Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории коррекционной мысли.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
366.9 Кб
Скачать

Глава 2

2.1. От призрения к светскому.

Началом периода условно можно считать открытия первых приютов для слепых в Баварии и во Франции по инициативе монархов – полководцев. Так, воинственный баварский курфюрст, потерявший зрение в результате травмы на поле боя, учредил богадельню для ослепших солдат. Инициатива Людовика IX Святого так же была обусловлена особым отношением короля, дважды возглавлявшего крестовые походы к ослепшим воинам – крестоносцам. Тронутый их положением Людовик IX построил для них особое здание – Maison des Qvinze – Vingts.

В Maison des Qvinze – Vingts первоначально разместилось 300 обитателей. Согласно легенде, это были рыцари, попавшие в плен и слепленные мусульманами. В первые годы приют содержался за счет королевского бюджета, но так как отпущенных средств оказались недостаточно, призреваемые получили королевскую привилегию – нищенствовать. Избыточная опека приюта со стороны не мила ничего общего с благотворительностью. Церковь стала при богадельне одной из фешенабельныхв Париже. Из – за крупных доходов, слепые пускали деньги в оборот, покупали по соседству земли, строили на них дома, лавки, сдавали.

Развращающее влияние хосписа на общественные нравы, правительство решило принять жесткие меры. Приют был продан, а для слепых была куплена казарма. Обитатель содержались за счет ренты с многомиллионной суммы.

Итак, начало новому периоду отношения государства к лицам с отклонениями в развитии было положено решениями монархов обеспечить инвалидам войны светское призрение.

2.2. Средневековый город: «полноценное большинство» охраняет свою жизнь и права.

Демографический подъем многократно увеличил проблемы продовольственных запасов. Нехватка еды в XIII – XIV веке нередко принимала катастрофические формы. В неурожайные годы резко возрастало число голодных смертей, особенно среди бедноты. В XII – XIII веках численность больных достигает огромных размеров, во Франции пришлось открыть около двух тысяч лепрозориев. В Англии и Италии эпидемия чумы поразила преимущественно детей. Продолжительность жизни европейца в XI – XIV веках колебалась от 22 до 35 лет. Для средневековья характерна высокая смертность в младенческом и детском возрасте до 14 лет. XIV столетие в истории звучи как период Великого Мора.

К XIII веку функции больниц изменяются: «они превращаются в благотворительные учреждения только бюргерам – полноправным гражданам, а местным жителям, при условии внесения специально взноса. К XVI веку больница перестает быть церковным учреждением, но по-прежнему находится под ее покровительством.

Появляются новые психиатрические лечебницы. В конце XIII века в Каире была открыта больница Мориста для душевнобольных. В 1305 году в Упсале дом «Святого Духа» для странников, куда принимались и люди с психическими расстройствами. В лечебницах (психиатрических) были бессердечные и жесткие методы лечения. Открытие психиатрических лечебниц было важным шагом на пути к будущей организации медицинской помощи душевно больным.

Средневековая юриспруденция, как и медицина в своих действиях руководствовалась интересами здоровых граждан. Закон и суд защищали «полноценное большинство». Вплоть до XVIII века государство и закон не считали инвалидов полноценными гражданами. Ранние своды законов жестко фиксировали ограничения гражданских прав инвалидов: они были лишены права наследования, им запрещалось давать показания в суде, заключать контракты, делать официальные заявления и составлять завещания.

Законодательство по-прежнему обходит людей с отклонениями в развитии своим вниманием: европейцев в это время заботят проблемы собственного выживания.

2.3. первые ростки терпимости к «инаковыглядящим» и «инакомыслящим».

Начавшиеся в конце XI столетия крестовые походы, привели в XIII веке к тому, что мусульманская и иудейская литература, философия, медицина не только не становятся доступны для европейцев, но и активно усваиваются ими. В Италии, Испании, Португалии среди христиан оказалось значительное число иноверцев. Европейцы на протяжении этих двух веков учились понимать, что «иные» люди, несмотря на свое явное отличие, иной язык, стиль одежды и поведения – это такие же люди. С точки зрения эволюции общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, в XI – XVIII веках необычайно значимы:

- в Западной Европе росло число профессионально подготовительных специалистов: медиков, юристов, педагогов; закладываются основы государственной системы.

- возникшее сословное разделение явилось первым шагом к сословному воспитанию, которое в дальнейшем приведет к попыткам индивидуального обучения аномального ребенка из знатной семьи.

- в западноевропейских городах начало формироваться терпимое отношение к аномальным людям.

- возникли лечебные, учебные и благотворительные нецерковные учреждения.

2.4. Инквизиция: люди с отклонениями в развитии приравниваются к политическим врагам.

Попытка католического Рима сплотить европейские государства христианское сообщество не привело к желанным результатам. Средневековый человек постоянно пребывал в состоянии нервного напряжения, психического стресса, а жизнь его ежедневно подвергалась опасностям. Фрустрация привела к резкому росту психических расстройств.

Умами европейцев овладела мысль о близком конце света, об усилении могущества Сатаны. Церковь начинает поиск еретиков и ведьм, а население по мере сил помогает ей. Первыми в поле зрения напуганных обывателей попадали «инаковыглядящие» и «инакомыслящие».

Неприятие чужой необычности, неординарности, страх, брезгливость и агрессия большинства к «неполноценным» согражданам обрекали последних на преследование и уничтожение.

С момента благословления Папой Иннокентием VIII охоты на ведьм началось их тотальное истребление. В германии два доминиканских монаха издают книгу «молот ведьм», где был перечень примет ведьм, в который входили: бессвязная речь, странное поведение, неадекватные поступки. Люди с физическими и интеллектуальными нарушениями легко могли попасть под число жертв религиозных преследований. В колдовстве могли обвинить даже ребенка. Охота на ведьм продолжалась в Западной Европе более двухсот столетий и привела к гибели свыше ста тысяч человек. Возможно, отсюда берут свое начало фашистские идеи о сверхчеловеке и неполноценных людях, подлежащих истреблению.

2.5. Реформация: отношение к инвалидам не меняется.

XVI век отмечен как время Реформации – антифеодального, антицерковного движения, зародившегося в Германии. Лютер и его последователи отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией, считая носителем истины священное писание, и выступали за упразднение института духовенства. По мнению Лютера, между словом Божьим и верующим е нужен посредник, человек должен общаться с Богом не на латыни, а на родном языке. Желание реформаторов изгнать из богослужения непонятную большинству верующих латынь, привело их к мысли о необходимости:

- дать каждому Библию на родном языке.

- научить всех читать, а значит, ввести всеобщее начальное образование.

- проводить обучение на родном языке.

- сделать обучение принудительным, чтобы исключить влияние римской церкви на умы учащихся.

- вменить организацию обучения в обязанность государству.

Карл Великий, мечтая возродить Римскую империю, попытался ввести всеобщее обучение и открыл школы при церквях.

Реформаторы – протестанты, мечтая о не зависимости Германии от идеологического влияния Рима, попытались ввести принудительное всеобщее начальное образование. Великий идеолог реформации Мартин Лютер считал, что умственно отсталый ребенок – просто масса плоти, другой идеолог Жан Кальвин считал, что умственное отсталый ребенок (взрослый человек) одержим Сатаной.

Факты избавления от неполноценных детей в средневековой Европе достаточно многочисленны. Государство, в отличии от Спарты не поощряло такого рода действий, но и не противостояло им.

2.6. Эпоха Возрождения: новый взгляд на людей с отклонениями в развитии.

Эпоха Ренессанса – время развития гуманистических тенденций в отклонениях к людям с психофизическими недостатками. Умы философов, писателей, врачей, педагогов привлекают проблемы образования, воспитания детей, их начинает интересовать и волновать жизнь людей, лишенных разума, обездоленных.

Эразм Роттердамский утверждает, что подлинного человека формирует не природа, а целенаправленное воспитание. В своих педагогических произведениях он приводит идею о том, что никому не дано выбирать свой нрав и характер. Человека невоспитанного и лишенного регулирующего воздействия разума, Эразм ставит ниже животного.

В XVI веке врачи Западной Европы, прежде Франции и Италии, детально разрабатывают важные проблемы психиатрии. Важным для практических психиаторов – забота о психическом здоровье, Людовиг Вивес убежден, что «так как нет ничего в мире совершеннее человека, а в человеке – сознания, то надо заботиться о том, чтобы человек был здоров, и его ум оставался ясным…».

В середине XVI века в Испании возникает целая сеть психиатрических заведений, обеспечивавших в основном изоляцию душевнобольных, которые держали в цепях и наручниках. Эти учреждения еще не преследовали лечебных целей, в них лечение было «выбивание дури» плетьми.

В период развития средневековых городов в Испании, Франции, Германии магистраторы вынуждены были обратить внимание на сумасшедших, и оказывать им помощь. Юридические акты XV века закрепляют перечень мер, к которым следует прибегнуть в случае психического заболевания. Законодательство регламентирует поведение родственников, с учетом его материального положения и гражданства. Основное требование – изолировать больного, дабы не нарушать покой и безопасность остальных горожан. В Германии забота об одиноких больных поручалась цехам, иногда содержание оплачивал город. Если больной был состоятельным иностранцем, то его доставляли на родину, взыскав издержки, если он был беден, предполагалось просто выдворить за город.

Если больной был буйным, и родственники не справлялись, то по их просьбе больной помещался в тюремный подвал или особую камеру в крепостной стене. Содержание оплачивал город.

В XVII веке наука все дальше уходит от средневековой метафизики. Современник И. Меркуриали и Д. Бруно впервые предложили классификацию душевных болезней. В этот период предметом изучения становятся этиологические факторы, предпринимаются попытки научного объяснения механизмов физических расстройств. Платер приходит к убеждению, что мозг человека – есть орудие мышления, повреждение которого приводит к извращению мысли. Он также приходит к выводы, что причины помешательства могут быть экзогенными и эндогенными. Платер дает описание различных признаков ранней детской дефективности, что на следующем этапе развития медицины получит название «олигофрении» и «кретинизма».

2.7. Рубикон перейден: первые попытки индивидуального обучения глухонемых.

Активная деятельность медицинских и естественных факультетов университетов обусловила возникновение научного интереса к проблеме глухонемоты и попыток ее преодоления. Нидерландец Рудольф Агрикола одним из первых пришел к выводу, что обучаемость глухого имеет не мистическую природу, а является результатом специальным педагогическим образование.

Джероламо Кардано – профессор итальянского университета, предложил физиологическое объяснение причин глухоты и немоты, и разработал классификацию неслышащих, заложив тем самым «теоретические основы воспитания и обучения глухонемых детей».

Первые попытка дать глухому ребенку образование были предприняты не в Италии, а в Испании. Испания XVI века была страной абсолютизма, непрерывно воюющей, ведущей непрерывный захват колоний. Так, испанское общество трудно заподозрить в лояльном отношении к людям с выраженными физическими недостатками. Тем не менее, бенедиктенский монастырь Св. Сальвадора, первым начал оказывать систематическую индивидуальную помощь детям с нарушением слуха.

В одной из правящих семейств Испании глухота передавалась генетически из поколения в поколение, а человек, не умеющий говорить, не признавался наследником. Забота о сохранении родового богатства вынудила испанских грандов искать способ научить своих глухих сыновей общаться с членами королевского суда. Выпускник Соломанского университета, монах – баснописец Педро Понсе де Леон, создал оригинальный метод обучения глухих. Дети с нарушением слуха из аристократических семей под руководство Понсе овладели не только письмом, счетом и чтением на родном языке, но также латынью и греческим. Педро Понсе принято считать родоначальников сурдопедагогики. Но методики Понсе не сохранились. При жизни монах хранил свои педагогические открытия в тайне, а после смерти, его записи потерялись в монастырских архивах. Ж. П. Бонет и Рамирес де Кадрион развивали и обогащали педагогическую систему Понсе после его смерти, располагая записями и автора.

Джон Уоллис – профессор геометрии в Оксфорде, один из основателей Королевского Научного Общества, создал британскую систему обучения глухонемых устной речи. Его практические достижения, в частности, результаты обучения неслышащего двадцатилетнего Даниэла Волли оказались столь успешными, что ученика демонстрировали королю и двору. Испанский опыт инициирует английскую мысль и приводит к успехам в индивидуальном обучении глухих, но никак не влияет на обучение неслышащих в это стране в целом.

В XVI – XVII веках успешный опыт индивидуального обучения детей с сенсорными нарушениями не привел и не мог привести к открытию специальных учебных заведений.

Восприятие этих людей короной, церковью, аристократией и буржуазией как неполноценных являлось главной преградой на пути организации специального обучения.

В XVI – XVII веках, несмотря на успехи педагогической коррекции, широкое рапростронение получает мнение о том, что глухой, слепой, слабоумный нуждаются в лечении, носители этой идеи полагали, что аномального ребенка надо вылечить, а уж затем лечить.

В XVII веке резко возрастает интерес к человеку, его предназначению и месту в обществе, крепнет убеждение о праве человека на индивидуальность.

Не только в XVII веке в ряде Западных стран предпринимались попытки индивидуального обучения глухих, но и слепых. Некоторые становились известными. Однако в XVII веке благодаря изменениям, были предприняты попытки дать образование людям незрячим или потерявшим зрение. Организаторы небольшой музыкальной школы для слепых выработали устав, согласно которому нищенство для слепого – позор, и слепые могут и обязаны учиться. В Англии создаются «братства» слепых, пытаются найти пути для самостоятельного существования. Там слепых обучали хорошо ориентироваться при передвижении по улице Лондона. Общество предлагало иностранцам услуги слепых в качестве провожатых в туманные дни и вечера. Это свидетельствует о новом взгляде на слепых.

Чешский мыслитель – гуманист Ян Амос Комененский первым из педагогов выдвинул положение о необходимости заботиться о воспитании и обучении слабоумных. Я. А. Коменский был глубоко убежден, что всем аномальным детям можно дать образование.