Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории коррекционной мысли.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
366.9 Кб
Скачать

Глава 3

3.1. три направления помощи: возникновение специальных школ.

В этот период оформляются три основных направления помощи лицам с отклонениями в развитии.

- Христианско – филантропическое (цель – призрение, форма – приюты, благодельни, дома призрения).

- Медико – педагогическое (цель - лечение, воспитание и элементарное обучение детей с выраженными нарушениями в развитии, форма – обучение при больницах).

- Педагогическое ( цель – образование детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, форма – специальные классы, школы, интернаты).

Все национальные системы специального образования складывались в Западной Европе и были первоначально ориентированы на обучение трех категорий детей: в начале – глухих и слепых, позднее – умственно отсталых.

Модель образования, для реализации которой в стране нет культурно – исторических и экономических предпосылок, в лучшем случае может существовать в единичном варианте как экспериментальная.

3.2 Опыт Германии: единое государство, единый народ, единое специальное образование.

По условия Вестфальского мира (1648) Германия утратила свою территориальную целостность и вступила в период длительного политического и экономического кризиса. Ученые Германии в XVIII веке находились под влиянием идей предшествующих столетий. Государственная идеология, консерватизм научной, в том числе и медицинской, мысли, кризис экономики отразились на организации психиатрической помощи. Государственных, как и частных психиатрических учреждений лечебного типа Германия не имела вплоть до XIX века. Существование «дома для умалишенных», как и «монастырские приюты» выполняли исключительно полицейские функции, не преследуя лечебных целей.

Существенное влияние на немецкую психиатрию оказал И. Кант, предложивший оригинальную классификацию душевнобольных. Идеи Канта и Гегеля о примате философской оценки психических недугов оказали заметное влияние на немецкую психиатрию, носившую умозрительный характер и оторванную от почвы живых наблюдений. Наряду с философской зарождается врачебная психиатрия. Исходя из философских взглядов Канта, немецкие педагоги стремились доказать что формальное (развитие мыслительных операций) образование имеет большее значение, чем материально (усвоение содержания обучения). Первая лечебница, преобразованная в психиатрическую лечебницу, организовывается в Саксонии в 1811 году. До середины XIX века большинство психиатрических учреждений напоминало зверинцы, где голые и одичалые больные сидели в «каменных мешках» на цепях.

Начало специальному обучению глухонемых в стране было положено врачом В. Кергером и учителем Георгом Рафелем. Заняться проблемой специального обучения Г. Рафеля заставила личная проблема. Трое из шести его детей родились глухими. Он изучил все доступную литературу по сурдопедагогике и выстроил свою систему в соответствии с рекомендациями И. К. Аммана. Но эти успехи не привели к открытию специальных школ в Германии. Удачливее всех оказался С. Гайнике, он устраивал публичные испытания знания и умения своих глухих учеников. Результаты стали настолько очевидны, что Саксонский курфюст предложил Гайнике организовать институт для глухонемых.

В Пруссии неоднократно принимались попытки повсеместного открытия начальных школ. Общее уложение закрепило переход Пруссии к государственной школьной системе, с этого момента школы объявляются государственными учреждениями. К середине XIX многие немецкие земли приняли закон об обязательном начальном обучении. Благодаря активной деятельности В. Гумбольдта был основан берлинский Университет, получило развитие женское образование, открывались школы для глухих и подготовка кадров для этих школ. К началу XX века в Германии сложилась национальная научная школа сурдопедагогики.

Введение обязательного образования для глухих, привело к распространению этого закона и на слепых. В 1806 году немецкий тифлопедагог А. Цейне и В. Гаюн открыли первое учебное заведение для слепых в Пруссии. Получив образование, аномальные дети сделаются полезными гражданами, что сократит в будущем расходы государства на их содержание и увеличит процент трудоспособности населения. Чтобы семья не препятствовала обучению аномального ребенка по своей скупости или бедности, власти предусмотрели систему штрафов и даже тюремные наказания для нерадивых родителей.

Судьбой глубоко умственно отсталых детей занимались приюты для слабоумных. Эти учреждения открывались пасторами, а их деятельность строилась на христианско – филантропических принципах. Первый приют открылся в Вильдеберге в 1835 году. В 1803 году в школе для бедноты города Зайтц открывается особый класс для умственно ограниченных детей, где с неуспевающими проводились дополнительные занятия.

В 60-е годы германии повсеместно открываются народные школы, и вводится обязательное начальное образование. Введение образовательного стандарта для большого числа детей из малоимущих слоев населения при чрезмерной наполняемости класса очень быстро привела к выделению группы стойко неуспевающих и второгодников. Второгодничество требовало от администрации дополнительных затрат. В городе Зайтц, ректор начальных школ санкционировал открытие «добавочных классов», где отличалась наполняемость обучения и продолжительность урока.

Германия, к началу XX века не только не имела планомерно развивающуюся систему образовательных учреждений для умственно отсталых, но и разработала новый тип специального обучения – вспомогательное обучение.

3.3. Опыт Франции: пионеры и аутсайдеры одновременно.

18 столетие вошло в историю европейской цивилизации как эпоха Просвещения. Центром этого с течения стала Франция. Идеи французских материалистов и идеи революции привели к кардинальному пересмотру отношения к страждующим, заложили философские основы воспитания и обучения аномальных детей. Идеологи революции понимали общественную помощь недееспособным гражданам не как милостыню, а как обязанность государства. Французская революция положила конец притеснениям и пыткам в психиатрических лечебницах. Выдающийся психиатр Филипп Пинель впервые снял цепи с душевнобольных. Он со своим учеником Жаном Этьеном Домиником Эскиролем заложил основу новых подходов к лечению и воспитанию умственно отсталых детей. В 1828 году при психиатрической лечебнице в Бессетрье, а в 1831 году при больнице в Сальпетриере открываются отделения для идиотов. В 1833 году доктор Ж. Вуазен основал самостоятельное учреждение для слабоумных в Париже - Ортофренический институт. В Париже Сеген в 1841 году открывает для идиотов частную школу.

Со временем открытия Людовика IX хосписа для незрячих положение слепых было достаточно благополучным. Призреваемы обеспечивались пенсией. Вспомоществование получали не только незрячие, но и члены их семей. Государство и общество понимали проблему призрения, считая благотворительность достаточной заботой о незрячих, а их обучение – избыточным. Уникальное учебное заведение, в стенах которого работали два выдающихся тифлопедагога Валентин Гаюи и Луи Браль не оказало влияния на организацию образования незрячих во Франции. В 1838 году учреждения, основанное Гаюи, прекратило свое существования. Одновременно в конце XIX века растет число приютов и богаделен для слепых, где имеются трудовые мастерские, но отсутствует настоящее образование.

Похожая складывалась ситуация и с обучением глухих. Великие сурдопедагогики Шарль Михель и Роже Сикар создали оригинальную национальную концепцию образования неслышащих – «мимический метод». Подчеркивая важную роль воспитания в жизни общества, они утверждали, что задача педагога – подготовка образованных, критически мыслящих, активных членов общества. В 1706 году отлученный от церкви богослов Ш. М. Эпе начинает обучение двух глухих девочек, а затем на личные средства открывает небольшую частную школу – Парижский институт глухих – первое в мире училище для глухонемых, которое по существу явилось и первой школой сурдопедагогики. После смерти Эпе церковь и духовенство всячески препятствовали его сурдопедагогической деятельности.

В отличии от ряда западноевропейских стран, Франция долгое время не принимала нормативных актов об образовании лиц с нарушениями слуха. Закон в этой стране о всеобщем образовании был принят в 1882 году. Обладая приоритетом в теоретической сурдопедагогике, первой в мире открыв в XVIII веке школу для глухих, Франция за последующие столетие не создала сети государственных учреждений. Не удержала Франция свой приоритет и в деле обучения умственно отсталых. Проблема обучения умственно отсталых вновь становится актуальной только после принятия закона о всеобщем обязательном начальном обучении в 1886 году. Психиатр Бурневиль пытается убедить французов в необходимости открытия для умственно отсталых специальных классов и школ, но не получает поддержки государства.

Новая попытка активировать обучение умственно отсталых предпринимается в 1921 году. Но новая попытка не привела к значительным результатам, специальные школы так и не открывались, а число специальных классов росло крайне медленно.

Отсутствие государственной политики в области образования лиц с отклонениями в развитии привело к тому, что опыт первых в мире учебных заведений для глубоко умственно отсталых остается научным экспериментом, так и не получив развитие и распространение в течение следующего столетия.

Франция, являясь пионером в теории тифлопедагики, первой в мире открыв образовательные учреждения для глухих и слепых, лечебно – педагогические заведения для глубоко умственно отсталых, страна к концу описываемого периода оказалась аутсайдером в практике организации системы специального образования.

3.4. Опыт Англии: «британский путь» или забота о бедных и аномальных.

Политические и экономические реформы привели к изменению уклада жизни страны, обусловили изменение государственной политики в области образования. После «Славной революции» 1688 года получили распространение начальные (приходские) школы. Для детей из народ в XVIII веке на церковные и благотворительный средства стали открываться «школы для бедных». В конце XVIII века «школы для бедных» пришли в упадок, так как промышленникам было выгодно использовать дешевый детский труд. В связи с этим возникло движение за созидание воскресных школ для работающих детей для детей из бедных семей население в конце XVIII века стали организовывать индустриальные школы, где обучали ремеслам и начаткам грамоты.

Педагогические предпосылки возникновения специального образования в Англии связаны с обучением глухих. В середине XVII веке Джон Бульвер опубликовал первые в стране пособия по сурдопедагогике. Джон Уоллис и его единомышленники в XVII веке предприняли несколько успешных попыток индивидуального обучения глухих. Практика обучения лиц с отклонениями в развитии начала складываться в Британии только в конце XVIII века.

Первая небольшая частная школа для обучения неслышащих была открыта священником Томасом Брайвудом в Эдинбурге в его собственном доме. Отец глухого ребенка и ярый противник французского метода Эпе, Брайвуд разрабатывает собственный сурдопедагогический подход. Поменяв место жительства и переехав в Лондон, Брайвуд и там организует частную школу.

Соучередителем Лондонской школы был племянник Брайвуда, священник Дж. Ватсон. Они взяли под свой контроль деятельность всех благотворительных учреждений, занимавшихся судьбой неслышащих, и ни одна попытка обучения глухих не могла возникнуть без их благословения. Обучение глухих стало бизнесом семьи, который расширялся за счет включения в сферу интересов благотворительных школ для неимущих детей. Джон Тауншед – один из представителей оппозиционного религиозного течения священник конгерации открыл для глухих детей из бедных семей.

На протяжении века число небольших частных школ и благотворительных заведений для глухих росло. С 1878 года в Англии началась целенаправленная подготовка сурдопедагогов. Принятие Великобританией закона о всеобщем начальном обучении (1880) побудило правительство создать закон об обязательном образовании глухих. Школы – институты для глухих начали активно расширяться, одновременно открывались новые дневные школы. За период с 1760 по 1991 год Великобритания прошла путь от открытия первой маленькой частной школы до принятия закона об обязательном обучении глухих. В 1901 году в Эдинбурге открывается первое учреждение для воспитания и обучения слепоглухонемых. Интерес англичан к проблеме образования незрячих возник благодаря Эдварду Ралетону – поэту, потерявшему зрение в результате инфекционного заболевания. Ослепший поэт, озабоченный судьбой незрячих, особенно нищих, в 1791 году в Ливерпуле открыл школу для бедных слепых, где разновозрастные ученики обучались ремеслам, церковному пению, игре на музыкальных инструментах.

В 1793 году открывается ремесленная школа – приют для слепых (Бристоль, Эдинбург), в 1799 школа в Лондоне. Эти учреждения занимались не столь образованием, сколько обучением незрячих.

Ситуация начала меняться после принятия законов о всеобщем обучении (1870, 1880) и отмены платы за обучение в начальной школе (1891). Реальное обучение умственно отсталых началось в Великобритании только в XX веке, почти два столетия понадобилось, чтобы осознать его необходимость. Здания, где сдержались умалишенные и слабоумные строятся в виде монастырей. По отношению к больным это учреждения больше напоминают тюрьмы и зверинцы. Прецедентом принципиально иного отношения к душевнобольным является открытие в 1796 годы убежища для душевнобольных по инициативе Вильяма Тьюка. Это убежище впервые не было оснащено решетками и цепями, а обеспечивало больными достойные содержания и лечение. Несмотря на очевидные успехи практика психиатрической помощи в Англии долгое время не менялось. Экономический расцвет страны приводит к быстрому росту благотворительных заведений для слабоумных, значительная часть идиотов находилась в лечебницах для душевнобольных или в работных домах для бедноты. В 70-е годы в Англии начинает движение за отделение идиотов от душевнобольных. В 1891 год Совет школ Лондона решает открыть «школы специального воспитания» для умственно отсталых детей. Их цель – подготовка ребенка с выраженными трудностями в обучения в обычной школе. Рекомендовалось при этих школах создавать детские сады для более раннего выявления умственно отсталых детей. Обеспокоенные судьбой аномальных детей общественные организации создают Национальную Ассоциацию помощи дефективным детям (1903). Ассоциация пропагандирует необходимость специального школ, заботясь об их трудоустройстве. Создание в стране общей медицинской инспекции (1908) способствовало введению единообразных методов диагностики и отбора детей в специальные школы.