Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3305

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
13.11.2022
Размер:
2.15 Mб
Скачать

15.мертвяще-формальная часть любой живой религии (Фихте),

16.традиционно-ритуалистическое крыло любой религии,

17.глубинно-интеллектуальное крыло любой религии,

18.открытое символическое самоописание религии как аутопойетического«надзирания за ускользающим тайным»

Сегодня, как отмечает В.К.Шохин, «в эпоху расцвета графоманского самостийного богословствования и оккультизма)» и опасности «осуществлять в одночасье “теологизацию всей страны” по очень знакомому принципу “пятилетку — в три года”» пришло время обсудить проблему бытия теологии в высшей школе «в формате неспешного двустороннего диалога академической и религиозной общественности — диалога, а не … конфронтации».103

Арсенина О.В., Трошина М.Н.

Брак и семья в современном православии и католицизме

Тема брака и семейных отношений была актуальна во все времена, так как, по выражению И. Ильина, семья «есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он (брак – авт.) призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству»104.

В XX веке «семейная» проблематика приобретает особую значимость в связи с мощными социальными потрясениями. Кризис института семьи в современной России, характеризующийся распадом традиционных

103Шохин В.К. Безответственное приглашение к серьезному разговору. Фома, 9, 2007

//http://www.foma.ru/article/index.php?news=2368

104 Ильин И. Путь духовного обновления. – М., 1995. – С. 25.

181

семейных связей, отказом значительной части молодежи от гражданской регистрации брака, ростом внутрисемейной преступности – одна из главных предпосылок активного оживления интереса к вопросам семейных отношений, как в обществе в целом, так и в христианском богословии в частности. «Все мы больше или меньше чувствуем, что Церковь и семья – единственные окошки в рай. Иначе не было бы так ужасно их искажение, поистине наводящее мысль об аде», – писала Н.Л. Трауберг105.

Острый интерес к проблеме брака в христианстве возникает в конце XIX – начале ХХ века. Тема брака активно обсуждалась на заседаниях ре- лигиозно-философских собраний в Петербурге в 1901-1903 гг. Не придя к определенным выводам по таким вопросам, как греховна ли физическая сторона брака, в чем заключается смысл церковного венчания, равноценны ли супружество и девство, является ли деторождение единственной целью союза мужа и жены, имеет ли право христианин на земное, человеческое счастье в браке, представители научно-философской общественности констатировали, что «взгляд Церкви на брак… недоуяснен»106.

Вопросы пола и брачных отношений чрезвычайно интересовали таких русских философов первых десятилетий прошлого столетия, как В. Соловьёв107, В.В. Розанов108, Н. Бердяев109. Острота вызовов, которые вышеупомянутые авторы бросили Церкви своими сочинениями, свидетельствовала о необходимости серьезной богословской работы над проблемой сущности христианского брака и его оправдания.

Всвязи с массовым обращением наших сограждан к религии вообще

ик христианству в частности, желанием непременно заключить брак в

105Трауберг Н.Л. Сама жизнь. – СПб., 2009. – С. 363.

106Курбатова А.С. Религиозно-философские собрания о брачно-семейных отношениях // Империя и религия. К 100-летию Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг. Материалы Всероссийской конференции. – СПб., 2006. – С.153-159.

107Соловьёв В.С. Смысл любви. – М., 1991.

108Розанов В. Опавшие листья. – СПб., 1913. Он же. Религия, философия, культура. – М., 1992. Он же. Люди лунного света. – М.,1990. Он же. Семейный вопрос в России. –

М., 2004.

109Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993. Он же. Смысл творчества. – М.,

1916.

182

Церкви, мы видим непонимание или недопонимание сути христианского супружества. Церковный брак в массовом сознании воспринимается, в лучшем случае, как некая подстраховка прочности семейного союза или небесная его «легитимизация».

Наличие проблемы сохранения семейных ценностей не только в среде людей нецерковных, но и вполне верующих, недостаточная разработанность «брачной» тематики в патристике, во многом сориентированной на монашеский идеал, – все эти факторы вызвали закономерную реакцию христианских церквей в XX веке – осмыслить и углубить христианское учение о супружеском союзе.

Так, в своей книге «Идеалы христианской жизни» Е. Поселянин110 на примерах благочестивого поведения христиан в семье доказывает мысль о святости брачных уз и благословении семейных людей Богом. В трудах священника Александра Ельчанинова111 находим интерпретацию супружеских отношений с точки зрения Евангелия.

Исключительную роль в разработке православного богословия брака в XX в. сыграли представители так называемой «парижской школы». Сущность христианского супружества, его цель, брак как таинство, смешанные союзы, регулирование рождаемости, разводы, проблема соотношения церковного и гражданского брака, брак в православии и католицизме, брак и монашество, брак и целибат священства, «родовая жизнь» – вот далеко не полный перечень вопросов, интересовавших мыслителей русского зарубежья.

В работе профессора С.В. Троицкого «Христианская философия брака»112 выделяется две теории брака: «идеалистическая», согласно которой цель брачного союза – достижение полноты бытия, и «реалистическая», которая видит цель брака в деторождении.

110Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. – СПб., 1994.

111Ельчанинов А. Записи. – М.: «Русский путь», 1992.

112Троицкий С.В. Христианская философия брака. – Клин, 2001.

183

Попытку сравнить понимание цели и сущности брака в Восточной и Западной христианских церквах предприняли такие православные богословы, как С.В. Троицкий,113 И. Мейендорф114 и В. Шмалий115. Прослеживая развитие богословских взглядов на брак в период патристики, можно констатировать, что на христианском Западе и Востоке складываются различные взгляды на супружеский союз. Это касается в первую очередь целей и мотивации заключения брака.

На Востоке, прежде всего под влиянием богословия святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, брачный союз понимается Церковью как жертвенный подвиг и вечный союз любви. Так, Иоанн Златоуст выстраивает иерархию целей христианского брака как движение от низших целей к высшим: деторождение, целомудрие, любовь. Богословие брака святителя Иоанна есть гимн супружеской любви, которая проявляется в различных добродетелях: верности и жертвенности, вплоть до готовности супругов умереть друг за друга.

Богословие брака на Востоке согласуется с пониманием супружеского союза в Новом Завете. Брак в Новом Завете и в восточной святоотеческой мысли – это не временный союз, заключенный для удовлетворения природных потребностей, не юридический договор, не средство достижения иллюзорного бессмертия через потомство, а союз любви двух существ, поднимающихся над своей природой, подобный союзу Христа и Церкви, великая тайна единства, «единой плоти», ступень в Царство Божие. Брак приобретает в Новом Завете и в трудах святых отцов на христианском Востоке мистическое и сотериологическое измерение. Отметим, что в Новом Завете мы не видим указания на то, что целью брака является деторождение.

Взгляды на брак в Западной Церкви в патристический период формируются под влиянием Тертуллиана, Амвросия Медиоланского, Августи-

113Троицкий С.В. Указ. соч.

114Мейендорф И., прот. Брак в православии. – Клин, 2004.

115Шмалий В. Проблематика пола в свете христианской антропологии // Православное учение о человеке. – М., 2004. – С. 251-290.

184

на Блаженного и Иеронима Блаженного. В их творениях мы видим, что основная цель супружеской жизни – деторождение. Брак воспринимается ими как средство для погашения похоти. Женщина сотворена и дана мужчине в помощь лишь для чадородия. Неуловимо чувствуется отношение к супружеству как юридическому договору с целью рождения детей.

Именно с такими различиями в вопросах брака православные и католики подошли к началу ХХ века. Во второй половине ХХ века в обеих конфессиях в богословском плане происходят определенные изменения.

Второй Ватиканский собор (1962 – 1965гг.) обозначил новую программу обновления, осовременивания Церкви, которая получила название «аджорнаменто»116. В рамках этой программы учение о браке в католической церкви претерпевает серьезную эволюцию. В официальных церковных документах, наряду с указанием на деторождение как главную цель семейного союза, делается акцент на единстве супругов во Христе. В богословских исследованиях суть супружеского союза усматривается не в сфере биологии и юриспруденции, а в сфере межличностных отношений, духовности и экзистенциального измерения: равноценной целью брака признается укрепление и выражение взаимной любви супругов. Это сближает современные католические представления о браке с православным учением о сущности супружества.

Вмассовом сознании православных верующих второй половины XX

начала XXI века мы обнаруживаем коллизию двух «богословий» брака. С одной стороны, наблюдается отношение к семье как к чисто земной, преходящей ценности, отождествление церковности с аскетической жизнью, понимаемой фактически как монашеское делание, высокомерное отношение к супружеству, напоминающее подчас манихейское бракоборчество, постулирование в качестве цели брака рождение детей. С другой стороны, богословы, представляющие позицию так называемой «парижской школы», категорически не соглашаются с определением цели брака как дето-

116 Рашкова Р.Т. Католицизм. – СПб., 2007. – С. 178.

185

рождения, считая последнюю идею дохристианской и/или заимствованной из католической доктрины. Сущность супружеского союза определяется ими через его «таинственную» природу, через евхаристическое понимание брака, открывающего в человеке гражданина Неба и вводящего его в вечность. Православными богословами второй половины XX – начала XXI века подчеркивается Троическая парадигма семьи, ее соборность; супружеский союз осмысливается как таинство любви, которая, в противовес расхожим представлениям, прежде всего должна быть положена в основу семейной жизни. Соотношение брака и девства описывается в категориях двух призваний, двух путей евангельской жизни, немыслимых без Христа и имеющих эсхатологическое значение. Эти истины уясняются в полемике с «приземлением» брака, его редуцированием до временного института, некоего вспомогательного средства. Иными словами, богословская «реабилитация» брака указывает на противоположный подход и обнажает коллизию двух мировосприятий в среде современных верующих.

Реализуя высокое богословие брака «парижской школы» в пастырской практике, православные мыслители предлагают следующее:

во-первых, это неустанная проповедь вышеизложенного учения о

браке;

во-вторых, предлагается более строгий и ответственный подход к церковному венчанию. Церковный брак – не есть некая небесная легитимизация семейной жизни, а подаяние благодати на осуществление христианского идеала супружества. Благословлять на венчание следует тех, кто готов сознательно строить совместную жизнь как малую Церковь (остальным рекомендуется гражданская регистрация, которая признается браком с точки зрения Церкви, а не является неким «недобраком»)117;

в-третьих, духовники предостерегаются от вмешательства в жизнь мужа и жены, от жесткой регламентации и схематизации супруже-

117 Среди современных авторов эту мысль последовательно проводит игумен Петр (Мещеринов). – См., например: Мещеринов П., игумен. О таинствах // Церковь и современность. Вопросы и ответы. – Москва-Киев, 2008. – С. 257-268.

186

ских отношений, особенно в интимной сфере. Священник может лишь советовать супругам, и только в той области, которую они ему свободно доверят как пастырю.

Артюхов А.А.

Креационизм и теории самозарождения и пансперсии: точки соприкосновения

Происхождение жизни – это проблема, которая остро стоит перед современной наукой, как светской, так и богословской. Решить ее представляется сложным делом, так как существует множество теорий, разнящихся в своем существе и деталях. Следует отметить, что светские теории возникли не на пустом месте. Они основаны на эмпирическом знании, которое отрицать нельзя из-за очевидности и доказуемости с помощью эксперимента.

С развитием естественнонаучных знаний происходил отказ от некоторых теорий, так как последние основывались на тех знаниях, которые не предполагали наличие других знаний, полученных позже. Например, теорию спонтанного зарождения жизни опровергли в XVIII веке Ладзаро Спалланцани и в XIX веке Луи Пастер, сформулировав теорию биогенеза, то есть происхождения жизни от родителей.[1]

Что касается теории креационизма, то она ставит первопричину всего живого – Бога. Креационизм основывается на Откровении, которое лежит в основе богословия. Он не проверяется абсолютно эмпирически, но некоторыми относительными экспериментами и умозаключениями возможно доказать Божественное происхождение живых существ. Например, появление живых организмов возможно было только сразу в разнообразии, так как трофические цепи не могут существовать без одного звена как в настоящее время, так, следовательно, и в прошлом. Жизнь появляется

187

«сразу в виде экосистемы, целостность которой вполне сопоставима с целостностью многоклеточного организма»[2]. Но здесь может возникнуть еще один вопрос о том, что жизнь могла сама собой появиться. На него следует ответить примером из эмпирических опытов ученых (С. Миллера, Г. Юри)[3], которые не смогли воспроизвести живое из неживого мира. Значит происхождение жизни – это дело рук Какого-то Высшего разума, Бога? Этот вопрос есть следствие невозможности искусственного создания живого.

В настоящей статье попытаемся выделить некоторые точки соприкосновения креационизма и теорий самозарождения и панспермии для того, чтобы показать возможность диалога между естественнонаучным и богословским мировоззрениями.

1. Теория самозарождения жизни. Эта теория очень древняя. Ее придерживались Демокрит, Аристотель, Августин Аврелий, Парацельс, Ф. Бэкон, Декарт, Бюффон и Ламарк.[4] Суть теории заключается в том, что жизнь зарождается сама собой. Никто и ничто не влияет на ее происхождение. Жизнь возникает «непрерывно и самопроизвольно… из неживой материи, скажем из грязи, росы или гниющего органического вещества»[5]. Теория самозарождения рассматривает трансформацию одного организма в другой, например, зерно превращается в мышь.

Данная теория была опровергнута опытами Франческо Реди и Ладзаро Спалланцани. Точку в доказательстве несостоятельности самозарождения поставил Луи Пастер.[6]

Теория самозарождения с креационизмом имеет точку соприкосновения в том, что и та, и другая гипотезы говорят о происхождении жизни из неживой материи. В Библии написано: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной… да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их»[7]. Отсюда следует, что по теории креационизма жизнь не сама по себе появилась из воды и земли, а по повелению Бога.

188

2. Теория панспермии. Эта теория основывается на двух утверждениях. Первое – жизнь существовала всегда. В настоящее время это утверждение опровергнуто, так как считается, что жизнь не относится к «числу фундаментальных свойств Вселенной»[8] в отличие от энергии и материи. Жизнь представляет собой сочетание комбинаций молекул, которые не всегда существовали, так как в прошлом не было тех химических элементов, которые составляют живые клетки (в науке утверждается, что Вселенная первоначально состояла из водорода или нейтронов).[9]

Второе утверждение – споры могут и должны переноситься в космическом пространстве. Эта гипотеза в настоящее время опровергнута. Ультрафиолетовое и рентгеновское излучение, космические лучи опасны для живых организмов. Межзвездные пространства являются очень большими, чтобы споры могли перемещаться на дальние расстояния. Наука в настоящее время располагает эмпирическими данными, свидетельствующими, что споры «не способны ни покидать Землю, ни проникать в ее окрестно-

сти»[10].

В 70-е годы XX века ученые предложили обновленную теорию панспермии: жизнь на Землю была принесена на космическом корабле. Эта гипотеза называется направленной панспермией и разработана Лесли Оргелом и Фрэнсисом Криком.[11]

Из общего, что можно выделить между креационизмом и панспермией, является внеземное происхождение жизни. Богословие говорит о том, что жизнь на Земле появилась в результате воли внеземного, трансцендентного Бога. На наш взгляд, и теория панспермии пытается объяснить внеземное происхождение жизни, основываясь на естественнонаучных гипотезах. Теория направленной панспермии носит мистический характер, что характеризуется попыткой объяснить происхождение жизни на Земле через влияние внеземных цивилизаций – инопланетян. В богословии существует мнение (например, В.И. Курашов), что «приводимые обоснования панспермии (в части обоснования невозможности возникновения первых живых организмов на Земле) равным образом можно относить и к обосно-

189

ванию любых учений о внеземной природе жизни, в том числе и к креационизму»[12].

Теории самозарождения и панспермии не подтверждаются данными науки, но некоторые ученые придерживаются их.[13] В данной статье были рассмотрены эти гипотезы, а также выявлены их точки соприкосновения с креационизмом. Самозарождение и теория Божественного творения схожи в том, что учат о появлении жизни из неживой материи. Панспермия и креационизм – жизнь появилась на Земли из вне.

В настоящей статье теории самозарождения и панспермии сравниваются с креационизмом для того, чтобы показать несостоятельность разделения науки в своем историческом развитии от богословия, не противопоставлять одно другому, но осмыслять свои выводы и положения в синтезе с богословием, находя в нем ответы на загадки в своих гипотезах. Современные теории происхождения жизни (биохимическая эволюция), тоже не могут прийти к истине и эмпирически доказать свои научные предположения. На наш взгляд, необходимо обратиться к богословию для разрешения вопросов естествознания.

Литература

1.См.: Хоровиц Н.Х. Поиски жизни в Солнечной системе // razlib.ru. библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.razlib.ru/ astronomija_i_kosmos/poiski_zhizni_v_solnechnoi_sisteme/p5.php (Дата обра-

щения: 23.08.2013).

2.Еськов К.Ю. Удивительная палеонтология. История Земли и жизни на ней // Электронная библиотека ModernLib.Ru. [Электронный ре-

сурс]. URL: http://modernlib.ru/books/eskov_kirill_yurevich/udivitelnaya _paleontologiya_istoriya_zemli_i_zhizni_na_ney/read/ (Дата обращения: 23.08.2013).

3.См.: Происхождение жизни / Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М. С. Гиляров. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986 // Акаде-

190

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]