Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебн.1.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
836.1 Кб
Скачать

§ 9 Социально-экономическое развитие края в первой половине XIX в.

Территория и население В 1801 г. новый император, Александр I, восстановил отмененные губернии, в том числе Пензенскую. С этого времени территория Саратовской губернии только сокращалась. В 1802 г. от нее к Воронежской губернии отошел Новохоперский уезд. Те не менее, Саратовская губерния оставалась одной из наиболее обширных в Европейской России. Ее площадь составляла около 18 млн. десятин (более 192 тыс. км²)2. В 1803 г. заштатные города Аткарск и Балашов вновь стали центрами уездов. В губернии насчитывалось опять 10 уездов. Но продолжавшееся освоение края привело к созданию в 1835 г. в Заволжье новых уездов: Николаевского, Новоузенского и Царевского. В таком составе губерния оставалась до конца 1850 г., когда все Саратовское Заволжье было поделено между губерниями Астраханской (Царевский уезд) и вновь образованной Самарской (Николаевский и Новоузенский уезды). Заволжье продолжало сохранять с Саратовской губернией тесные связи, прежде всего экономические3.

Саратовский край в первой половине XIX в. продолжал быстро заселяться. Если в конце XVIII в. в губернии проживало свыше 760 тыс. человек, то в конце 50-х гг. XIX в. на той же территории (с учетом отошедшего Заволжья) – уже более 2 млн. 100 тыс. человек. В конце дореформенного периода в крае насчитывалось (с Заволжьем) 13 городов, один посад и 2708 сельских поселений. По темпам заселения губерния занимала одно из первых мест в стране. Только между 1835 и 1850 гг. сюда прибыло, по официальным сведениям, около 134 тыс. крестьян. Много было и «самовольных» переселенцев, беглых. Возможности размещения прибывающего населения на территории губернии были неодинаковы. Колонизация Правобережья в основном завершилась к концу XVIII в. А вот в Заволжье, которое занимало более половины всей площади губернии, проживало в начале нового века не более 120 тыс. человек, и именно оно становится основным районом заселения.

Состав переселенцев в первой половине XIX в. меняется. Перевод в губернию крепостных на пожалованные ранее дворянам или купленные ими земли сокращается и к середине 40-х гг. заканчивается. Переселение же государственных крестьян возрастает. Главная причина, которая заставляла правительство переселять часть крестьян с родных мест в незнакомые, необжитые степи – рост неплатежей подушной подати4 в связи с недостатком пахотных земель и как следствие этого, обеднением многих крестьянских хозяйств центральных промышленных и черноземных губерний России и Левобережной Украины. Отсюда и хлынул основной поток переселенцев в Заволжье. В давно уже заселенных северных и северо-западных уездах Саратовского Правобережья тоже начинало ощущаться малоземелье, что вынуждало некоторых крестьян уходить, с согласия начальства, на свободные казенные земли Заволжья.

Положение переселенцев в засушливом степном крае было очень тяжелым. Пройдя не одну сотню верст до отведенного места, прилаживаясь к непривычным климатическим условиям, испытывая острый недостаток или отсутствие рабочего скота, посевного зерна и продовольствия, денег на постройку изб, крестьяне не скоро налаживали свое хозяйство. Не случайно один из современников отмечал, что «благоденствие у переселенцев, осевших в Заволжье, появляется не ранее третьего поколения». Со временем крестьяне, проявляя упорный труд, удивительную приспособляемость к хозяйствованию в новых климатических условиях, освоили степные целинные земли.

Основную массу населения во всех уездах и городах по-прежнему составляли русские. В середине 40-х гг. их удельный вес в общей массе населения был равен почти 75 %, немецких колонистов – 8,5, украинцев – 6,5, мордвы – 6, татар – 3,5 %. Остальные национальные группы (чуваши, мещеряки, башкиры и др.) были незначительными.

Города Рост населения, экономическое развитие края способствовали появлению новых городов. В 1835 г. в связи с образованием заволжских уездов три селения были переведены в разряд городов. Слобода Мечетная стала городом Николаевском (сейчас Пугачев), село Чертанла – Новоузенском и село Царево – Царевым (Ленинск Волгоградской области). Городское население, особенно некоторых поволжских городов, быстро росло. Если в конце XVIII в. в городах губернии проживали примерно 35 тыс. человек, то в 50-х гг. XIX в. – около 124 тыс. Крестьяне шли в города как сезонная рабочая сила, в которой нуждались транспорт, торговля и промышленность. Например, в Саратове для перевозки рыбы каждую осень нанимали до 22 тыс. грузчиков, а зимой – до 80 тыс. подвод. Со временем многие сезонные работники становились постоянными городскими жителями. Часть крестьян, осевших в городе, занималась мелкой торговлей, ремеслами, содержанием постоялых дворов. Некоторые записывались в городские сословия мещан и ремесленников, а разбогатевшие – даже в купечество.

Крупнейшим городом не только края, но и всего Поволжья к середине XIX в. стал Саратов, важный торговый и промышленный центр и транспортный узел региона. В конце 50-х гг. в нем проживали более 72 тыс. жителей.

Из уездных городов выделялся купеческий Вольск (свыше 24 тыс. населения). Другие уездные города развивались медленнее. Так, в Петровске в 1860 г. проживало около 9400 человек, в Аткарске - немногим более 6 тыс. В условиях феодально-крепостнической России они оставались глухими провинциальными городками, жители которых занимались сельским хозяйством и мелкой торговлей.

Сельское хозяйство Основным занятием населения края оставалось сельское хозяйство. Дальнейшее освоение территории, повышение рыночного спроса на хлеб привело к быстрому развитию хлебопашества, увеличению посевных площадей. Если в начале XIX в. в губернии засевалось около 2,5 млн. десятин, то в 1845 г. – уже 3,6 млн. За короткий срок наш край превратился в одного из главных поставщиков хлеба, в первую очередь пшеницы на всероссийский внутренний рынок.

Темпы развития земледелия в крае, как и во всей России, сдерживались примитивными сельскохозяйственными орудиями труда и отсталыми системами полеводства. Соха, деревянная борона, коса, грабли, серпы по-прежнему применялись и в крестьянском, и в помещичьем хозяйствах. Лишь в Заволжье при распашке целинных земель крестьяне, купцы и помещики использовали однолемешный плуг, в который впрягали до 5-6 пар волов. Трехполье по-прежнему господствовало на полях крестьян и большинства помещиков. Примитивная обработка почвы, отсталая система полеводства, полная зависимость от капризов погоды сильно влияли на урожайность. С 1822 по 1861 гг. в Саратовском крае урожайными были всего семь лет.

Скотоводство было развито в Николаевском и Новоузенском уездах, где сохранились большие площади нераспаханных земель. Зажиточные крестьяне имели здесь от 10 до 100 голов рабочего скота на двор, используя его для распашки, посева, уборки обширных полей. Выращивали скот и для продажи на ярмарках. Крупные помещики Правобережья занимались разведением тонкорунных овец.

По мере заселения Саратовской губернии и роста неземледельческого населения все больше распространялось огородничество и садоводство, приобретавшие на прилегающих к поволжским городам территориях товарный характер. В южной части губернии развивалось бахчеводство. В 50-х гг. стала распространяться такая масличная культура, как подсолнечник. Успешно развивалось и табаководство, которым занимались немецкие колонисты.

В 30-40-х гг. в сельском хозяйстве края все более развиваются капиталистические отношения, в первую очередь в Заволжье и южных уездах Правобережье, где основное население составляли государственные крестьяне, а помещичье землевладение получило слабое развитие. В Саратовском крае появляется много разбогатевших крестьян, купцов и других «разночинцев». Они сосредоточивали в своих руках землю, скупая и арендуя ее у помещиков и казны. Так, саратовский мещанин И.Устинов арендовал в 1836 г. 21 тыс. десятин, удельный крестьянин Пушкарев – 17 тыс. десятин, саратовский купец Журавлев – более 121 тыс. десятин Уральской степи. Подобные крупные хозяйства поставляли большое количество зерна и скота на рынок. В них широко использовался труд наемных работников. В то же время масса крестьян страдала от малоземелья, имея душевой надел ниже среднего уровня – менее 7 десятин. Поэтому некоторые обедневшие крестьяне вынуждены были идти в батраки к зажиточным односельчанам. Хлеб и скот для продажи поставляли и помещики. Так, из саратовских поместий княгини М.В. Кочубей в 1838 г. было продано около 220 тыс. пудов ржи, пшеницы, овса, более 3 тыс. овец и 3 тыс. пудов шерсти. Степень эксплуатации в крепостных селениях становилась настолько высокой, что приводила к обеднению крестьянских хозяйств. Это, в свою очередь, сказывалось на падении доходности поместий. Поэтому неизбежным выходом из сложившейся ситуации становилась ликвидация крепостнической системы.

Промышленность Рост спроса на внутреннем рынке страны на продукцию сельского хозяйства создавал благоприятные условия в крае для развития ряда отраслей перерабатывающей промышленности. Саратовская губерния занимала одно из первых мест в стране по производству спирта и водки. Изготовлявшие эту продукцию «винокуренные заводы» принадлежали богатым помещикам. В начале 50-х гг. 17 винокуренных «заводов» поставляли ежегодно для казны более 3 млн. ведер водки. Другой отраслью также преимущественно дворянского предпринимательства было суконное производство. К середине века в губернии действовало 13 суконных вотчинных «фабрик». На них, как и на винокуренных предприятиях, применялся в основном труд крепостных. Изготовлялось преимущественно грубое сукно из овечьей шерсти, которое скупала по твердым ценам казна для пошива солдатских шинелей.

Остальные предприятия перерабатывающих отраслей – салотопенной, кожевенной, мукомольной, табачной, маслобойной (производство подсолнечного масла), горчичной – в основном принадлежали купцам, мещанам, крестьянам, немецким колонистам. Во всех уездах преобладало мелкое товарное производство, хотя в Саратове, Вольске, в некоторых других городах и крупных селениях появлялись и сравнительно крупные купеческие предприятия. Так, вольским купцом Курсаковым в селе Березове Николаевского уезда на реке Большой Иргиз была устроена водяная мельница с 20 жерновами, приносившая хозяину огромный годовой доход - до 30 тыс. руб. серебром.

Медленно, но развивалась промышленность Саратова. В 1830 г. на 58 салотопенных, сарпинковых, металлообрабатывающих и других предприятиях трудились 713 постоянных и до 400 сезонных работников. Все саратовские предприятия, за исключением дворянской чулочной мануфактуры, использовали труд вольнонаемных работников. Промышленная продукция сбывалась в губернии и за ее пределами.

Торговля и транспорт Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности позволило Саратовской губернии занять видное место на складывающемся всероссийском рынке. Основной формой торговли по-прежнему была ярмарочная. Сеть ярмарок в первой половине XIX в. непрерывно распространялась на осваиваемые территории. Если в начале столетия их насчитывалось в крае всего лишь 30, то в 1861 г. (с учетом Заволжья) уже 216. Большинство ярмарок, как сельских, так и городских, были мелкими и обслуживали небольшие территории. Крупнейшей ярмаркой Саратовского Поволжья считалась Покровская в Новоузенске, на которой продавались тысячи голов скота.

В Саратове и Вольске начинает развиваться постоянная торговля в гостиных дворах, торговых рядах, магазинах, лавках. Ассортимент товаров в них стал более разнообразным – от соли и рыбы до дамских модных костюмов, хрустальной и фарфоровой посуды, детских игрушек. Одновременно в Саратове сокращалась ярмарочная торговля. С 1838 по 1858 гг. привоз товаров на саратовскую Введенскую ярмарку сократился в 15 раз.

Важнейшей статьей торговли края был хлеб. Крупные партии пшеницы отправлялись вверх по Волге до Москвы и Петербурга; ржаная мука и овес поступали в Астрахань и на Дон. Большие хлебные поставки осуществляла казна для Кавказской армии; через порты Балтийского и Черного морей саратовская пшеница продавалась за границу. Хлебная торговля находилась в руках скупщиков, приобретавших хлеб у крестьян по низким ценам, а затем перепродававших его крупным купцам, ведущим оптовую торговлю. В 50-х гг. известными поставщиками пшеницы и ржи были саратовские купцы – Мордовцев, Зайцев, Удалов и вольские – Брюханов, Курсаков, Плигин. Капиталы некоторых из них исчислялись миллионами. Так, торговый оборот вольских купцов в одном лишь селе Балаково, являвшемся в 50-х гг. центром пшеничной торговли значительной части Заволжья, достигал 10 млн. руб.

Край поставлял на всероссийский рынок и продукцию животноводства: скот, кожи, сало, шерсть. Традиционными товарами оставались рыба и соль. На продажу поступала продукция отраслей перерабатывающей промышленности: выделанная кожа и кожаные изделия, подсолнечное масло, горчица, табак, хлопчатобумажная ткань – сарпинка и другие товары. В свою очередь, в край из центральных и уральских губерний поступали изделия российской промышленности, лес, металл. Через территорию Саратовского края шла транзитная торговля центра и юга страны, а по Волге и Каспийскому морю - внешняя торговля с Персией и Средней Азией.

Расширение товарного рынка требовало и развития транспорта. Но сухопутная торговля велась по старым грунтовым дорогам, которые не могли использоваться осенью и весной из-за грязи. Недостатком гужевого транспорта была также его медлительность и дороговизна. Изменения происходят лишь на водном транспорте. В 1818 г. на Волге появился первый пароход. А с 40-х – 50-х гг., когда начали создаваться пароходные общества («По Волге, «Меркурий», «Самолет» и другие), пароходы стали постепенно вытеснять суда старых конструкций, а заодно и бурлаков.

Вопросы и задания

1.Выделите территорию Саратовского края, которая заселялись в этот период. Каково было положение переселенцев?

2.Охарактеризуйте развитие сельского хозяйства Саратовского края.

3.Какие отрасли промышленности получили наибольшее развитие в губернии и почему?

4.Какие товары поставлял Саратовский край на всероссийский рынок?

Документ

Из воспоминаний саратовского помещика В.А. Шомпулева об облике Саратова

Начало 40-х гг. XIX в.

Кому приходилось быть в Саратове в начале сороковых годов, тот, конечно, помнит его далеко не таким как теперь, когда называют его столицей Поволжья. Немощенные улицы этого города были в летнее время покрыты на четверть пылью, а весной и осенью жидкой грязью на пол–аршина и именно в той части города, которая имеет такой благоустроенный и красивый вид; второстепенные же улицы были менее грязны потому, что значительная часть их заросла густой травой. Главные улицы имели узенькие деревянные тротуары и изредка стоявшие фонари, тускло освещавшиеся конопляным маслом. Но все это не особенно затрудняло жителей, потому что почти каждый маленький чиновник имел лошадь и экипаж, в виду крайней дешевизны сельских продуктов и возможности иметь недорогую прислугу из оброчных помещичьих крестьян. О водопроводе тогда, конечно, не было и речи, вода развозилась бочками из Волги по крутым ее берегам, а на случай пожара существовали в нескольких частях города какие–то деревянные с решетками бассейны, наполненные водой, покрытой вонючей зеленью.

Бородатые малограмотные из купцов городские головы, носившие в парадных случаях длиннополые кафтаны с бархатным воротником золотого шитья, особого фасона фуражки с козырьком и на боку саблю в кожаных ножнах, разъезжая по городской пыли и грязи, почему – то совсем не обращали внимания на благоустройство города, хотя Саратов со времен Петра I имеет и до ныне 80 000 десятин земли.