Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sotsiologia_Pod_red_Bataninoy.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
10.05.2015
Размер:
2.16 Mб
Скачать

5. Современное информационное общество и его противоречия.

Предложить чёткое определение дискуссионно ускользающему термину «информация» не очень-то легко. Равнозначно есть сложности в уточнении смыслового значения «информационного общества» или «информационного пространства». Тем не менее «погружение» в социологические составляющие этих определений даёт возможность практически любому студенту хотя бы контурно обозначить собственную точку зрения по поводу вроде бы сложных терминов. В плане ступеней постижения этих и ряда других вопросов информационно-социологического ракурса может быть принят к сведению нижеследующий материал, во многом учебно-суммирующий сюжетные линии таких известных изданий, как, например: «Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность» (под ред. М.А.Вуса. СПб., 1999).

Итак, изначально дефиниция «информация» (от лат. Informatio – разъяснение, изложение) означала «сведения, передаваемые людьми».Примерно с середины ХХ века «информация» превращается в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми; человеком и «автоматом» (техническим средством); между «автоматом и автоматом» (между отдельными видами технических средств, скажем, между компьютерами). Известный исследователь темы – Г.Г. Воробьёв отмечает, что используемое с античных времен слово «информация» с некоторых пор заключает в себе важное философское понятие.

Информация — отраженное разнообразие. «Разнооб­разие» означает нарушенное однообразие, которое вос­станавливается при постоянном разнообразии. «Отражен­ное» означает, что нарушение имеет относительный смысл, в зависимости от того, кто принимает информа­цию. Таким образом, информация — это, в значительной степени не то, что заклю­чается в книге или в докладе, а то новое, что получено из книги или доклада.

Информация имеет свои свойства. Во-первых, она может быть полезной и бесполезной. Но, так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам кон­кретной информационной системы — работника, учрежде­ния.

Следующее свойство информации – полнота (или степень полноты). К примеру, чтобы решить поставленную перед системой задачу, систе­ма должна иметь полную информацию. Но информация не бывает абсолютно полной. Поэтому опять-таки следует иметь в виду степень полноты. Мечта историка или социолога — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историче­ская информация никогда не бывает полной, и полнота уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и вос­поминания подвергаются искажению.

Последнее указывает на такое свойство как досто­верность, которая «сокращается» с уменьшением пол­ноты.

Чтобы собрать полную и достоверную информацию, требуется время, а информация стареет. Поэтому целесообразно учитывать еще одно свойство — новизну. Когда можно разделить цели системы на стратегические и тактические, то всегда стратегическая информация стареет медленнее, чем так­тическая.

Из источников массовой информации быстро стареет газетная информация, и поэтому работа газетных изда­тельств должна быть более оперативной.

Сопоставим два показателя — полноту и новизну, и получим оптимальное соотношение, когда информация является уже достаточно полной и еще достаточно свежей.

Гарантируем при этом достаточно высокий уровень достоверности, и получим показа­тель — ценность. Самая ценная для нас информа­ция — достаточно полезная, полная, достоверная и но­вая. Желательно помнить и о целесообразности разных источников информации.

Следующее тематическое замечание касается термина «информационное пространство», знакомство с которым в данном контексте допустимо ограничить перечислением его основных компонентов. Таким образом, информационное пространство определяется:

1 – информационными ресурсами;

2 – информационно-телекоммуникационной инфраструктурой;

3 – системой массовой информации;

4 - рынком информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг;

5 – сопряженностью с мировыми открытыми сетями;

6 - системой информационного законодательства.

Исходя из этого «повторения» обратим внимание на важнейший аспект заявленной темы.

Жизнедеятельность современного общества строится на осно­ве многосторонних информационных воздействий социальных институтов и отдельных граждан. На передний план сегодня вы­ходит информация, наука становится непосредственной произво­дительной силой, а экономика приобретает сверхсложный харак­тер. В конечном счете, именно многосторонние информационные взаимодействия обеспечивают движение капиталов, технологий и людей — основу современного общественного развития. Одной из характерных черт информатизации общества является ярко выраженная направленность на смещение акцента управления от централизации к децентрализации. Сам процесс информатизации общества, который нередко рассматривается лишь как чисто тех­нологический, по своей сути является также и глубоко социальным процессом, последствия которого еще только прогнозируют­ся и по-настоящему не осознаны.

Информатизация дает серьезный толчок интеграционным процессам в национальном и международном масштабах, но в то же время в обществе и экономике усиливаются процессы децент­рализации и поляризации. "Атомизация" общества становится уже реальной и опасной перспективой. Развитие приобретает как ни­когда противоречивый характер. Возникает опасность появления "информационной элиты", прослойки или класса людей, владею­щих релевантной информацией и определяющих правила доступа к ней. На пороге перемен исторического значения возникают но­вые возможности для массовой демократии и самоуправления, но в то же самое время господствующие экономические и политичес­кие силы обретают дополнительные возможности для политичес­ких манипуляций и эффективного управления массами.

Вполне очевидно, что возможности быстрого обмена политиче­ской, экономической, научно-технической и другой информацией, применение новых информационных технологий во всех сферах общественной жизни и особенно в производстве и управлении яв­ляется несомненным благом. Усиление в результате информатиза­ции коммуникативного аспекта социальных отношений членов общества создает возможности для дальнейшего развития челове­ка как личности. Но подобно тому, как быстрый промышленный рост создал угрозу экологии Земли, а успехи ядерной физики по­родили опасность ядерной войны, так и информатизация может стать источником ряда серьезных проблем.

Как и всякое достижение науки, информатизация общества не­сет в себе доброе и злое начала. Высочайшая степень автоматиза­ции, к которой стремится современное общество, ставит его в за­висимость от степени безопасности используемых им информаци­онных технологий, от которых в свою очередь зависит благополу­чие и даже жизнь множества людей.

В связи с массовой компьютеризацией информационных процес­сов, увеличением ценности и значимости информационных ресур­сов особую остроту принимает проблема надежной защиты информации, циркулирующей в критически важных информационных системах, то есть предупреждение ее искажения и уничтожения, несанкционированной модификации, злоумышленного получения и использования.

Следует учитывать и то обстоятельство, что человек жи­вет сегодня в информационном поле, ежедневно черпая информа­цию из прессы, радиопередач, с экранов телевизоров. Он получает самую свежую информацию со всех концов планеты, но только ту ее проекцию, которую предоставляют СМИ. Средства массовой коммуникации формируют "массового" человека нашего времени. В то же время они разобщают людей, вытесняют непосредствен­ные контакты, заменяя их телевидением и компьютерами. По мнению ряда учёных, на смену физическому и экономическому воздействию на людей, приходит информационное воздействие, и даже – порабощение.

Компьютерная эра породила свою лексику, в том числе и для публикаций в сфере общественных наук. В качестве небольшого примера обратимся к статье д.и.н., проф., зав. Кафедрой РГГУ Зверевой Г.И. «Национальный дискурс и сетевая культура» (См.: Pro et Contra. 2005. № 2). Не затрагивая сущностные моменты научной статьи, соприкоснёмся исключительно с терминами-цитатами: «Интеллектуалы-активисты «нового русского консерватизма» учитывают ресурсы и возможности сетевой культуры, стремясь к возможно более широкому охвату информационного пространства». «Сетевая активность «новых консерваторов» проявляется и в дискурсивной деятельности интеллектуалов-фрилансеров, которые формируют в виртуальном пространстве Рунета различные «дочерние предприятия»…

Согласитесь, что ещё каких-то 10 лет назад подобная статья была бы словесно не понятна большинству читателей.

В плане рассматриваемой темы небезынтересна точка зрения французского исследователя Т. Бретона, который в частности считает, что в условиях информационного общества общепринятое понятие власти потеряет смысл, а вместе с этим усилится ощущение неуверенности.

Согласно Т. Бретону, мировое сообщество разделится на тех, кто живет в условиях функционирования новых и старых мо­делей распространения информации. Как на глобальном уровне, так и в отдельных странах бедные будут беднее, а богатые — бо­гаче. Это вызовет взрыв недовольства, конфликтов, войн. Таким образом, информационное общество может породить новую волну наси­лия.

Ещё на научно-практическом семинаре «Век информации» (С.-Петербург, 1-2 ноября 1995 г.) было отмечено, что перед ми­ровым сообществом снова стоит альтернатива: либо развитие по­лучит «информационная демократия, при которой диалогичность и терпимое отношение к другим должны быть нормой, обязатель­ными элементами не только новой системы международных от­ношений, но и общения внутри существующих границ», либо «глобальное коммуникационное поле взрастит информационный тоталитаризм с диктатом сильнейшего, материальным и духовным подчинением ему слабых, механическим наложением его культу­ры, уподоблением остальных себе или культурной ассимиляцией, ведущей к однообразию и одинаковости, монологичности, нетер­пимости и неизбежно конфликтности, социальным, этническим, конфессиональным взрывам».

Увы, на сегодняшний день популярны и сравнительно новые понятия: «информационная война», «информационное противоборство.

Директива 3600.1 Министерства обороны США определяет "информационную войну" (ИВ) как «информационные операции, проводимые во время кризисов или конфликтов для достижения или пропаганды определенных целей по отношению к противни­ку».

Понятие "информационное противо­борство", часто рассматривается как «форма борьбы между государствами, представляющая собой целенаправленное использование инфор­мационного оружия для реализации политических и военных ин­тересов и защиты собственных информационных ресурсов».

Если говорить об информационной агрессии, то её практически общеизвестными методами на сегодняшний день могут быть: реклама, дробление информации, поспешность (незамедлительность) передачи новостей, перехват инициативы (в передаче и интерпретации сведений), нелетальные виды оружия (СМИ и др.).

Целесообразно отметить, что актуальной проблемой дня остаётся информационная безопасность.

Освещение глобальности этого вопроса – преимущество других курсов. В данном изложении заметим, что основу нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации составляют законы «О безо­пасности», «О государственной тайне», «Об информации, инфор­матизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и другие. Важную роль выполняют за­коны «О федеральных органах правительственной связи и инфор­мации», «О средствах массовой информации», определяющий право­вой режим массовой информации.

Право человека и гражданина на информацию — одно из субъективных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Право на информацию в России было зафиксировано в 1991 г. после принятия Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина. Ныне действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит специальную норму о праве на ин­формацию, которая закрепляет право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (Ст. 29). В этой же статье зафиксиро­вано положение о том, что «перечень сведений, составляющих го­сударственную тайну, определяется федеральным законом». Дан­ная статья гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

Российская Декларация прав и свобод человека и гражданина со­держит положение о том, что ограничения права искать, получать и свободно распространять информацию «могут устанавливаться За­коном только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности» (Ст. 13.2). Так в российском праве появилась и начала развиваться система охраняемых силой государства социальных норм и отно­шений, возникающих в информационной сфере.

И во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), и в Евро­пейской Конвенции (1950 г.), и в Международном пакте о граж­данских и политических правах (1966 г.) проблема права на ин­формацию рассматривалась в системе других прав человека. Од­нако постепенно проблема права на информацию начала приобре­тать самостоятельное значение. Это было связано с осознанием значения средств массовой информации и практической реализа­цией права на информацию.

Сегодня на наших глазах активно формируется информацион­ная парадигма социально-экономического развития. XXI век при­зван стать веком информационного общества, информационных технологий, информационной экономики, информационных мето­дов управления общественным развитием и информационных ме­тодов защиты.

…Эволюция носителей информации охватывает многие тысячелетия. Допустим, что содержащаяся в них сущность постепенно начинает достигать качественно иного уровня – полноценного информационного общества. То, каким оно будет на этапе своего будущего воплощения, зависит от реалий сегодняшнего дня.

Некогда Омар Хайям изрёк:

«Всё, что видим мы, - видимость только одна.

Далеко от поверхности мира до дна.

Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей – не видна».

Специалисты высокого уровня считают, что расшифровка информации из одного четверостишия Омара Хайяма занимает 200-300 страниц…

Выводы

1. Сложность общего определения понятия «общество» свидетельствует

о разнообразии концепций, теорий его происхождения и образования. Системный подход предусматривает изучение общества в трех взаимосвязанных ракурсах – структурном, функциональном и динамическом.

  1. Общество является упорядочной совокупностью социальных

явлений и процессов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и образующих единое поле. Все свойства социума обеспечиваются социальными нормами и ценностями, составляющие е в основу взаимосвязи людей.

  1. Общество как любой живой организм находится в постоянном

движении. Современный этап состояния общества – есть результат сложной эволюции общества, происходивший под влиянием комплекса факторов, среди которых определяющими является труд, талант и энергия человека. Наиболее впечатляюшие возможности для преобразования социальной жизни, возвышения гуманизма в обществе открывает растущее и многоцелевое использование информационно-компьютерных технологий, сети Интернет.

4. Функционирование современного общества во многом базируется на основе многосторонних информационных воздействий социальных институтов и личностей;

5. Ускоренное развитие информационных технологий заставляет мировое сообщество более пристально контролировать такие вопросы, как взаимоотношения между «информационной элитой» и широкими слоями «пользователей»; степень защиты информации, особенно, циркулирующей в критически важных информационных системах; уровень информационной внушаемости человека; перспективы «информационной демократии» и «информационного тоталитаризма»; проблемы «информационного противоборства», этические границы «информационного права» и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]