Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.04.2023
Размер:
2.86 Mб
Скачать

41

характеризуются наличием в их структуре компонентов, обеспечивающих развитие личности: проблема; целеполагание; разработка альтернатив; принятие решения; диалог (преподаватель – студент); рефлексия. Делается важный в русле нашей проблемы вывод: «проблема как дидактический элемент формирует у обучающихся активное и осознанное отношение к профессиональной и социальной деятельности; целеполагание формирует мотивацию и развивает способность описывать конечный результат деятельности. Принятие решения, которое всегда сопряжено с выбором альтернативы, и формирование такой способности личности становится особенно актуальным в контексте компетентностного подхода, так как компетентность становится активной в непредсказуемых ситуациях, условиях деятельности, алгоритмов для которых не существует [123].

В этой связи заметим, что общепризнанным методом снятия неопределенности, решения проблем является системный анализ. Созданная на его основе методология SADT (метод структурного анализа и проектирования), позволяет изучать функциональную систему, спроектировать иерархию подсистем, постепенно избавляясь от сложности. Выявив элементы системы и их функциональные связи, можно легко понять направление поиска выхода из проблемной ситуации.

Процесс образования и развития личности с помощью и на материале медиа анализирует О.П. Кутькина (Алтайская государственная академия культуры и искусств). Автор рассматривает проблему, заключающуюся в необходимости определения педагогических средств, способствующих формированию медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности в вузах культурологического профиля. Под «медиакомпетентностью» в современных социокультурных условиях автор понимает «сложное личностное образование, включающее в себя совокупность знаний о медиа, умений и навыков их практического применения, опыт использования медиа в различных сферах деятельности, включая опыт работы с компьютером как основным медиаинструментом, качества личности, характеризующие человека, такие как:

42

познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность, рефлексия, а также положительная мотивация и ценностносмысловые представления (отношения) о деятельности по использованию медиа»

[120].

О.П. Кутькина предлагает модель формирования медиакомпетентности студентов библиотечно-информационной специальности, включающую целевой, содержательный (принципы и педагогические условия), технологический (технология формирования медиакомпетентности студентов в компьютеризированном учебном процессе), коммуникативный (педагогическое взаимодействие) и результативный (критерии и уровни сформированности медиакомпетентности) компоненты и доказывает ее эффективность.

Таким образом, можно констатировать обширную, разнообразную и содержательную работу по реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном библиотечном образовании, однако работы по подготовке методологической деятельности единичны.

Принимая за основу положения ФГОС ВПБО 2010 г., накопленный опыт деятельности по реализации стандарта второго поколения 2003 г. и концепцию реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном библиотечно-информационном образовании О.А. Калегиной, учитывая положения исследований академика А.М. Новикова, материалы методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» (руководитель В.И. Байденко), выводы ряда публикаций и диссертационных исследований по данной проблеме, предложим собственную дефиницию ключевых понятий компетентностного подхода в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».

Определим компетенцию как готовность и способность специалиста осуществлять различные стандартизированные виды библиотечноинформационной деятельности в изменяющихся условиях. При этом

43

компетентность будет пониматься как совокупность качеств личности, позволяющих самостоятельно реализовать способность к практической библиотечно-информационной деятельности, к мотивируемому решению профессиональных проблем.

Анализ терминологического аппарата государственных стандартов и научных исследований показал, что в библиотечно-информационном образовании идет масштабная и глубокая деятельность по реализации компетентностного подхода. Тем не менее, несмотря на достаточное количество работ по проблеме внедрения компетентностного подхода в библиотечно-информационное образование, вопрос разработки модели подготовки специалистов библиотечноинформационной сферы остается открытым. Рассмотренная в первом параграфе монографии методология структурного анализа и проектирования является одним из путей решения данного вопроса.

Потенциал методологии структурного анализа и проектирования в системе высшего библиотечно-информационного образования

Опираясь на дефиниции понятий «компетентность» и «компетенции», адаптированные в предыдущем параграфе к высшему образованию в информационно-библиотечной сфере, представим анализ библиотечноинформационной системы как основного предмета вузовского преподавания на основе метода структурного анализа и проектирования, раскрывая педагогически потенциальные возможности методологии структурного анализа и проектирования. Важным моментом является преемственность «компетентностной модели подготовки библиотечно-информационных кадров как инварианта традиционной модели подготовки библиотечных специалистов высшей квалификации» [99].

Изучая и анализируя объекты и виды профессиональной деятельности, предлагаемые обоими стандартами, и позиционируя каждый объект библиотечноинформационной сферы как информационную систему, можно сделать вывод о

44

том, что ключевым понятием модели специалиста направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», и в частности, профиля «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» является понятие «информационная система». Рассмотрим подробнее это понятие в контексте библиотечно-информационной деятельности.

На сегодняшний день российские библиотеки, накопив и продолжая накапливать огромный информационный потенциал, активно эволюционируют, превращаясь из хранилища документов в автоматизированные информационные центры. Процесс развития информационной индустрии в библиотеках становится необходимостью и приобретает массовый характер. Информатизация общества требует рассматривать библиотеку как информационную систему. В качестве базовых положений будем считать:

1.Классический вариант дефиниции этого понятия, предложенный Н.В. Макаровой: «информационная система есть взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения:

ввод информации из внешних или внутренних источников;

обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

вывод информации для предоставления потребителям или передачи в другую систему;

обеспечение обратной связи, т. е. коррекция входной информации сотрудниками данной организации» [97, с. 126–128].

1.Видовую модель библиотечно-информационной деятельности, разработанную М.Я. Дворкиной [56, с. 95–96], позволяющую увидеть библиотечно-информационную деятельность в целостности. Наиболее важным в рамках данной монографии является ее классификация по полученному в итоге деятельности результату – это формирование библиотечно-информационного фонда, аналитико-синтетическая переработка информации, формирование

45

справочно-поискового аппарата, библиотечно-информационное обслуживание, библиотечный менеджмент.

М.Я. Дворкина показывает, что библиотечно-информационная деятельность является информационной системой [56, с. 42–43], а все виды библиотечноинформационной деятельности осуществляются в рамках информационных систем и реализуются в различных технологических процессах, поэтому можно однозначно идентифицировать библиотеку как информационную систему.

Таким образом, позиционируем библиотеку как библиотечно-

информационную систему, представляющую взаимосвязанную совокупность технологий, средств и персонала, осуществляющих библиотечноинформационную деятельность, при этом входным потоком являются запросы и документы, а выходным – услуги и библиотечные ресурсы соответственно.

Чтобы технологически верно реализовать каждый вид библиотечноинформационной деятельности, необходимы специалисты, владеющие в полной мере навыками моделирования и формализации. Данные навыки способствуют развитию системного мышления, позволяющего увидеть проблему в целом и снять все неопределенности.

Рассмотрим в этой связи проблемы вузовского преподавания, связанные с понятием библиотечно-информационной системы. Основной целью этого процесса является формирование и развитие профессионального библиотечноинформационного образования нового типа, сориентированного на современные парадигмы, с учетом потребностей рынка труда и экономики.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» в качестве объектов профессиональной деятельности определяет оптимизацию функционирования библиотечно-информационных сетей и систем, использование современных информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности. Требования стандарта предполагают подготовку специалистовпрофессионалов, обладающих информационным мышлением,

46

интеллектуальными качествами, позволяющими осуществлять практическую деятельность по формированию и использованию библиотечно-информационных ресурсов, формированию информационной культуры общества, владеющих современными методологиями исследования информационных систем. Наличие специалистов, компетентных в данных областях, является необходимым условием успешного внедрения и эксплуатации автоматизированных библиотечноинформационных систем в библиотечно-информационную деятельность.

Один из идеологов автоматизации российских библиотек Феликс Семенович Воройский как-то заметил, что практика «принятия решений, которые можно отнести к проектным, преимущественно принимаются лицами, не имеющими требуемой для этого соответствующей профессиональной подготовки» [31, с. 3]. Еще в 2001 г. он с сожалением констатировал, что «сложившаяся в России массовая практика проектирования и ввода в действие АБИС игнорирует полезный опыт проектирования и использования организационно-технологической документации, накопленный в течение по крайней мере двух десятилетий в других видах автоматизированных систем, в частности в АСУ и АСНТИ». По его мнению, «это выражается в том, что подобного рода документация либо совсем не разрабатывается, либо ее разработки и ведение носят нерегулярный и несистемный характер… Результатом является невысокая эффективность создаваемых и действующих автоматизированных систем. Это находит выражение в недостаточном качестве информационной продукции (в первую очередь электронных каталогов), услуг пользователям АБИС и в значительных потерях трудовых и материальных ресурсов. Последнее – следствие непродуманности технологии работы библиотеки, различных «нестыковок», возникающих за счет «устных» изменений, вносимых в процессы отдельными руководителями, и наконец, из-за отсутствия автоматизированных средств контроля технологической дисциплины и качества работы исполнителей… будучи не документированы и системно не поддержаны, технологические процессы в библиотеке или информационном органе поставлены в жесткую зависимость от уровня компетентности и добросовестности

47

работающих в этих организациях специалистов». И далее Ф.С. Воройский поставил задачу: «предложить принципы построения подсистемы организационно-технологического обеспечения АБИС, которые можно было бы в той или иной мере использовать при разработке и сопровождении эксплуатации конкретных автоматизированных библиотечно-информационных систем» [33]. (По-видимому, здесь уместно отметить, что указанные предложения в определенной их части опираются на десятилетний опыт работы автора статьи в развитой автоматизированной системе научно-технической информации ВИМИ).

Сегодня информационный рынок предлагает богатую палитру методологий

иинструментальных средств, при помощи которых можно создать полную модель информационной системы (того, что делает или должна делать система). Теорией

ипрактикой моделирования библиотечных процессов занимались такие авторитетные ученые, как Л.И. Алешин, Ф.С. Воройский, К.В. Тараканов, Я.Л. Шрайберг и др. Смысл применения методов моделирования в библиотечных процессах, как единодушно считают авторы, заключается в том, чтобы, используя знание сущности закономерностей и зависимостей библиотечных процессов, правильно решить проблему поиска эффективной технологии, повышения качества и оперативности выполнения. Результаты деятельности вышеперечисленных исследователей легли в основу автоматизации российских библиотек. Немаловажным представляется тот факт, что использование в своей деятельности классических методологий формализации процессов обусловлено базовым техническим образованием этих ученых.

Непременным условием успешной реализации информационной системы является четкое и как можно более полное формирование требований на разработку системы, а также ее адекватное описание на стадии проектирования. Первая стадия классического жизненного цикла информационной системы согласно ГОСТ 34.601–90 – системный анализ [45].

Эти условия на первый план выдвигают тезис о библиотечноинформационном объекте как системы с организационно-технологической точки зрения с применением методологий системного анализа. Структурный анализ

48

является методологической разновидностью системного анализа. Концептуально в основе структурного анализа лежит выявление структуры в системе – как относительно устойчивой совокупности отношений. Структурнофункциональный анализ библиотеки с системной точки зрения включает разработку структур ее подсистем: комплектования, организации хранения, обработки, библиографического информирования, библиотечного обслуживания. Современный информационный рынок сейчас требует привлечения системного анализа для выработки оптимальной политики комплектования, обработки фондов, обслуживания пользователей.

Можно уверенно утверждать, что такой подход к моделированию способен обеспечить дальнейшее углубление развития библиотечного дела. Как объективный инструмент анализа и оптимизации, он дает возможность детально проанализировать сущность библиотечных процессов, выявить их количественные закономерности и, следовательно, найти оптимальные решения в их технологии, прогнозе, а главное, применяется для повышения результативности функционирования библиотеки. Необходимым условием для осуществления дальнейшего развития библиотечного дела является подготовка компетентных специалистов, достаточный уровень компетенций которых возможен при применении метода структурного анализа и проектирования в процессе их обучения.

При подготовке бакалавров по направлению 071900 Библиотечноинформационная деятельность, профиль «Технология автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов» фундаментальное и целеполагающее значение имеет монография Ф.С. Воройского «Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем» [32]. В ней изложены все концептуальные, системно обобщенные, выверенные многолетним опытом сведения и рекомендации, охватывающие весь спектр вопросов, связанных с созданием, внедрением и развитием современных автоматизированных систем и информационных технологий.

49

Эта монография является базовой не только для преподавания одноименной дисциплины, но и целого ряда смежных дисциплин. Ее глубина и содержательность служат основой для развития всех дисциплин этого направления подготовки. Важный смысл приобретает и замечание автора по поводу опыта его работы в развитой автоматизированной системе научнотехнической информации ВИМИ, что было возможным только при наличии технического образования. Ф.С. Воройский предлагает и обосновывает свой выбор – использование формального аппарата теории массового обслуживания для формализации анализа и последующего моделирования библиотек, библиотечных процессов, БИС и библиотечно-информационных сетей.

Руководящий документ РФ 50-682-89 Методология функционального моделирования IDEF0 [135], описывая возможные области применения функционального моделирования и структурного анализа предприятий и организаций, указывает несколько классов математических моделей, которые найдут применение в качестве средств описания процессов, явлений, протекающих в IDEF0–блоках. В первую очередь определен класс моделей – модели теории массового обслуживания, которые в монографии Ф.С. Воройского, являются базовыми [32]. Классифицируя IDEF0-модели как концептуальные, стандарт утверждает, что именно концептуальные модели являются основой построения математических моделей.

Для того же, чтобы реализовать задачу, поставленную еще Ф.С. Воройским, т. е. сформировать у студентов соответствующие компетенции, необходимо внедрение классических знаний технических наук, в частности научного направления «Проектирование информационных систем». Наиболее авторитетными представителями этой области знаний являются В.И. Грекул, А.М. Вендров, С.В. Маклаков, Г.Н. Калянов, В.В. Анисимов, Г. Верников и др. Ведущие вузы страны, готовящие специалистов в области прикладной информатики, разрабатывают учебно-методическое обеспечение дисциплин этого научного направления. Все информационные системы стратегического назначения создаются при помощи данной системы знаний.

50

Чтобы вывести библиотечных специалистов на адекватный современным требованиям информатизации уровень, необходимо применять данную систему знаний в практике формирования и развития библиотечных информационных систем.

Внедрение системного подхода к исследованию библиотеки предложил в конце 1960-х годов выдающийся теоретик и практик отечественного библиотечного дела Н.С. Карташов. Авторитетный ученый в области библиотековедения Ю.Н. Столяров в начале 1970-х гг. выдвинул концепцию библиотеки как четырехэлементной в сущности системы. В начале первого десятилетия XXI в. им была обоснована многоуровневая (многоконтурная) модель библиотеки. Специалистами выдвигались и другие концепции библиотеки как системы. Чаще всего модель, предложенную Ю.Н. Столяровым, дополняют пятым элементом – справочно-поисковым аппаратом.

А.Н. Ванеев отмечал, что «среди методов анализа библиотечной практики (количественных и качественных) особо подчеркивалась необходимость использования ввиду сложности явлений библиотечной практики методов структурно-функционального, причинно-следственного и анализа по аналогии» [24]. А.Н. Ванеев указывает, что проблемы моделирования библиотечной теории и практики активно разрабатывались еще в 1980-х гг. в Государственной публичной библиотеке под руководством Б.Ф. Володина. Это был метод решения наиболее важных и сложных задач, предполагавший рассмотрение объекта на основе использования структурно-функционального подхода и анализа системных связей его составных частей.

В.П. Леонов также полагал, что библиотековедение надо изучать, концентрируя усилия на познании сущности библиотечных процессов и явлений, их природы, свойств и особенностей протекания. В.С. Крейденко подчеркивал, что в методологии библиотековедения предметом является самопознание библиотечных фактов и взаимосвязей между ними, принципы и методы.

В контексте данной монографии особого внимания заслуживает развитие теоретического моделирования библиотеки с позиций структурно-

Соседние файлы в папке из электронной библиотеки