Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы федерализм окончательные.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
787.97 Кб
Скачать

1.Основные научные требования при использовании сравнительного метода в изучении федерализма. Индикаторы, процедуры и уровни сравнительного федерализма.

Сравнение играет позитивную роль только в том случае, если оно отвечает определенным условиям, применяется в соответствии с точно обозначенными требованиями. Объективной основой, позволяющей использовать сравнительный анализ в политологических исследованиях, является то, что в мире нет совершенно одинаковых стран, полностью идентичных политических институтов и процессов. Однако есть сходные политические явления и явления, относящиеся к одному классу, но альтернативные по своим основным содержательным признакам.

Исключительно большое значение в сравнительном исследовании имеют точное определение объекта и его всесторонний охват. Нередко сравнительное исследование сводится к анализу 3-4 показателей. Однако при всей важности выделяемых аспектов федерализма сравнительный анализ ограниченного числа индикаторов не позволяет дать целостное представление о федерализме в сравнительной перспективе. В данном случае не удается охватить полностью предмет исследования – федерализм как таковой.

Используемые при сравнении понятия должны иметь одинаковое содержание и смысл в любой стране, служащей объектом исследования. Сами индикаторы должны быть сравнимы и по каждому из них необходимо иметь возможно более полную информацию. Используемые для сравнения индикаторы должны адекватно отражать исследовательскую проблему и связанные с нею понятия.

Сравнение – сложный исследовательский процесс и существуют разные степени сравнения и сравнительного анализа. Например, последовательное изложение одна за другой политических систем разных стран. Такое изложение позволяет мысленно сравнить данные системы. Но в действительности сравнительный метод означает нечто большее. Он предполагает выделение определенных показателей, индикаторов, по которым можно достаточно результативно проводить сравнение различных федераций и которые в совокупности раскрывают содержание, либо важнейшие черты федерализма и связанные с ним проблемы. Чем больше совокупность используемых для сравнения показателей, тем больше вероятность более углубленного изучения этого явления.

Виды сравнений: основа – федерация в целом, политическая система - кросскультурное, кроссистемное явление. Основа – время- кроссвременное, кростемпоральное (на 1м объекте – Россия 90х годов –Россия ХXIвека).

Вопрос о числе сравниваемых объектов. В западной литературе к исследованию относятся как к case-study. Позволяет выделить гипотезы при ограниченном материале. 2) бинарные исследования – объект изучения два одинаковых явления. 3) множественные явления 4) Глобальные исследования. Чем больше берется объектов, тем меньше параметры по которым проводится сравнение.

Нет единой для всех процедуры. 1) отбор объектов (сколько?). 2) выбор параметров. 3) индикаторы, выражающие параметры – по возможности необходимо получить числовое выражение. 4) используемые понятия должны иметь единое содержание.

Процедуры сравнительного исследования федерализма:

  • постановка цели и задач исследования;

  • отбор объектов сравнения;

  • постоянная переменная и временные переменные, параметры и индикаторы;

  • уточнение основных понятий;

  • сравнение институциональных и функциональных аспектов федераций;

Билет 4.

  1. Федерализм и демократия.

Важным аспектом федерализма, характеризующим его положительный смысл, является органическая связь действительного федеративного устройства государства с демократическим политическим режимом. Связь эта двоякая. С одной стороны, подлинный федерализм невозможен вне демократии. Тоталитарный или авторитарный режимы по определению означают монополию на политическую власть, а потому не признают право на существование относительно независимых, автономных субъектов политического процесса. Федерализм же имеет смысл только в том случае, если он является отражением экономического, социального и политического плюрализма. Не случайно в политологической литературе выдвигается идея о необходимости проводить фундаментальное различие между демократической системой, которая является федеративной и недемократической системой с федеративными принципами и утверждается, что в строгом смысле только демократия может быть федеративной системой. С другой стороны, федерализм служит дополнительным и прочным подспорьем для режима политического плюрализма. Демократическое выражение федерализма выражается в том, что в федеративном государстве наряду с делением государственной власти по горизонтали (между тремя ветвями), присущим всякому демократическому государству, действует специфическое разделение власти по вертикали (между FиS). Предлагая собственную систему сдержек и противовесов, федерализм предстает еще одной гарантией против монополизации власти.

Существует несколько факторов, ограничивающих федеральный центр во всех демократических федерациях: наличие строго определенных предметов ведения и полномочий федеральных органов власти, выход за пределы которых недопустим и для федерального центра; разделение власти по вертикали и горизонтали; наличие второй палаты парламента, которая призвана сочетать общенациональные интересы с региональными; конституционное закрепление правового статуса субъектов федерации с их предметами ведения и полномочиями; трудность перераспределения полномочий, закрепленных в Конституциях, ибо внесение в нее поправок нужно согласие субъектов федерации; наличие независимой судебной системы, которая выступает арбитром в спорах по поводу разграничения предметов ведения и полномочий между участниками федеративных отношений.

Рассредоточение власти в федеративном государстве на трех уровнях – общефедеральном, региональном и местном – объективно расширяет возможности для участия граждан в политической жизни. 1) увеличивается количество выборных должностей, на занятие которых они могут претендовать. 2) при федеральной форме гос. устройства увеличивается число выборов, референдумов и соответствующих политических кампаний, в которых участвует население. 3) увеличивается перечень инстанций, в которые могут обращаться граждане за защитой своих прав. 4) формируемая условиями федерализма демократическая политическая культура становится фактором, стимулирующим политическое участие.

Демократическая направленность федерализма выражается и в роли субъектов федерации как защитников прав человека. В федеративном государстве основные права и свободы зафиксированы в федеральной конституции. Соблюдение и реализация являются обязательными на всей территории федерации. Ни один субъект федерации не правомочен отменять или ограничивать эти права и свободы, а также их гарантии. Но как показывает федеративная практика субъекты могут в пределах своих полномочий предоставлять и гарантировать дополнительные права, которых нет в перечне конституционных прав на общефедеральном уровне и предоставлять дополнительные гарантии тем правам, которые закреплены в федеральной конституции. США: Штаты – право на здоровую окружающую среду; штаты признают образование в качестве фундаментальной конституционной ценности. РФ: Фед. Конституция закрепляет право на труд и право на вознаграждение за труд не ниже установленного ФЗ минимального размера труда. Минимальная зарплата – обязательная для всех регионов норма. Sне могут отменить или понизить ее, но могут повысить ее и установить на своей территории обязательный для всех работодателей (кроме фед бюджетных организаций) повышенный по сравнению с российской нормой минимум заработной платы. Субъекты федерации не могут предоставлять своему населению такие права, которые идут вразрез с Конституцией И ФЗ.

Одно из демократических свойств федерации выражается в том, что, когда федеральные органы гос. власти ведут себя вопреки демократическим принципам и нормам, определенный противовес им могут составить субъекты федерации. Вполне возможна и обратная ситуация, когда фед. Центр задает тон в демократизации политической жизни, занимает более демократические позиции, чем S. До принятия Конституции РТ 2002г., в избирательные бюллетени могло быть включено любое количество кандидатов. 1991, 1996г. – выборы на пост Президента РТ прошли на безальтернативной основе, без всяких конкурентов и честного соперничества.

Попранием принципа разделения властей является не только совмещение статуса депутата республиканского парламента с работой в исп. Органах гос. власти, но и совмещение в одном лице должностей главы городской и районной администрации и председателя местного представительного органа власти – городского или районного Совета народных депутатов. Главы городских и районных администраций до сих пор не избираются населением, а назначаются Президентом РТ. Верховный суд РФ признал противоречащим Конституции РФ и фед. законодательству.

В цивилизованном государстве федеральный центр обязан играть ведущую роль в создании основ демократического порядка. Он должен задавать для всей социально-экономической и политической жизни общества высокие демократ. Стандарты, уклонение от которых ни со стороны центра, ни со стороны Sбыло бы не возможным. Со своей стороныSфедерации могли бы оказывать благотворное влияние на утверждение демократических принципов и норм в общегосударственном масштабе, в том числе осуществляя в этом плане совместный контроль за федеральным центром и в случае необходимости оказывая на него давление, а также по пути расширения, детализации, дополнения демократических установок, принятых на общефедеральном уровне.

Роль федеративной формы гос. устройства в обеспечении демократии не следует преувеличивать. Включая в себя разделение предметов ведения и полномочий между общефедеральным и региональным уровням управления, их относительную самостоятельность и взаимный контроль, федерация создает предпосылки для утверждения в государстве и обществе демократических начал. Но их практическое воплощение зависит от огромного множества других факторов: полит. культуры граждан, честности элит.

Черта федеративного государства- гибкость и большая приспособляемость к экспериментированию. При всей важности федераций как лабораторий демократии, они могут каждый в отдельности предоставить поле для более широких социально-экономических экспериментов. В этом случае стоимость и риск будут значительно меньше, чем при осуществлении не апробированных программ сразу же на общегосударственном уровне.

Демократический характер федеративной формы гос. устройства заключается в том, что она предусматривает процедуры для мирного разрешения возникающих противоречий и конфликтов. Однако является полностью заблуждением ожидание того, что федерализм разрешит социальные конфликты. Скорее он сможет лишь смягчить напряженность и быть чувствительным к многообразию. Конфликты – неотъемлемый компонент всех федеральных обществ.

Таким образом, в федерации заложен большой демократический потенциал. Реализация его зависит, прежде всего, от желания и способностей общенациональной и региональных элит.

Билет 5.

  1. Федерализм и политическая культура.

Огромное значение для стабильного и эффективного развития федеративного государства имеет наличие в обществе соответствующей политической культуры – культуры федерализма. Чтобы федеративное государство было прочным и устойчивым, необходима реальная поддержка федеративного устройства со стороны общества, которое должно быть убеждено, что федеративная природа государства в наибольшей мере отвечает интересам населения. Поддержка или отсутствие поддержки федеративной системы служит одним из показателей наличия или отсутствия в обществе федеральной системы могут быть разные. Большинство людей подходят к федерализму чисто инструментально, как к средству, обеспечивающему в конкретных обстоятельствах более комфортные условия жизни. Однако в данном случае мотивы признания ценности федеральной политики не имеют принципиального значения. Важна сама поддержка и это существенный элемент федералистской политической культуры.

Несмотря на важное значение изучения политико-культурных основ федерализма для понимания источников стабильности или нестабильности федеративных систем, проблема эта остается пока не исследованной.

Федералистская политическая культура отвергает силу и принуждение в отношениях федеральный центр – субъекты федерации, а также во взаимоотношениях самих субъектов федерации. Величие федерации заключается в ее неограниченной способности приспосабливать и примирять конкурирующее, а иногда и конфликтующее множество различий, имеющих политическое значение в пределах государства. Терпимость, уважение, компромисс, соглашение и взаимное признание являются ее девизами, а «союз» в сочетании с одновременной «автономией» - ее отличительным признаком.

Федеративная политическая культура ориентирует на то, чтобы не скрывать существующие в федерации противоречия, считать их наличие естественным явлением и искать пути и механизмы их смягчения или преодоления. Эта культура основывается на традициях самоограничения и сотрудничества. Федералистская политическая культура отличается широким использованием метода консультаций за счет вовлечения в процесс обсуждения различных групп и институтов, стремлением найти решение в духе компромиссов и терпимости. Она ориентирована на нахождение баланса интересов, а не на подавление одних интересов в пользу других. Существенным элементом культуры федерализма является принцип субсидиарности. К компетенции федеральной власти должны относиться только те вопросы, которые не могут решить сами Sи в решении которых они совместно заинтересованы.

Федералистская политическая культура ничуть не игнорирует также важное значение этнополитического аспекта федеративного устройства. С одной стороны, она должна поддерживать мирное сожительство народов, объединенных в федерации, с другой – она накладывает на каждого гражданина более трудную задачу сбалансирования 2х видов лояльности: это лояльность к своей этнической группе и лояльность к федеративному государству в целом.

В рамках культуры федералистского типа при наличии общих принципиальных черт имеются различия, связанные с историческими традициями конкретного общества.

Швейцарская полит. культура – стремление достичь консенсуса во взаимоотношениях федерального центра и кантонов, избежание принудительной власти и конфронтации между Фед. и контональными властями. Этнические, религиозные, лингвистические и др. подобными различиями, которые территориально пересекаются требуют компромисса. Консенссуальный характер очевиден из описания процесса подготовки и принятия решений на общефедеральном уровне. Федеральное законотворчество сопровождается своего рода предварительным «выслушиванием» кантонов. Если их реакция на предложенный законопроект – негативна, фед. власти отказываются от проекта или изменяют его, пока не будет найдено удовлетворяющее кантоны решение. Фед власти часто не осуществляют все имеющиеся полномочия, и когда имеют дело с кантонами и коммунами, используют свою компетенцию осторожно, чтобы не задеть без надобности самосознание и самоуважение кантонов.

США – заметный акцент на роль судебных органов. Суд США – главный вершитель споров и защиты прав в межличностных отношениях или об урегулировании важных вопросов гос. политики, вкл. Отношения между фед. центром и штатами. Одной из особенностей федерализма состоит в том, что с ним тесно связан вопрос о характере лояльности и предпочтениях граждан. Разделение лояльности – это элемент федералистской политической культуры, и он по-разному проявляется в культуре обществ, имеющих федеративное устройство. Специфическая черта Америк. Полит. культуры – ориентация на поддержку Фед. центра, в то время, как канадская полит. культура была и остается ориентированной на провинции, обеспечение их интересов и прав. Характерная для США мобильность разрушает их лояльность или предпочтения к какому либо штату. Их место занимает лояльность по отношению к государству в целом. В РФ на волне роста этнического самосознания титульных наций и одновременно неумелой политики федерального центра у представителей коренных наций усилилась лояльность к своей республике. У русскоязычного населения сохраняется лояльность и связывание своих интересов прежде всего с федеральным центром.

ФРГ. – идеология умения и особое отвращение к конфликту. Базовая идея немецкой политической культуры – принцип субсидиарности.

В отличие от политической культуры, доминирующей в демократических федеративных системах, доминирующая политическая культура, являясь по преимуществу авторитарно-патриархальной, служит одним из главных препятствий на пути построения в РФ, базирующейся на демократических принципах.

Доминирующие черты, противодействующие формированию демократических, федеративных отношений. 1) свойственная России на протяжении многовековой практики тенденция к жесткой бюрократической централизации процесса принятия политико-управленческих решений и управления страной в целом. Неодолимая страсть повелевать всем и вся из столицы, как это было десятки и сотни лет назад. 2) у России нет достаточного опыта демократического развития, а соответственно, укоренившихся демократических традиций, включая установление федеративных отношений на равноправной основе. Интолерантность к инакомыслию и альтернативным идеям, предпочтение монизма, единообразия, унификации перед плюрализмом и диверсификацией мешают налаживанию демократических федеративных отношений. 3) доминирующая в России политическая культура отличалась предпочтением конфронтационных и силовых методов решения сложных вопросов общественного развития; отсутствием культуры диалога, компромиссов и консенсуса. 4) российской политической культуре присуща такая черта, как правовой нигилизм. Хорошие законы, но их не исполнение. 5) неуважение правящей элиты к другим народам. Это отрицание за другими народами права на самоопределение, и пропаганда идеи «губернизации» РФ, превращения ее из федеративного государства в унитарное.

Именно давление менталитета, пропитанного указанными принципами, серьезно мешает налаживанию демократических федеративных отношений. До настоящего федерализма общество должно дорасти и в политико-культурном смысле, что предполагает в первую очередь внутреннее восприятие основными социальными группами и политической элитой ценностей демократического общества и демократической федерации. Культуре демократического федерализма должны учиться и воспринимать ее как общенациональная политическая элита, так и региональная.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]