Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3305

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
2.15 Mб
Скачать

15.Феофан Затворник, свт. Малые произведения. М.: Правило ве-

ры, 2008.

16.Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: «Отчий дом», 2008.

17.Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Лепта Книга, 2008.

18.Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений / сост. Игум. Феофан (Крюков). М.: Даниловский благовестник, 2009.

19.Феофан Затворник, свт. Простые истинны сердца. Внутренняя жизнь, слова и проповеди. М.: Правило веры, 2007.

20.Феофан Затворник, свт. Путь ко Спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Правило веры, 2008.

21.Феофан Затворник, свт. Рукописи из келии. М.: Правило веры,

2008.

22.Феофан Затворник, свт. Собр. Писем в 5-ти т. М.: Правило веры,

2012.

23.Феофан Затворник, свт. Псалом Давида 118-й. Толкование беседовательное. М.: Правило веры, 2008.

24.Феофан Затворник, свт. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собр. Писем. Т. 2. Вып. 5. М.: Правило веры, 2000.

25.Феофан, Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Колоссянам и Филиппийцам. М.: Правило веры , 2005.

26.Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам (Главы 9-16). М.: Правило веры, 2006.

27.Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М.: «Отчий дом», 2009.

28.Хейз Р. Этика Нового Завета. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005.

141

Акулова Л.В.

Православие – основа мировоззрения и жизни русского народа

Как известно, религиозная вера имеет первостепенное значение в духовной культуре и мировоззрении человека. По мнению большинства мыслителей, чтобы понять Россию, надо прежде всего видеть религиозные основы ее духа. Широко известны слова Ф. М. Достоевского: «… у нас вся народность основана на христианстве. Слова крестьянин, Русь православная – суть коренные наши основы … Всякий неверующий или равнодушный решительно не может понять и никогда не поймет ни русского народа, ни русской народности» [1, с. 220]. Православие повлияло на все стороны русской жизни со времен крещения Руси. Христианство нашло в Древней Руси благодатную почву. Не случайно Русь стали называть Святой. «Ни «старая Англия», ни «прекрасная Франция», ни «ученая Германия», ни «благородная Испания» – никто из христианских наций не пленился самым существенным призывом к святости, свойству Божественному» [3, с. 34]. Только Русь посвятила себя идеалу святости как высшей задаче своего существования и предназначения.

Духовно-нравственные идеалы, сложившиеся под влиянием православной веры, были общими для всех слоев русского общества. В России детей с малых лет приучали к внутренней, нравственной дисциплине. Взрослые старались воспитать в детях понимание превосходства в человеке духовно-нравственного начала над телесным. Некоторые разбогатевшие крестьяне строили на свои деньги церкви. Они пользовались особым уважением у односельчан. Так, например, отец великого русского ученого М. В. Ломоносова, крестьянин В. Д. Ломоносов, принимал активное участие в постройке церкви великомученика Димитрия Солунского в Архангельской губернии, а также вносил большие суммы денег на украшение этого храма.

Выдающийся русский поэт Г. Р. Державин, будучи губернатором Олонецкой губернии, свидетельствовал о массовом движении русских бо-

142

гомольцев в Соловецкий монастырь в конце XVIII века. Он отмечал большие трудности этих поездок. Тем не менее все эти трудности преодолевались, потому что паломничество к святым местам считалось у русских крестьян делом богоугодным.

В программе Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева (18431903) был вопрос о посещении крестьянами церкви. На него откликнулись из всех губерний России. Наиболее характерными были сообщения, подобные тем, которые прислал крестьянин Ф. Ф. Шутов из Вологодской губернии. Он писал, что его односельчане в праздники вставали в пять часов утра и отправлялись в церковь. Обязательное посещение праздничных и воскресных служб отмечали все корреспонденты Тенишевского бюро. Отмечалось, что дома крестьяне не садились за стол, не помолившись, не начинали никакого дела, не перекрестившись. Посещение церкви, домашняя молитва, соблюдение церковных обрядов глубоко вошли в их духов- но-нравственную жизнь. Большое значение придавалось строгому соблюдению постов. Корреспондент Тенишеского бюро из Орловской губернии сообщал, что некоторые крестьяне по средам и пятницам ели только один раз в день немного хлеба с водой.

Многие иностранцы, жившие в России или общавшиеся с русскими за рубежом, отмечали в них редкую религиозность. Англичанин Стивен Грэхэм, который много раз ездил в Россию, наблюдал русскую жизнь от Архангельска до Владикавказа и хорошо овладел русским языком, поделился своими впечатлениями от общения с представителями разных слоев русского общества в книге «Путь Марфы и путь Марии» (1915). Его наблюдения привели к выводам, что разговор с англичанином кончается обычно беседой о спорте, с французом – беседой о женщинах, разговор с русским интеллигентом приводит к размышлениям о России, а с русским крестьянином – к рассуждениям о Боге и религии. Стивен Грэхэм считал, что русская идея – это христианская идея, так как первое место в ней занимают внимание и любовь к людям, особенно страдающим. Жизнь земную русские люди не считали подлинной жизнью, и материальная сторона

143

быта не имела для них большого значения. Русские люди, как считал Стивен Грэхэм, шли путем Марии, которая согласно Евангелию, «избрала благую часть», слушала со вниманием слово Божие, заботилась о главном в жизни человеческой, о духовном, и не увлекалась житейской суетой, которая занимала и отвлекала от слова Божиего ее сестру Марфу.

Французы в лице наиболее глубоких знатоков русской жизни (ЛеруаБолье, Де-Вогюе) замечали, что «русские глубоко и искренно интересуются только моралью и религией, хотя любят говорить об экономии и праве» [2, с. 194].

Важно отметить, что христианская вера имела ведущее значение в духовном объединении дворян с крестьянством. Со строительства церкви начиналась жизнь дворянской усадьбы. Церковь обычно строилась раньше, чем господский дом. Купола церквей и колокольни возвышались во всех помещичьих имениях. Дворяне заботились о том, чтобы в их селах строились церкви, где крестьяне могли бы получить наставления в православной вере, выполнять необходимые христианские таинства и религиозные обряды.

Православная вера так глубоко вошла в русскую жизнь, что даже трудно представить себе русский пейзаж без православного храма, настолько неразрывно слились внешний вид храма, его архитектура, устремленные в небо купола с окружающим его природным ландшафтом. Гармоническое единство православного храма с русской природой глубоко чувствовал великий русский композитор П. И. Чайковский. В письме к Н. Ф. фон Мекк от 31 августа 1879 года он отмечал: «Вечером же … очень приятно усесться где-нибудь повыше и смотреть на … село со скромной церковью (какую прелесть придает всякому сельскому виду деревенская церковь!), на дальний лес» [6, с. 257].

Независимо от сословной принадлежности, некоторые русские люди избирали путь отречения от мирских соблазнов, полностью посвящали свою жизнь Богу. Со времен Древней Руси во многих дворянских семьях были родственники среди монахов и монахинь, а также среди иерархов

144

православной церкви. Ярким примером этому в XIX веке может служить святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), который за свою богоугодную подвижническую жизнь, раскрывшуюся в его сочинениях, написанных в духе подлинного Православного святоотеческого Предания, причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Епископ Игнатий (в миру Димитрий Александрович) происходил из старинного знатного рода дворян Брянчаниновых. Его родители отличались благочестием, занимались благотворительностью: на своем иждивении они содержали приходское училище, в котором обучались крестьянские дети. В будущем христианском подвижнике рано проявилось религиозное чувство, но тем не менее по желанию родителей он получил светское образование, типичное для детей дворян. Блестяще, первым учеником он окончил Главное военное инженерное училище в Петербурге. Отличная подготовка в науках, начитанность, прекрасное воспитание обратили на него внимание представителей царского дома. Император Николай I и его супруга оказывали всяческое расположение юному Д. А. Брянчанинову. Благодаря своим личным достоинствам, он был желанным гостем в великосветских салонах и домах. Он часто посещал салон А. Н. Оленина, президента Академии художеств, знатока и любителя искусств. Литературные дарования Д. А. Брянчанинова привлекли к нему внимание выдающихся русских литераторов, в том числе А. С. Пушкина. Тем не менее к своим светским успехам Д. А. Брянчанинов был совершенно равнодушен. Напряженные поиски истины в конце концов привели его на путь монашества, к которому он стремился с ранних лет. Духовные устремления его были так сильны, что ни уговоры родителей, ни императора Николая I не смогли повлиять на его решение. На монашеском поприще он полностью раскрыл свои дарования.

Всей своей жизнью епископ Игнатий (Брянчанинов) представлял картину полного самоотречения ради исполнения евангельских заповедей. Глубокая вера помогала ему переносить многие трудности, беды и лишения, которыми была полна его жизнь.

145

Иногда представители дворянской знати строили церкви в селах, связанных с важными историческими событиями, в память о погибших воинах. Так, вдова генерал А. А. Тучкова, геройски павшего в сражении на Бородинском поле, заложила свое имение, продала все ювелирные украшения, чтобы построить сначала часовню, а потом храм-памятник Спас Нерукотворный на месте гибели мужа. Император Александр I выделил большую сумму денег на строительство этого храма. Вскоре после скоропостижной смерти четырнадцатилетнего сына вдова генерала А. А. Тучкова стала жить рядом с храмом Спаса Нерукотворного в небольшой церковной сторожке, чтобы всегда находиться вблизи того места, где погиб ее муж и похоронен сын. Вокруг храма зародилась община. К вдове генерала приходили крестьяне окрестных сел за добрым советом, для лечения от недугов. Через несколько лет М. М. Тучкова приняла монашеский постриг по благословению митрополита Филарета (Дроздова), своего духовника. Она была поставлена игуменьей Спасо-Бородинской женской обители. В 1847 году по ее приглашению святитель Игнатий (Брянчанинов) посетил этот монастырь. Свои впечатления, которые произвела на него обитель, он изложил в статье «Бородинский монастырь».

Представители царского дома Романовых были людьми глубоко верующими. Последний русский император Николай II молитвой начинал и молитвой кончал свой трудовой день. Русский офицер Д. Ходнев вспоминал Богослужение в воскресенье 10 декабря 1906 года в церкви Царскосельского дворца, когда он впервые увидел Николая II молящимся: «Я был поражен благочестием, смирением и усердием, с какими молился Царь… В последние годы Царская Семья почти не пропускала богослужений в Государевом Феодоровском соборе… Все православные церковные правила и обычаи строго выполнялись Царской Семьей – посты, исповедь, св. причастие, христосование» [5, с. 113].

Во время Первой мировой войны все развлечения в императорской семье совершенно прекратились. В Царском Селе сразу открылись лазареты, в которых сестрами милосердия работали императрица и царские до-

146

чери. Всех поражала самоотверженность, с которой они выполняли свои тяжелые обязанности. При этом они не пропускали церковные службы. Интересные воспоминания оставила Т. Е. Мельник-Боткина, дочь врача Е. С. Боткина, разделившего трагическую участь императорской семьи. Во время Великого поста в 1915 году на Всенощной императорская семья, как обычно, молилась Государевом Феодоровском соборе. «Я никогда не забуду того впечатления, – писала Т. Е. Мельник-Боткина в своих воспоминаниях, – которое охватило меня под сводами церкви: молчаливые стройные ряды солдат, темные лики Святых на почерневших иконах, слабое мерцание немногих лампад и чистые, нежные профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением, и жаркие молитвы без слов за эту Семью из семи самых скромных и самых великих русских людей, тихо молившихся среди любимого ими народа, вырывались из сердца» [4, с. 37].

Во времена народных бедствий, тяжелых жизненных испытаний, нашествия врагов, голода, эпидемий – объединяющая сила православия проявлялась в полной мере. Православная вера на протяжении всей российской истории помогала русскому народу выстоять в годы лихолетья, утвердиться в истине, обрести подлинные непреходящие ценности жизни.

Литература

1.Достоевский, Ф. М. Письма: в 4 т. / Ф. М. Достоевский; под ред.

ис примеч. А. С. Долинина. – М. : Гослитиздат, 1928-1959. – Т. 4.

2.Епископ Антоний Храповицкий. Слово пред панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 года / Епископ Антоний Храповицкий // А. С. Пушкин: путь к Православию. – М. : Отчий дом, 1999.

3.Карташев, А. В. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально-культурное значение / А. В. Карташев // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. – М. : Столица, 1991.

4.Мельник, Т. Е. Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции / Т. Е. Мельник. – М. : Анкор, 1993.

147

5.Николай II в воспоминаниях и свидетельствах. – М. : Вече, 2008.

6.Чайковский, М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского (в 3-х тт.) / М. И. Чайковский. – М. : Алгоритм, 1997. – Т. 2.

Андреяшкин О.В.

Вопрос свободы религиозной и культурной самоидентификации учащихся в системе светского образования

Полноценное образование и социализация предполагает освоение учащимися национального и всемирного религиозно-культурного наследия. Основанием любой культуры являются религиозные ценности, понятия, миропонимание, то есть религиозная культура, без которой не возможно адекватное понимание культурных особенностей и традиций.

Одним из наиболее важных аргументов преподавания знаний о религии является культурная и национальная идентичность.И.В.Понкин определяет национально-культурную идентичность как «сопровождаемый стереотипизацией поведения и ощущением комплиментарности психологический процесс личностной и групповой самоидентификации в качестве принадлежащего к устойчивой, исторически сложившейся национальной группе и присущей ей национальной культуре».1По его мнению, религиозная идентичность – «это психологический процесс личностной и групповой самоидентификации», критерием и мотивом которой является принадлежность или предпочтительность «отношения к той или иной религии или представляющему ее религиозному объединению».2

Граждане России имеют право на свободное мировоззренческое самоопределение (части 1 и 2 статьи 13, части 1 и 3 статьи 29 Конституции

1 Понкин Н.В. Правовые основы светскости государства и образования. - М.: Про-

Пресс, 2003.С. 255-256.

2Там же, с. 256.

148

РФ), на свободу совести (статья 28 Конституции РФ), на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (часть 2 статьи 44 Конституции РФ).3Пункт 8 раздела I Венской декларации и Программы действий от 25 июня 1993 г. устанавливает право народа на свободное определение своей культурной системы: «...Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни».4Право на национальную, культурную и религиозную идентичность - это важнейшая составная часть права на свободное идейное самоопределение и, как следствие, существенный признак светскости государства.

В статьях некоторые публицисты определяют верующего человека по критериям, несоответствующим конфессиональным представлениям. Так, В. Белов пишет: «Однако православным нельзя быть в той или иной степени (по крещению, воспитанию, «национальной самоидентификации»). Им можно быть только по вере. Настоящий член церкви обязан посещать богослужения, иметь осмысленное знание о предмете веры, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать посты».5Нам представляется, что термин «самоидентификация» как раз и предполагает именно то, что гражданин самостоятельно относит себя к той или иной социальной, религиозной, мировоззренческой иди этнической группе (объединению, социуму), сам выражает свою национально-культурную и (или) религиозную идентичность, но не государство или наука, или еще кто-либо не делает это за гражданина. Вне всяких сомнений, государство, исследователи, публицисты не должны вторгаться в богословские споры и брать на себя функции служителя культа, которые только и могут судить, достаточно ли проявляет себя в религиозной жизни тот или иной человек, и является ли он верующим, и насколько велика вера. Светский мир, исследователи

3Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М.: Юрид.лит., 2009. 4Венская декларация и Программа действий ООН. 25 июня 1993 года. // Сайт: Предпринимательское право www.businesspravo.ru

5Белов В. Приказано верить. К вопросу о преподавании религиозных дисциплин в шко-

ле. // Сайт: rudocs.exdat.com

149

должны в своих оценках опираться на выраженную гражданином собственную национально-культурную и религиозную идентичность. Государство может оценить лишь общие количественные характеристики граждан, выражающих принадлежность или предпочтение к той или иной религии, либо к тому или иному представляющему эту религию религиозному объединению. Государство также вправе оценить вероучительную литературу на предмет наличия, либо отсутствия в ней положений, пропагандирующих неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, национальности или направленных на возбуждение религиозной (межрелигиозной), национальной (межнациональной), расовой вражды.

Не может быть воспитания вообще, воспитания не ценностного, то есть не основанного ни на каких определенных ценностях. В основе воспитания всегда лежат какие-то определенные мировоззренческие ценности. Нейл Смелзер отмечает, что «благодаря образованию культурные ценности сохраняются и передаются от одного поколения к следующему».6К.Д. Ушинский, один из классиков отечественной педагогики, полагал, что«общей для всех народов системы воспитания не существует. Национальная система воспитания является адекватной национальному сознанию, менталитету и поэтому ее заимствование из других регионов Земли не возможно. Я полагаю, что если заимствования идей и осуществимо, то эти идеи обязательно будут преломлены в национальном духе и они будут иметь второстепенное значение в национальной культуре».7

Обоснованием обращения к национальной русской традиции могут служить слова К.Д.Ушинского: «Человек «образовывается» в смысловом поле определенных законов, значений, нравов, ценностей, идеалов, присущих данному конкретному народу. Потому-то образование призвано быть национальным, по содержанию и по характеру». 8 Мировоззрение может формироваться только в носителях смыслов, информации, идей, которые

6Смелзер Нейл. Социология. // Сайт: Сессия на 5. www.univer5.ru

7Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Сайт: Литература и жизнь. dugward.ru

8Там же.

150

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]