Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебн.1.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
836.1 Кб
Скачать

Вопросы и задания

1. Расскажите о новых направлениях экономического развития края в середине XVIII в.

2. Сравните развитие сельского хозяйства и промышленности в Саратовском крае в середине XVIII в. Свои выводы подтвердите фактами.

3. Какова роль правительственной колонизации в заселении края?

4. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о «пугачевском нашествии» на Саратовский край.

§ 7. Крестьянская война под предводительством е. И. Пугачева и Саратовский край

Пугачев на Иргизе. Произвол и насилие помещиков над бесправными крестьянами привели к обострению социальной борьбы, которая приобретала различные формы. Одной из них стало самозванчество: в третьей четверти XVIII в. в России появилось до четырех десятков самозванцев, выдававших себя за Петра III. Самым известным из них стал донской казак Емельян Иванович Пугачев.

Выдавая себя за раскольника, он вернулся в Россию из Польши и отправился на Волгу. В первых числах ноября 1772 г. Пугачев прибыл в с. Малыковку (ныне г. Вольск), откуда отправился на реку Иргиз к игумену Верхнеуспенского старообрядческого монастыря (находился на территории современного дома отдыха «Пугачевский») Филарету. Позднее следственная комиссия признала игумена «первым наставником Пугачева».

По просьбе Филарета Пугачеву разрешили остаться на Иргизе до января 1773 г. Казак некоторое время жил в Мечетной слободе (ныне г. Пугачев), а затем совершил поездку на Яик. После возвращения в Малыковку Пугачев был арестован по доносу своего спутника и отправлен в Казань, откуда через полгода сбежал и в сентябре 1773 г. возглавил восстание яицких казаков.

Саратовский край накануне пугачевского «нашествия». Первые слухи о событиях на Яике дошли до Саратова в середине октября 1773 г., а в январе 1774 г. в Саратове был получен и читан народу в церквах официальный манифест, «чтоб от самозванца отстали, от Емельки Пугачева».

В марте 1774 г. с секретным поручением в Саратов был послан подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Г. Р. Державин (впоследствии крупный русский поэт). Суть поручения состояла в поимке Пугачева, в случае, если он «искать свое спасение вознамерится на Иргизе – Узене… у раскольников».

После поражения под Казанью в середине июля 1774 г. Пугачев перешел на правый берег Волги, но, встретив здесь превосходящие силы правительственных войск, пошел не на Москву, а резко повернул на юго-запад, а затем — на юг к Саратову. С приходом Пугачева в Поволжье сюда переместился центр повстанческого движения, масштабы которого значительно выросли, и оно приобрело характер Крестьянской войны. Восставшие крестьяне убивали помещиков и членов их семей, казнили чиновников уездных администраций, жгли дворянские усадьбы. Летом 1774 г. в Саратовском крае стали стихийно возникать повстанческие отряды, наиболее крупные из них возглавляли «полковники» И. Каменский (880 чел.), И. Михайлов (2000 чел.), И. Иванов (3000 чел.).

16 июля находившийся в Саратове Державин получил известие о переправе Пугачева на правый берег Волги. В конце июля в городе начались спешные приготовления к отражению нашествия. Но военные советы, собранные по настоянию управляющего Конторой опекунства иностранных поселенцев М. М. Лодыженского и Г. Р. Державина, были малорезультативны. Из-за несогласованности между ними и комендантом Саратова И. К. Бошняком строительство укреплений осталось незавершенным. К тому же численность саратовского гарнизона была невелика. Не способствовало успеху обороны Саратова и стихийное бедствие, постигшее город весной 1774 г.: сильный пожар 13 мая уничтожил большую часть города, сгорели хлебные запасы, люди ютились в шалашах.

Пугачев в Саратове. После взятия Пензы Пугачев разослал свои отряды на Хопер и Медведицу, а сам с основными силами подошел к Петровску. Воевода Зиминский бежал из города и 4 августа город был сдан Пугачеву восставшим гарнизоном. Г. Р. Державин, отправившийся в Петровск на разведку с отрядом казаков, едва спасся, а поручик Шкуратов был убит лично Пугачевым.

В Саратове известие о взятии Петровска вызвало замешательство, «ибо ни от кого верности ожидать уже было невозможно». Не сумев преодолеть разногласий с Бошняком, Лодыженский и Державин 5 августа покинули город. Комендант, оставшийся в Саратове, решил его защищать. Он приказал саратовскому гарнизону (780 человек при 15 орудиях) занять позиции по обеим сторонам Московской дороги, выдвинув вперед отряд казаков под командованием майора В. Семанжа.

5 августа Пугачев, не доходя трех верст до Саратова, разделил свои войска на две части, одна из которых направилась к городу по Московской дороге, а другая с артиллерией заняла Соколовую гору. У Пугачева было 150 донских и 300 яицких казаков, около 10 тыс. калмыков, башкир, татар и крестьян, имелась и артиллерия — от 13 до 15 разнокалиберных орудий.

Попытка Бошняка и Семанжа отразить наступление пугачевцев по Московской дороге на подступах к городу оказалась неудачной. Закрепившись на Соколовой горе, Пугачев принял депутацию саратовского купечества во главе с купцом Ф. Кобяковым, признавшую Пугачева императором Петром Федоровичем. В выданном ей указе были обещаны защита, пожалования и вольности, в то время как штаб-офицеров и дворян полагалось подвергнуть казни.

Утром 6 августа пугачевцы вплотную подступили к Саратову. Бошняк приказал стрелять из пушек, но горожане останавливали артиллеристов. Пугачев стал обстреливать остатки городских укреплений, где еще находилась часть войск гарнизона. После обстрела многие солдаты и жители перебежали в стан пугачевцев, которые овладели мостом через Глебучев овраг. Предательство некоторых офицеров (Арбузова, прапорщика Г. Соснина) и караульных солдат привело к захвату пугачевцами городских ворот, через которые они ринулись в город.

Бошняк и Семанж, закрепившись на недостроенном укреплении, попытались огнем своих орудий подавить артиллерию противника. Пугачевцы вынуждены были отступить, бросив свои пушки. Но посланные Семанжем за трофеями солдаты и фузилеры перебежали к самозванцу, к ним присоединились и некоторые офицеры: капитан князь Баратаев, поручики Буданов, Хотяинцев, штык-юнкер Афанасьев.

И без того крайне тяжелое положение Бошняка и Семанжа усугубило предательство майора Салманова, капитана А. Мосолова и лекаря И. Рамелова, которые увлекли за собой до полубатальона (292 чел.) солдат к Пугачеву. Бошняк с жалкими остатками гарнизона (26 офицеров и 40 солдат), со свернутыми знаменами стал отступать к Волге. Вместе с Семанжем он сумел пробиться к деревне Несветаевке, где сел на суда и отплыл в Царицын.

Пугачева торжественно встречали горожане во главе с местным духовенством. По его приказу были открыты казенные хлебные амбары, хлеб и соль раздавались народу безденежно, из тюрем были освобождены «сидельцы», тут же присоединившиеся к повстанцам, уничтожены дела комендантской канцелярии и других учреждений.

Пугачев приказал разбить лагерь ниже Саратова, в Улешовской слободе, где простоял с войском три дня. 7 августа саратовцы собрались в этом лагере для принесения присяги «Петру Федоровичу». В городе было установлено казацкое управление, Пугачев произвел в полковники и назначил саратовским комендантом купца Якова Уфимцева. В Саратове Пугачев пополнил свою армию городскими жителями, казаками, солдатами (354 чел.), несколькими унтер-офицерами и офицерами. К нему также примкнул отряд из 500 человек под началом П. Тимофеева.

Однако оставаться долго в городе Пугачев не мог, т. к. его настигали хорошо вооруженные части регулярной армии под командованием Муффеля и Михельсона. Поэтому, захватив в городе пять пушек, лошадей и казну, 9 августа Пугачев выступил со своей армией по правому берегу Волги по направлению к Царицыну. Часть пугачевского войска на сотне лодок плыла по Волге.

«Пугачевщина». Взятие Пугачевым Саратова привело к распространению восстания в Саратовском крае. Украинцы Покровской слободы организовали большой отряд (около 900 чел.) под началом М. Гузенко и отправили его к Пугачеву. Дружелюбно встречали Пугачева и иностранные поселенцы, но прибывший 8 августа в Екатериненштадт Пугачев забрал здесь лучших лошадей, сбрую, оружие и 1700 пудов ржаной муки, оставив город разграбленным. 9 августа пугачевцы подошли к Малыковке, где началось восстание, быстро перекинувшееся на всю волость и десятки деревень южнее Саратова. Стихийно возникали местные повстанческие отряды (И. Коренева, Асеева и др.), состоявшие из крепостных и монастырских крестьян, однодворцев, татар и мордвы. С целью привлечения населения на свою сторону Пугачев из Саратова направлял свои отряды на Медведицу, за Волгу, призывая соединиться с ним близ Царицына.

Крестьянская война в Саратовском крае продолжала бушевать и после ухода Пугачева. Лишь 19 августа под Карабулаком был разбит отряд Воронцова, 12 сентября близ села Баланда (ныне г. Калининск) потерпел поражение Каменский, и только в первой половине ноября были схвачены Иван и Алексей Ивановы. С поражением этих отрядов «пугачевщина» в крае в основном закончилась, но народное движение еще долго не утихало.

Поход на Нижнюю Волгу. Тем временем пугачевцы подошли к г. Дмитриевску (Камышину), жители которого ждали их. В кровопролитной схватке близ города Пугачев одержал победу. Комендант Меллин, гарнизонные офицеры и многие жители, верные престолу, были повешены.

Пробыв в Дмитриевске один день, Пугачев пошел к Дубовке, его отряды вторглись также в пределы Войска Донского, захватив многие станицы. Однако, несмотря на пугачевские призывы, в целом население Дона не поддержало восставших. Волжские же казаки охотно переходили на сторону Пугачева.

17 августа Пугачев занял посад Дубовку — столицу волжского казачества, которая, несмотря на покорность жителей, была разграблена. По дороге на Царицын армию Пугачева пополнили до трех тыс. калмыков.

21 августа армия Пугачева подошла к Царицыну — второму по значению городу края и начала осаду. Комендант Царицына полковник И. Е. Цыплетев (впоследствии саратовский вице-губернатор) и находившийся здесь саратовский комендант И. К. Бошняк удержали в подчинении многочисленный гарнизон. Первый штурм был отбит.

Второй штурм, предпринятый Пугачевым 22 августа, также был отражен. Так и не одолев защитников Царицына, Пугачев, однако, прорвался через вал Царицынской укрепленной линии близ села Городище и поспешил в колонию Сарепта (ныне в черте г. Волгограда), где остановился на двое суток.

24 августа у Сальниковой ватаги Михельсон нанес армии Пугачева окончательное поражение: 2 тыс. повстанцев было убито, 6 тыс. взято в плен. Сам Пугачев с небольшим отрядом яицких казаков переправился на левый берег Волги и 8 октября 1774 г. был схвачен изменниками в Саратовском Заволжье (по некоторым данным – на окраине нынешнего Александрова Гая).

Последствия «пугачевщины» в крае. Преследовавший Пугачева полковник Муффель вошел в Саратов 11 августа. Пугачевское управление в городе было ликвидировано, Уфимцев взят под стражу. К исправлению должности коменданта и воеводы был назначен член низовой Соляной конторы Савельев. 13 августа в Саратов прибыл полковник Михельсон с воинской командой, а на другой день выступил в поход за Пугачевым.

Началась жестокая расправа с бунтовщиками. «Вешали и пороли, – записал один саратовский житель, – на Соколовой горе, и у кузниц, и на русском базаре по Пугачеву делу». С усмирением возмущения на местах стали восстанавливаться законная власть и управление. 31 декабря 1774 г. в Саратов прибыл новый воевода подполковник М. М. Беляев.

Но и в следующем, 1775 году, в Саратове, как и во всем Поволжье, было очень неспокойно. Повсюду действовали «разбойницкие партии» из 10–12 человек. Правительство опасалось повторения «пугачевщины», поэтому в Саратов часто приходили, сменяя друг друга, кавалерийские и пехотные полки. Продолжались розыски и наказания по «пугачевскому делу».

Зимой 1774 г. и 1775 г. саратовцы переживали тяжелые времена. Пугачевское разорение, а также неурожай привели к голоду. Резко выросли цены на хлеб, поскольку запасов не было, люди ели лебеду. Однако правительство отказало мятежному Саратову в помощи, в итоге голодной смертью умерло до тысячи человек. Кроме того, Саратовский край в то время не раз становился легкой добычей набегов киргиз-кайсаков (как тогда называли казахов).