Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

paleolitowedenie

.pdf
Скачиваний:
109
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
5.84 Mб
Скачать

Рис. 93. План округлого позднепалеолитического жилища из костей мамонта с окружающими его хозяйственными ямами (Костёнки XI; по А.Н. Рогачеву).

собой остатки — несколько отдельных мест обитания или одну вытянутую постройку.

К крайне редким типам наземных позднепалеолитических жилищ отно­ сятся четырехугольные хижины, открытые на стоянке Монте Верде в Чили, а также сооружения на своеобразных каменных платформах — вымостках из галек округлой и прямоугольной формы, изученные на ряде открытых мадленских стоянок Франции.

Более основательные структуры, углубленные в землю и содержащие многочисленные остатки костей как строительного материала, известны в основном в пределах Восточной и Центральной Европы. Очень выразитель­ ный тип фундаментальных палеолитических построек — костно­земляные жилища, исследованные в Костёнках II, XI (Аносовская стоянка), Юдиново, Супонево, Елисеевичах, на нескольких памятниках на Украине (Гонцы, Мезин, Добраничевка, Межиричи), в Чехии (Миловицы) и Польше (Краков­ Спадзиста). Среди них выделяются жилища аносовско­мезинского, или сред­ неднепровского, типа, у которых вблизи основного сооружения или по его периметру находились две — четыре крупные хозяйственные ямы (рис. 93). Подобные сооружения имеют, как правило, вид мощных (4—9 м в диаметре) округлых скоплений костей мамонта. В их центральной части был один или несколько очагов. В ряде случаев удается выявить вкопанные черепа, нижние челюсти и кости мамонта, которыми оформляли цоколь жилища. Проблемы реконструкции облика построек этого вида еще далеки от своего

Рис. 94. План удлиненного позднепалеолитического жилища (Пушкари; по П.И. Борисковско­ му).

1 — бивни мамонтов, 2 — кости мамонтов, 3 — зубы мамонтов, 4 — очажные центры.

решения. Вряд ли чудовищные по общему весу кости и бивни мамонта могли составлять каркас перекрытия, скорее всего они использовались в качестве обкладки нижней части сооружения, своеобразной основы для создания земляных стен, или как опора для жердей.

Другой вид жилищ — округло­овальные полуземлянки с

центральным очагом, изученные в Костёнках IV (Александровская стоянка), VIII (Тель­манская стоянка), Гагарина (Россия), Шагваре (Венгрия), Пржедмости, Дольни Вестоницах, Павлове (Моравия). В диаметре подобные жилища обычно составляли от 4 до 6 м и более. Иногда к округлому жилищу примыкали крупные ямы.

Еще один тип построек — длинные жилища с рядом очашв. Такие сооружения раскопаны в нижнем слое Костёнок IV и Пушкарях (рис. 94). Они представляют собой слабо углубленные в землю удлиненно­ овальные структуры (длиной 12 — 34м, шириной 4—5 м), распадающиеся в плане на ряд секций.

Наиболее сложный и не вполне поддающийся однозначной интерпре­ тации вид палеолитических жилищ — так называемые жилые площадки (комплексы) костёнковско­авдеевской культуры. Известно только три таких объекта в Костёнках I и два в Авдееве. На рис. 95 изображен первый комплекс Костёнок I, раскопанный П.П. Ефименко. Его длина составляла 31 м, ширина — до 8 м. Комплекс был окружен 12 крупными ямами и 4 землянками. На всей территории отмечены ямки различных размеров и западины. Целесообразность общей планировки столь сложного сооружения не подлежит сомнению. Объект реконструирован в виде удлиненного жилища в средней части, окруженного полуподземными камерами.

Планировку позднепалеолитических поселений представить в целом трудно. Стоянки занимают, как правило, огромные территории, вскрытие которых всегда носит выборочный характер. Крайне редки памятники, где изучены остатки более одного­двух жилищ. При исследовании поселения на очень широком пространстве хорошо прослеживается кучное или линейное

Рис. 95, План жилой площадки Костё­ нок I, 1­й комплекс (по П.П. Ефименко).

расположение жилищ, с мень­ шей определенностью можно говорить о дугообразной планировке.

Позднепалеолитическое жилище не представляло собой изолированную единицу, оно было центром своеобразного

хозяйственно­бытового комплекса, объединявшего саму постройку с привходовой площадкой, с рассеянными неподалеку индивидуальными точками­мастерскими по расщеплению камня, очагами под открытым небом, ямами — хранилищами вещей и запасов и местами свалки отбросов. Пла­ниграфический анализ и ре­монтаж позволяют установить взаимосвязь этих объектов.

Как и в мустьерскую эпоху, позднепалеолитические люди активно приспосабливали пеще­ ры и гроты под жилье, сооружая у скальных стенок каменные ог­ рады (Фурно­дю­Дьябль, Фран­ ция) или жилища с использо­ ванием костей мамонта (Грот Оленя в Арси­сюр­Кюр, Фран­

ция). Богатство и разнообразие жилых построек эпохи верхнего палеолита несомненно отражает сложность социального устройства древнего общества, хотя о его характере, как и о длительности обитания людей на стоянках, мы можем строить лишь более или менее правдоподобные догадки.

ПОГРЕБЕНИЯ, ИСКУССТВО

Позднепалеолитическая эпоха — первый период в истории уже полностью сформировавшегося человечества. В ней нашли отражение не только очень сложная и развитая материальная культура, но и весь спектр проявлений элементов духовной жизни. В рассматриваемом нами периоде существовал сложный погребальный обряд. Встречаются как одиночные, так и групповые (рис. 96, Б) захоронения. Современные исследования не выявили существенных различий между мустьерскими и позднепалеолитическими погребениями. Основные погребения позднего палеолита известны на территории Франции (Кро­Маньон, Ложери­Бас, Ля Мадлен и др.), Италии (Грот Детей в Гримальди и др.), Чехии и Словакии (Пржедмость, Дольни Вестоницы и др.). Захоронения совершались в ямах в вытянутом или скорченном положении, часто сопровождались охрой. Погребальный инвентарь, включавший в основном украшения (бусы, подвески), реже каменные и костяные орудия, присутствует в могилах далеко не всегда.

К финалу палеолита относятся первые могильники — специальные места для погребений в стороне от поселений. Один из наиболее ранних (10—12 тыс. лет назад) объектов такого рода открыт в Джебель Сахабе в

Рис. 96. Разрез и планы позднепалеолитических погребений в Костёнках XIV (по А.Н. Рогаче­

ву) (А), в Дольни Вестониц (Б),

долине Нила. Здесь было исследовано 58 скелетов, которые были захоронены индивидуально и группами. Почти все погребенные были ориентированы головой на восток, ноги подогнуты. Интересно, что почти половину погребенных составляли жертвы насильственных действий. Кремневые отщепы, вероятно наконечники метательного оружия, были воткнуты в кости или же находились рядом со скелетами. Другой могильник, относящийся уже к рубежу плейстоцена, открыт в Коу Свемп в Австралии. Единственное достоверное свидетельство существования в палеолите обряда кремации обнаружено также на Австралийском континенте (находки у оз. Мун­го).

На территории России позднепалеолитические погребения открыты на нескольких памятниках в Костёнках, Сунгире, на Северном Кавказе (Сата­най) и в Сибири (Мальта). Наиболее интересные захоронения изучены О.Н. Бадером на стоянке Сунгиръ. В первом из них на дне засыпанной охрой ямы лежал вытянутый скелет мужчины. Судя по расположению многочисленных бус, вероятно нашитых на одежду, и головного убора можно реконструировать костюм погребенного. Погребальный инвентарь включал подвеску, браслеты и кремневые орудия. Рядом с первой находилась вторая могила со скелетами двух подростков, прижатых друг к другу черепами (рис. 97). В погребении найдены огромное количество бус (некоторые были нашиты на одежду), копья из бивня мамонта, заколки, прорезные диски из бивня, скульптурки лошади и мамонта и т.д. В Костёнках XV исследована могила, перекрытая лопаткой мамонта. В ней находился скелет мальчика, погребенного, вероятно, в сидячем положении. В Костёнках XIV обнаружено безынвентарное погребение со скорченным скелетом (см. рис. 96, А). В Костёнках II известно захоронение, сделанное в овальной, сооруженной из костей мамонта погребальной камере, пристроенной к жилищу. Погребенный находился в сидячем положении.

На позднепалеолитических стоянках достаточно часто находят разнообразные украшения (рис. 98, /—23). К наиболее распространенным относятся бусы цилиндрической, прямоугольной, овальной или треугольной формы из кости, мягкого камня и окаменелостей. Из тех же материалов делали подвески с отверстиями. Особенно характерны подвески из зубов животных. Гораздо реже встречаются диадемы (тонкие налобные обручи), браслеты, диски, кружки, кольца, так называемые медальоны и т.д.

Рис. 97. План погребения детей в Сунгире (по О.Н. Бадеру).

Впозднепалеолитическую эпоху поверхность изделий из кости и рога или плиток камня украшали раз­ личным орнаментом (рис. 98, 24— 3D. Он состоял из элементов (парал­ лельные и косые насечки, ряды точек, "елочки", зигзаги, крестики, сетка), выстроенных в ритмические ряды, а также в орнаментальные мотивы (ме­ андр на браслете из Мезинской сто­ янки на Украине). Иногда орнамент переходит в сложную систему узоров, которые трудно однозначно ин­ терпретировать (бивень с Кириллов­ ской стоянки в Киеве). Некоторые ис­ следователи, исходя из ритмики насе­ чек, выдвигают гипотезы о начатках арифметического счета и фиксации астрономических явлений в палео­ лите.

Позднепалеолитический человек использовал большое количество раз­ нообразных красителей. Из них наи­ более часто охру — красную краску, получаемую путем обжига железис­ тых соединений. Использовались так­ же черные, желтые и белые минераль­ ные краски.

К описываемой нами эпохе отно­ сятся первые опыты человека по осво'­ению производства керамики. Наиболее яркие свидетельства этого обнаружены на стоянке Дольни Вестоницы в Южной Моравии: здесь открыты остатки печи для обжига. Керамическая скульптура встречена на ряде других памятников в Чехии и Словакии и на Майнинской стоянке в Сибири. В последнее время куски обожженной глины найдены в Костёнках; может быть, это следы обмазки стен жилищ. Первые следы производства керамической посуды фиксируются на ряде памятников Японии, относящихся к началу 12 тыс.

Впозднем палеолите наряду с изобразительным существовало, судя по предметам, интерпретируемым как музыкальные инструменты (костяные

ироговые трубочки с отверстиями), и музыкальное искусство.

Феномен позднепалеолитического искусства слишком сложен, чтобы его можно было всесторонне рассмотреть

врамках данной работы. Мы огра­ ничимся лишь несколькими самыми

Рис. 98. Позднепалеолитические украшения (1—23) и виды орнамента (24—31) (по З.А. Абра­ мовой).

1.2­ Боршево II; 3­8. 13. 17, 21 ­ Афонтова Гора И; 9, 11, 16, 18­20 ­ Костснки XVII, 10. 14 ­ Костёнки IV, 12 ­ Борше­во I, Л5 — Тельманская, 22 — Ошурково, 23—31Мезин.

Рис. 99. Рисунки в Ляско.

/ — "китайская" лошадь, 2 — композиция с "шахты мертвецов".

общими замечаниями. Все объекты палеолитического искусства подразделяются на две группы: пещерные росписи, сохранившиеся на стенах и сводах удаленных от входа частей пещер, и так называемое мобильное искусство (или искусство малых форм) — статуэтки, барельефы, росписи и гравировки на предметах из кости и рога, костях, плитках и гальках. Памятники пещерной живописи распространены географически крайне неравномерно. Абсолютное большинство их сосредоточено во Франко­Кантабрийской области (юг Франции и север Испании) и датируется мадленским временем. Несколько памятников пещерной живописи открыто в Италии. Есть информация о находках росписей палеолитического возраста в Южной

Рис. 100. Большой фриз Альтамиры.

Африке и Австралии. Подлинными сокровищницами пещерного искусства являются Ляско, Алыпамира, Фон­де­Гом, Труа­Фрер, Нио и Комбарелль.

На каменных поверхностях запечатлены в основном представители животно­ го мира (лошади, (рис. 99, 1), бизоны, быки, мамонты, олени и др.). Среди наиболее интересных композиций следует упомянуть сцену с раненым бизо­ ном, лежащим рядом, человеком и птицей на шесте в Ляско (рис. 99, 2), а также полихромный фриз с фигурами бизонов в Альтамире (рис. 100). На некоторых панно изображения животных дополнены отпечатками окрашен­ ных краской рук, параллельными волнистыми линиями (так называемые макароны), "женскими знаками" (вульвы), разнообразными условными зна­ ками ("тектиформы", диски и т.д.).

На территории нашей­ страны образцы палеолитической пещерной жи­ вописи представлены только в двух уральских пещерах — Каповой и Игнатиевской. На стенах Каповой пещеры охрой сделаны фигуры зверей (мамонтов, носорогов, лошадей) и геометрические изображения ("лесенки", черточки, четырехугольники и др.). В ходе раскопок здесь были открыты остатки глиняной лампы, использовавшейся древними живописцами. Возраст культурного слоя пещеры составил 14,6 тыс. лет. В Игнатиевской пещере на стенах показаны антропоморфное изображение, фигурки мамонта, носорога (?), а также спиралевидные и прямые линии (рис. 101). Возраст культурного слоя 14 тыс. лет.

Произведения мобильного искусства верхнего палеолита распространены в Европе неравномерно. Большую часть составляют находки с территории Франции и Испании, они относятся преимущественно к мадлену. Центрами творчества были также Вюртемберг на юге Германии (серия ориньякских скульптурных изображений), Моравия (граветт) и Итальянская Лигурия. В Восточной Европе произведения искусства найдены в основном в Поднеп­ровье и на верхнем Дону. За пределами указанных областей встречаются лишь отдельные находки.

Пожалуй, самая выразительная часть мобильного искусства палеолита

— антропоморфные, зооморфные и схематические статуэтки (рис. 102). Для ряда позднепалеолитических культур характерны женские статуэтки, так называемые палеолитические Венеры из бивня мамонта, кости, реже камня и глины. Мужские изображения крайне редки. Широкую известность получили женские фигурки с памятников восточного граветта Австрии (Виллендорф), Моравии (Дольни Вестоницы, Петржковицы) и России (Костёнки I, Гагарине, Хотылево II, Авдееве), хотя подобные изображения известны в Западной Европе и Сибири (Мальта и Буреть). Как правило, в них запечатлена обнаженная женщина, иногда улавливаются следы украшений в виде поясков, браслетов, а также детали причесок. На большинстве статуэток лицо не показано, но в палеолитических коллекциях есть образцы

Игнатьевской пещере на Урале (по В.Т. Петрину.)

головок с портретными чертами (Брассемпуи (Франция), Дольни Весто­ ницы).

Очень выразительны фигурки представителей животного мира — мамонтов, медведей, лошадей и др. Встречаются также изображения фантастических существ (человек с головой льва из Холенфельс­ Штаделя). Среди схематических изображений отметим серию своеобразных скульптур с Мезинской стоянки. Одна часть этих фигурок, покрытых специфическим орнаментом, интерпретируется как птички, другая — как фаллические статуэтки.

Столь же велико разнообразие сюжетов на рисунках, исполненных в технике гравировки; здесь встречаются изображения животных и людей. Иногда неоднократно наносимые выгравированные изображения сплетаются в сложные и трудно различимые узоры, как, например, на гальках и плитках из Ля Марш и Геннесдорфа. Известны также красочные росписи на костях мамонта, найденные на стоянке в Мезине.

Особую группу изображений образуют­барельефы. Среди них наиболее известны изображения женщин и мужчины­охотника из Лосселя и глиняные бизоны из Тюк д'Одубер (Франция) (рис. 103).

Как показали работы М. Рафаэля, А. Ламен­Амперер и А. Леруа­ Гура­на, палеолитические пещерные росписи представляют собой не беспорядочные скопления рисунков, нанесенных в разное время, а своего рода целостные ансамбли, организованные по определенным правилам композиции. При этом отмечается связь сюжетных и знаковых изображений. Можно

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]