противодействию распространению наркотиков, и закрепить основные положения в совместной конвенции.

МККН ООН предлагает правительствам поощрять сотрудничество между заинтересованными сторонами на национальном, региональном и международном уровнях. Региональные программы и мероприятия, играют большую роль в вопросе эффективности предотвращения незаконного оборота наркотиков, поскольку в них детализируются положения международных конвенций и закладываются способы и пути их реализации. Поскольку большинство указанных программ и мероприятий реализуется в рамках региональных организаций, где государства-участники имеют общие границы, сложившиеся близкие дипломатические отношения, схожие проблемы, задачи и общие географические особенности, то все указанные факторы учитываются в разрабатываемых ими документах о совместной деятельности в данной сфере, что в значительной степени повышает их эффективность. Однако, зачастую планируемые совместные мероприятия, в рамках региональных программ по противодействию распространению наркотиков, сталкиваются с бюрократическими, а иногда и коррупционными схемами стран участниц104. Проводимые операции приобретают политизированный характер. Замечены попытки США активно использовать обеспокоенность стран Центральной Азии растущей афганской наркоугрозой для расширения и укрепления своих позиций в регионе. Учитывая отработанные США в Афганистане технологии управления наркопотоками в геополитических целях, это может негативно отразиться на ситуации в стране и в регионе в целом105.

Несмотря на сложную внутреннюю и международную наркоситуацию, наличие противоречивых тенденций в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, следуя рекомендациям МККН ООН, в России определены оптимальные пути противодействия наркомании и наркопреступности, которые содержатся в ст. 5антинаркотической Стратегии РФ, среди которых:

- сокращение предложения наркотиков путем: пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны; противодействия наркоагрессии извне;

- сокращение спроса на наркотики путем совершенствования профилактической, лечебной и реабилитационной работы.

В качестве одной из мер по сокращению предложения наркотических средств является программа альтернативного развития, принятая Резолюцией S-20/4 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10.06.1998. Генеральная Ассамблея определила альтернативное развитие как процесс предупреждения и ликвидации незаконного культивирования наркотикосодержащих растений «с помощью специально разработанных мер по развитию сельских районов в контексте устойчивого национального экономического роста и усилий по обеспечению устойчивого развития в странах, ведущих борьбу с наркотиками, при признании особых социально-культурных характеристик целевых общин и групп»106. Безусловно, в таких феноменах, как афганский опиумный мак и героин, латиноамериканский кокаин, необходимо уничтожать сам первоисточник, сами посевы: вполне очевидно - не будет мака или коки - не будет и трафика107. Однако, к настоящему времени Политическая декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1998 года невыполнена, более того привела к обратным результатам – объемы производства опиума и кокаина выросли в 2 раза, наркопотребление и наркопреступность приобрели глобальные масштабы. Обычным является раздача мешков с пшеницей натовскими солдатами в обмен на обещания прекратить выращивание опиумного мака, статус альтернативного развития сегодня выглядит банальной профанацией108. Под комплексным альтернативным развитием необходимо понимать восстановление инфраструктуры всего сельскохозяйственного цикла – от обработки земли до переработки и сбыта продукции, аналогичный подход касается индустриального развития109. По нашему мнению, на предстоящей специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2016 году необходимо выработать меры по консолидации усилий международного сообщества по реализации программ альтернативного развития и разработать международный план альтернативного развития в соответствии с руководящими принципами ООН в данной сфере.

Одним из направлений деятельности по снижению предложения на наркотические средства, помимо борьбы с наркопроизводством, является противодействие наркотрафику. Увеличению поставок афганских опиатов будет содействовать создание вступление в силу с 1 января 2015 г. договора о создании на базе Таможенного союза Евразийского экономического союза. Значительная часть продукции из стран Центральной Азии поступает в Россию в качестве товаров, выпущенных в свободное обращение, и не подлежащих таможенному контролю в России. В настоящее время на российско-казахстанском участке границы, через который протекает «Северный маршрут» наркотрафика, осуществляется только пограничный контроль, при этом у пограничных органов отсутствуют современные технические средства контроля и выявления наркотических средств, которые имели таможенные органы110.

Согласно антинаркотической Стратегии РФ, при реализации мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте Россия исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по пресечению деятельности организованных преступных групп (преступных сообществ), действующих в сфере незаконного оборота наркотиков.

В сложившейся ситуации, повысить эффективность борьбы с наркотрафиком могло бы учреждение межгосударственной правоохранительной организации координирующей взаимодействие компетентных органов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. В задачи данного органа входили бы анализ информации о состоянии незаконного оборота наркотиков, единый мониторинг наркопотребления, содействие в подготовке специальных мероприятий и совместных операций, содействие в осуществлении международного розыска лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками; противодействие легализации доходов полученных от наркобизнеса, участие в разработке межгосударственных программ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; подготовка и проведение международных конференций, установление и поддержание контактов с другими международными центрами и организациями. Необходимым является создание при подобной международной организации сил оперативного реагирования, с наделением полномочий по проведению операций на территории государств-участников. Создание подобной международной правоохранительной организации – «аналога» Интерпола, в области противодействия незаконному обороту наркотиков, было бы целесообразно с участием компетентных органов России, стран Европы и Центральной и Средней Азии.

В целях сокращения предложения наркотиков должно быть обеспечено ужесточение административной ответственности за незаконное потребление наркотиков, уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) по преступлениям квалифицированным по ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы. При этом ст. 104.1 УК РФ предусматривает конфискацию имущества полученного в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 228.1, ч. 2 ст. 228.2, ст.ст. 228.4, 229, 231, 232, 234 УК РФ, таким образом, конфискация имущества в результате совершения преступления предусмотренного ст. 229.1 УК РФ – контрабанда наркотических средств, не предусмотрена. В настоящее время конфискация имущества, возможна исключительно при получении органом расследования и подтверждением в суде доказательств преступного происхождения такого имущества. Следует отметить, что во многих европейских странах успешно применяется подход, при котором доказывание законного происхождения доходов или другой собственности, подлежащих конфискации, перенесено на лицо, совершившее преступление. Данное положение также предусмотрено п. 7 ст. 5 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и п. 7 ст. 12 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности111. Представляется целесообразным внести изменения в ст. 104.1 УК РФ, а именно: предусмотреть конфискацию имущества за преступления, предусмотренные ст. 229.1 УК РФ, а также, с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)112, переложить бремя доказывания законности происхождения имущества на обвиняемых, в совершении преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Помимо этого, необходимо вводить конфискацию всего имущества, которое находится в собственности у наркосбытчиков - всех средств и активов, находящихся в фактическом пользовании лица, а изъятое имущество и денежные средства не просто конфисковывать в доход государства, а использовать для повышения эффективности работы правоохранительных органов осуществляющих противодействие наркопреступности, а также в целях реабилитации ресоциализации наркозависимых, на примере некоторых стран Латинской Америки113.

Проведенный анализ свидетельствует, что один из популярных способов доставки наркотических средств из-за рубежа в Россию и их распространение по территории субъектов являются почтовые отправления. Процесс приобретения наркотиков осуществляется бесконтактным способом с использованием Интернет-сетей и виртуальных платежных систем114. Широкое распространение среди наркосбытчиков электронных платежных систем является следствием несовершенства нормативно-правового регулирования их деятельности, а именно: Федерального закона от 27 июня 2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе»115.

Мероприятия по сокращению спроса также могут способствовать повышению эффективности мероприятий по сокращению предложения: в условиях снижения спроса сокращается численность наркоманов и лиц, начинающих злоупотреблять наркотиками, что ведет к ослаблению преступных сетей и снижению экономической целесообразности изготовления запрещенных наркотиков116.

Система мер по сокращению спроса на наркотики включает в себя: государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков, наркологическую медицинскую помощь, медико-социальную реабилитацию больных наркоманией.

Проблема реабилитации наркозависимых, в условиях малого количества наркобольниц и реабилитационных центров, также является в настоящее время достаточно острой117. По нашему мнению, помимо указанных в антинаркотической Стратегии РФ мер по сокращению спроса, также необходимо уделить достаточно пристальное внимание законодательному обеспечению борьбы с пропагандой наркотических средств, в том числе в сети Интернет118.

В преддверии спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая состоится осенью 2016 года по вопросам мировой проблемы наркотиков, государствам необходимо выдвинуть консолидированные предложения, которые бы конституировали принципиально новую глобальную систему мер по эффективной борьбе с наркотиками, интенсификации международного сотрудничества в данной сфере, повышению эффективности взаимодействия компетентных органов в области противодействия наркобизнесу, возможно в форме новой Антинаркотической Конвенции ООН.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]