Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Группа_instrument_pomoschi-0

.pdf
Скачиваний:
15
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
1.41 Mб
Скачать

для исследования причин, по которым он не может с ним согласиться. Когда общая атмосфера в группе приводит человека в соприкосновение с каким-то чувством, которого он обычно избегает, у него появляется особая возможность противостоять этому чувству, а у других — помочь ему. Когда индивидуум обнаруживает в группе личность, занимающую место кого-то особо значимого для него, то у непосредственно вовлеченных (как и у остальных — сторонних наблюдателей либо активных помощников) появляется особая возможность обрести новые представления или опробовать новые типы поведения. Именно тот особый резонанс, который возникает между индивидуумом, группой и динамикой группы, обеспечивает благоприятные возможности для извлечения гораздо большей пользы, чем та, что является результатом социального сравнения, обратной связи и т.п.

Я считаю, что модель фокального конфликта группы полезна при продумывании определенных решений, связанных с планированием группы. Особенно тех, что относятся к разработке группы и подбору кандидатов. В качестве образцов следует привлекать также и другие контексты и модели при разработке каких-то иных решений и задач планирования (например, если нужно предугадать воздействие группы на свое окружение или при разработке методов мониторинга и оценки группы). В период ведения группы модель будет особенно полезна для групп, основывающихся на открытой дискуссии, когда ассоциативные процессы не испытывают никаких ограничений. Она также с большой пользой может использоваться в группах, практикующих тематическую дискуссию или “методы действия”. Особенно — в критические моменты, когда группа начинает топтаться на месте или причи- нять кому-то вред. В любых группах, независимо от их структуры, модель поможет не упустить благоприятную возможность принести пользу отдельным индивидуумам. При работе с некоторыми контингентами, особенно если понятие пользы определяется в узких терминах, модель фокального конфликта группы будет неоправданно сложной или только отчасти уместной. Например, некоторые группы состоят из людей, не способных легко, не перебивая, длительное время выслушивать друг друга. В таких группах ассоциативные процессы значительно ослаблены, и вполне оправдано и разумно лишь изредка мыслить в терминах совместных чувств или решений. Иногда модель можно использовать частично, как в том случае, когда у различных людей наблюдаются аналогичные способы защиты в ответ на давление извне. Хотя таковые и возникают скорее одновременно, чем вследствие процессов сотрудничества, они ставят перед психотерапевтом те же самые задачи: понять их значение для членов группы и продумать направления и средства вмешательства.

71

Понимание динамики групп — неотъемлемая часть базовых знаний, необходимых для того, кто планирует или ведет группы. Но одного понимания динамики групп еще не достаточно. Совершенно необходимо понимание того, как динамика индивидуума связана с динамикой группы, а также понимание отдельных членов группы в терминах, относящихся к самой группе. Следует отметить, что теоретическое понимание того, как оперирует группа, окажется совершенно бесполезным, если не будет найден способ практического приложения и использования этого знания в реальных, конкретных и никогда не повторяющихся ситуациях. Общее понимание принесет свои плоды, если с его помощью можно будет разобраться, какие решения и образ действий являются разумными в процессе реального планирования и ведения группы.

Часть II

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

ГРУППЫ

3.ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ПОДХОДЯЩИЙ ТИП ГРУППЫ И ПОДХОД К ДАННОМУ КОНТИНГЕНТУ ПАЦИЕНТОВ С ПОЗИЦИЙ ЛИДЕРСТВА

Настоящая глава посвящена первым пяти решениям, перечисленным и рассмотренным в главе 1: о том, с каким контингентом вы собираетесь работать; как вы надеетесь помочь людям, отобранным из данного контингента; сможет ли группа послужить подходящим средством для того, чтобы помочь людям; если да, то каково решение о базовой структуре и характере группы и о том, следует ли работать самостоятельно, с одним или большим числом напарников (психотерапевтов или социальных работников).

Первые два предшествуют решению о том, может ли опыт группы пойти на пользу этому контингенту. Чтобы конкретно обозначить контингент, с которым вы собираетесь работать, необходимо ясно и четко определить возможности, предоставляемые обстановкой, цели и потребности вашей организации, собственные интересы, а также ваш профессиональный уровень и опыт работы. Полагаю, нет необходимости говорить что-то еще помимо того, что уже было сказано.

Итак, контингент назван. Но дальнейшие решения по планированию еще не могут быть приняты. Необходимо выработать определенное мнение относительно характера данного контингента и определить, как вы надеетесь помочь этим людям. Вы можете принять предварительное решение относительно того, в состоянии ли ваши пациенты правильно воспользоваться опытом группы и существуют ли разумные основания надеяться, что продуцируемый группой опыт облегчит им переход из нынешнего состояния в более предпочтительное.

Если есть основания полагать, что может подойти какая-то форма группового опыта, перед вами встанет задача планирования, главная тема данной главы: какой тип группы, каким образом структурированной и руководимой? Спланированный “подходящий” опыт группы

75

должен представлять собой опыт, который будет казаться им правдоподобным и которым они смогут воспользоваться.

Работать ли в одиночку или с одним или большим числом коллег? Это решение в некоторых случаях определяется политикой, проводимой вашей организацией, но иногда будет полностью зависеть от вас. В последнем случае лучше всего как можно раньше заключить предварительное соглашение, чтобы те, кому предстоит работать вместе, могли сообща принять решения по планированию. Совместно принятые решения на практике будут, разумеется, срабатывать успешней, чем решения, принятые одним человеком, а затем навязанные или не встретившие возражений со стороны другого. Более того, при разработке планов предполагаемые напарники будут иметь также возможность проверить свою собственную совместимость. К этому вопросу я еще вернусь в конце этой главы.

В начале главы 1 был приведены примеры, когда люди могли бы извлечь какую-то пользу из опыта группы. Этот перечень ни в коей мере не является исчерпывающим, но тем не менее в нем весьма широко представлены люди, которые либо обращаются сами, либо направляются другими к представителям цеха “врачевателей души” в надежде на получение соответствующей помощи. Никакой отдельно взятый вид опыта не сможет удовлетворять всем потребностям такого разнообразного спектра потенциальных клиентов. И совершенно очевидно, что неразумно было бы говорить в широком смысле о “группах”, оказывающих помощь “людям”. Нам неизбежно потребуются какие-то ограничения, чтобы конкретно говорить о том, “какие именно люди” и “какие именно группы”. Практически бесконечный перечень необходимо сократить до конечного перечня категорий контингентов, для которых характерен определенный способ мышления. Именно он укажет путь к правильным решениям относительно того, будет ли группа полезна, и если да, то какой именно тип группы и с каким подходом к функции ведущего.

Категории контингентов, которые я собираюсь здесь вкратце пере- числить, выявлены на основе обобщения практического опыта — моего собственного, а также моих коллег и студентов. Их следует рассматривать как некоторый, а не всеобъемлющий набор категорий.

После описания категорий контингентов я дам определение двум понятиям — рубежа (frontier) и “главной заботы” (preoccupying concern), которые, по моему мнению, дают необходимые ориентиры при начальном планировании. Далее я намереваюсь рассмотреть каждую категорию контингентов в терминах рубежа и “главной заботы”, чтобы показать, каким образом мышление направляет процесс при-

76

нятия решений. Иногда полезно составить группу, в одних случаях однородную по характеру контингента, а в других — разнородную.

Следующие категории людей весьма часто встречаются среди пациентов социальных работников, психиатров или психологов. Они либо обращаются за помощью сами, либо становятся объектом внимания других специалистов по оказанию психологической помощи:

(1)Адекватно функционирующие люди, которых по обычным меркам можно считать “нормальными”. Но сейчас их жизнь или личность находятся под угрозой. К данной категории относятся люди, которым предстоит сложная операция, люди, заболевшие какой-либо изнурительной болезнью, потерявшие руку или ногу, ставшие жертвами не- счастных случаев, получившие тяжелые ожоги, потерявшие зрение или слух... Это категория так называемых “жертв рока”.

(2)Адекватно функционирующие люди, которых по обычным меркам можно считать “нормальными”, но они “связаны общей участью”

ñдругими и испытывают в связи с этим необычный стресс. К данной категории относятся родители умственно отсталых детей, родители детей-инвалидов или хронически больных детей, супруги неизлечимо больных людей, супруги людей, страдающих тяжелой хронической или неизлечимой болезнью, жены заключенных, несовершеннолетние дети алкоголиков, родители или супруги шизофреников или шизоидов, проживающих дома, и т.д.

(3)Люди, переживающие или предчувствующие какой-то важный жизненный переход. В эту категорию входят люди, ожидающие выписки из психиатрической больницы или освобождения из детской исправительной колонии или тюрьмы; поступающие в какое-либо ле- чебное или исправительное учреждение; пожилые люди, только что вышедшие или в ближайшее время готовящиеся выйти на пенсию; дети, которым предстоит перейти в другую школу; недавно прибывшие иммигранты; недавно разведенные; люди, которым был причинен серьезный материальный ущерб в результате стихийного бедствия или иного несчастья; и т.д. Подобные переходы могут происходить по личному произволу или навязываться человеку внешними обстоятельствами. Каков бы ни был характер данного перехода, переживающие его пациенты оказываются перед необходимостью перестройки своего мира и переопределения собственного места в нем.

(4)Адекватно функционирующие люди, с точки зрения стороннего наблюдателя, которые испытывают беспокойство или депрессию. Поэтому они функционируют ниже уровня своих возможностей или постоянно действуют себе во вред. К данной категории относятся многие из тех, кто обращается в амбулаторное отделение клиники или к самостоятельно практикующим специалистам. А также ученики стар-

77

ших классов и студенты, обращающиеся к специалистам самостоятельно или направляемые преподавателями.

(5)Люди, переживающие серьезный функциональный упадок или только что начавшие оправляться от него. В течение достаточно короткого времени они утрачивают способность функционировать на работе или дома обычным для них образом. У них развивается острое беспокойство, депрессия, фобия, мания и т.д. до такой степени, что они оказываются не способными заниматься своей обычной деятельностью. Таких людей можно встретить в приемных покоях психиатри- ческих госпиталей, в психиатрических отделениях обычных госпиталей или в домашней обстановке, где они существуют кое-как, опираясь на поддержку членов семьи или своего лечащего врача.

(6)Люди, утратившие или не сумевшие приобрести основные социальные или межличностные умения и навыки, необходимые в жизни. К данной категории относятся некоторые пациенты психиатрических госпиталей, находящиесяся на излечении длительное время; пациенты психиатрических госпиталей после выписки в полузащищенной обстановке — в специальном пансионате или профилактории; умственно неполноценные люди из спецучреждений, которые считаются потенциально способными жить в обществе; некоторые инвалиды или подростки, длительное время находившиеся под присмотром в специальных заведениях; закоренелые правонарушители, в настоящее время проживающие на свободе; и т.д.

(7)Люди, которые весьма долгое время (а возможно, всю жизнь) функционируют на низком и неудовлетворительном уровне. Таких пациентов можно встретить как в спецучреждениях, так и за их пределами. Данная категория включает замкнувшихся в себе шизофреников или шизоидов, “неприкаянных”, некоторых алкоголиков, закоренелых правонарушителей, людей, часто наносящих визиты лечащему врачу с неопределенными жалобами на здоровье, и т.п. Данная категория включает людей, для которых, по мнению наблюдающих их специалистов, перспективы изменения весьма незначительны.

(8)Люди, доставляющие проблемы другим в силу своей необузданности, неуправляемости, пренебрежения законами и общепринятыми нормам, постоянных конфликтов с окружающими, — но при этом не считающие, что у них есть какие-то проблемы и никогда не обращающиеся за помощью по собственной инициативе. К этой категории относятся некоторые несовершеннолетние и взрослые правонарушители, плохо ведущие себя в школе подростки, родители, подозреваемые в причинении физического вреда своим детям, и т.д.

Временно оставляя данные категории в стороне, я хотела бы глубже развить идеи рубежа и “главной заботы”.

78

Под понятием рубеж подразумевается, что любой человек обладает определенными личными ресурсами, навыками, умениями, формирующими основу своих выборов и планов. Основу, благодаря которой он берется за дела, продвигающие его в направлении собственных жизненных целей. Подобным же образом для любого человека можно представить навыки, умения и понимания, не включенные в его текущий репертуар и выходящие за рамки его способностей. Граница между тем, чем он обладает, что способен делать, и тем, что для него недоступно, может рассматриваться как его рубеж. Одни навыки и способности являются прочно закрепившимися и находятся в пределах рубежа, другие будут достаточно далеко от него, а некоторые — в непосредственной близости от рубежа, “недосягаемые, но достижимые”.

Очевидно, что у каждого человека имеется свой рубеж: кто-то располагает весьма немногим, некоторые — гораздо большим. Многие, хотя и далеко не все, обладают способностью выйти за пределы настоящих рубежей. Для кого-то весьма важно попытаться это сделать, поскольку текущий рубеж нефункционален, неудовлетворителен, чреват для них неприятностями или представляет опасность для окружающих.

Следующее понятие — “главная забота”. Под “главной заботой” я

понимаю любую проблему, заботу или ситуацию, которая в данное время почти полностью застилает горизонт человека и ни на минуту не выходит у него из головы. Как правило, подобное беспокойство возникает в ответ на какое-то событие или положение вещей, необыч- ное для него и лежащее далеко за пределами его жизненного опыта, событие, к которому он всем своим предыдущим опытом оказался совершенно не подготовлен. Он может почувствовать себя абсолютно подавленным заботами и беспокойством, с которыми не в состоянии справиться, либо лишь ценой неимоверных усилий.

Он чувствует, что бессилен что-либо сделать и не может больше бороться. “Главная забота” возникает в результате какого-либо конкретного события, например, рождения физически неполноценного ребенка или несчастного случая, который оставил человека инвалидом. Иногда она является результатом события, которое еще не произошло: например, предстоящей хирургической операции или ожидаемого переезда в дом престарелых. Событие может быть и таким, к которому человек положительно стремится и с удовольствием предвидит (например, вступление в брак или эмиграция). И все же беспокойство будет “главной заботой”. Она отнимает у человека время и энергию, часто ставит перед ним задачи и возбуждает чувства, с которыми он справиться не может.

Мышление в терминах рубежа и “главной заботы” позволяет определить “пользу” как выход за пределы настоящего рубежа (а иногда —

79

удержание его перед лицом возникшей угрозы) и способность более успешно противостоять и справляться с “главной заботой” и вызванным ею гнетущим беспокойством.

Что касается рубежа, людям пойдет на пользу опыт, который способствует продвижению в область, расположенную “сразу же за” их рубежом. Если же ситуация продуцирует формы опыта, находящиеся намного ближе рубежа данного человека, значит, он даром тратит свое время, поскольку расходует силы на обретение того, что уже имеет. Если же ситуация продуцирует формы опыта, выходящие слишком далеко за пределы его рубежа, она либо вызовет у него страх, либо не сможет увлечь, либо не будет иметь к нему никакого отношения. Что касается “главной заботы”, если люди смогут противостоять ей, они сумеют постичь ее скрытый смысл и приложат все силы к тому, чтобы с ней справиться. Бессмысленна работа над каким-либо вопросом, имеющим мало общего с “главной заботой”, бесполезно понуждать сосредоточиться на ней в тот момент, когда пациенты менее всего готовы к этому и могут лишь прийти в полное замешательство.

Несмотря на то, что ранее уже подчеркивалось значение движения и изменения, следует отметить, что для некоторых людей предпочтительное состояние заключается в том, чтобы не утратить свои позиции, сохранить нынешнее состояние перед лицом какой-либо угрозы. В подобных случаях вы будете нацелены не на изменение, а на то, чтобы помочь человеку найти поддержку и опору на его личные ресурсы, умения и навыки.

О каждой из ранее перечисленных категорий можно мыслить и в терминах рубежа, и в терминах “главной заботы”. Исходя из этого, вы сможете определить, окажется ли группа полезной для достижения нужного результата, и если да, то какой тип группового опыта здесь подойдет.

Категория 1. Адекватно функционирующие люди, “нормальные” по обычным меркам, но жизнь или личность которых сейчас находится под угрозой

К этой категории относятся люди, которым предстоит сложная операция; заболевшие какой-либо изнурительной болезнью, потерявшие руку или ногу, ставшие жертвами других несчастных случаев, люди с тяжелыми ожогами, потерявшие зрение или слух и т.д. Данная категория включает людей, в жизни которых катастрофическое событие или несчастье уже произошло. Их дальнейшую судьбу в основных чертах можно предсказать. К ней также относятся люди, в жизни которых

80