Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебн.1.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
836.1 Кб
Скачать

Вопросы и задания

1. Что изменилось в административном устройстве края на рубеже XVII – XVIII вв.?

2. Какие правительственные мероприятия и как способствовали экономическому развитию города и окрестностей?

3. Играл ли Саратовский край серьезную роль во внешней политике Петра I? Свое мнение обоснуйте фактами.

4. 20 июня 1722 г. галера Петра I причалила к пристани Саратова. Вы находитесь в свите императора. Расскажите о своих впечатлениях о городе.

§ 6. Саратовский край в середине XVIII в.

Административный статус края. В 1728 г. в связи с эпидемией в Нижнем Поволжье Саратовский край отошел к Симбирской провинции, но в 1734 г. вновь вернулся в состав Астраханской губернии. В 1769 г. была образована Саратовская провинция, и Саратов впервые стал административным центром обширной территории. К середине XVIII в. город вышел за пределы крепостных укреплений, которые были срыты, а в нем проживало уже более 10 тыс. жителей.

Промыслы Саратовского края. Торгово-транспортное значение Саратовского края в экономике страны постепенно повышалось. Каждую навигацию к саратовской пристани приходило несколько сотен судов. Через Саратов пролегали торговые пути к яицким казакам, калмыкам, Астрахани и Москве.

В первой половине XVIII в. особую известность приобрел волжский рыбный промысел. Наибольшим спросом пользовалась красная рыба: белуга, осетр, севрюга, стерлядь. В 1740-е гг. саратовская городская рыбная контора ведала водами от с. Сосновый Остров (ныне Хвалынск) до Песчаного острова (в 80 верстах от Астрахани). В 1750 г. из Саратова на 7870 подводах было отправлено в 36 городов России 204 тыс. пудов рыбы. Весь берег Волги у Саратова занимали рыбные амбары.

Однако к 1763 г. за городским магистратом остались только саратовские воды. К тому же в результате хищнического лова запасы пород красной рыбы стали сокращаться и уже с начала 1760-х гг. саратовские и царицынские ловли стали считаться малодоходными, поэтому центр рыбного промысла смещается в низовья Волги и северную часть Каспийского моря.

Тем не менее Саратов продолжает оставаться центром транзита рыбной продукции. Добычу рыбы, а также торговлю ею в середине XVIII в. держали в своих руках крупные саратовские, московские, нижегородские и коломенские купцы, создававшие подчас купеческие компании.

В эти же годы Саратов становится крупным центром по вывозу соли. В 1749 г. из Самары в Саратов было переведено Соляное комиссариатство (орган управления добычей и распределением соли на оз. Эльтон), переименованное позже в Низовую соляную контору.

В 1760-е гг. обычными для Саратовского Заволжья были «беспрерывные обозы, взад и вперед идущие, и вся почти степь покрыта была пасущимися волами». Кроме того, часть соли перевозилась по воде на казенных и частных судах. В Саратове и на луговой стороне, около Покровской слободы (ныне Энгельс) строились многочисленные соляные склады и амбары, которые составляли главное богатство города.

В 1760-е гг. в Саратове насчитывалось около 20 саратовских купцов-подрядчиков. Занимались подрядами и отдельные аристократы (Гагарины, Нарышкины, Голицыны и др.), которые действовали через своих поверенных.

Сельское хозяйство в Саратовском крае. Земледелие в Саратовском крае развивалось неравномерно. Более интенсивно распахивались земли северных и северо-западных частей края, которые заселились ранее других. В 1760-х—1780-х гг. в ходе колонизации земледелие распространилось на центральные и западные районы края, на междуречье Хопра и Медведицы, а также правобережье и, отчасти, левобережье. Позже в хозяйственный оборот были введены южные земли (будущие Камышинский и Царицынский уезды). За период с 1764 г. по 1771 г. посевные площади в Саратовском округе выросли более чем в шесть раз и составили 12660 десятин.

Однако крестьянское хозяйство в основном имело натуральный характер. Кроме того, при изобилии плодородных земель у переселенцев не было достаточно средств для увеличения производства зерна. Поэтому в городах края — Саратове, Царицыне, Дмитриевске своего хлеба не хватало.

Сеяли главным образом «серые хлеба» — рожь, овес, а также ячмень. Эти культуры составляли 75–80% всех посевов. Остальное приходилось на пшеницу, гречу, просо, полбу. В небольших количествах сеяли горох, чечевицу, коноплю, лен.

В новом крае утверждалась трехпольная система земледелия, а в Заволжье и некоторых местах южной части Правобережья применялась переложная система. Однако даже при невысокой технике и культуре земледелия плодородные саратовские земли давали неплохие урожаи. Средним урожаем считался сам — 3–4 (соотношение посеянного и собранного зерна). При хороших урожаях рожь, пшеница, и особенно овес давали сам — 5–6.

Промышленность. В 1720-е гг. в Саратове возникли ремесленные цехи. В 1744 г. в них числилось 960 ремесленников, которые составляли около 47% всего посадского населения.

В середине века предпринимаются попытки развить мануфактурное производство. В 1764–1769 гг. А. Вердье и Э. Форшпрехер основали шелковую и чулочную «фабрики», Ф. Палис — шляпную, Ж. Робино — мыловаренный «завод». Это были сравнительно небольшие предприятия мануфактурного типа с числом работников от 5 до 30 чел. На чулочной «фабрике», например, было всего три станка.

В записках графа В. Орлова отмечено, что в Саратове есть шляпная и чулочная мануфактуры, но шляпы продаются дорого, и «расход ими здесь не очень велик», и вообще «обе упомянутые фабрики не важны, особенно чулочная, в которой мало и работников и товара делается». Во время пожара 1774 г. мануфактуры сгорели.

Главной отраслью мануфактурного производства в Саратове в дальнейшем становится производство канатов, веревок и прочих снастей, необходимых для волжского судоходства. В 1775 г. в Саратове было три канатные мануфактуры, располагавшихся за городом. Сырье для них получали из Калуги, Шацка, Арзамаса.

Во второй половине 1770-х гг. в немецких колониях начинает развиваться сарпиночное производство, привнесенное сюда из Сарепты.

Колонизация Саратовского края. В XVIII в. поволжские земли осваивались с одной стороны беглыми, с другой – переселенцами. По рекам Волге, Дубовке, Иловле, Терсе, Карамышу, Хопру и Медведице появились целые деревни беглых из центральных областей России.

Среди беглых было немало раскольников, преследовавшихся официальной церковью. Они создали в Заволжье, по рекам Большому Иргизу, Малому Иргизу, Караману и Узеням старообрядческие скиты, а затем селения.

Рост дворянского и монастырского землевладения на национальных окраинах, в частности в Мордовии, дал толчок массовым побегам на юг. Многие беглецы осели в лесистой правобережной части края, другие — на левом берегу — по рекам Большой и Малый Иргизам, основав новые селения. В северной части края образовалась широкая полоса, заселенная в основном коренными народами Среднего Поволжья.

Правительство для поимки беглых направляло военные команды. Так, в 1742–1743 гг. в Саратове и его уезде, по  Волге на судах и в хуторах было выявлено до пяти тыс. вольных поселенцев. В 1758 г. в северной лесистой части края было обнаружено «всякого многобродного народа» также до пяти тыс. человек, причем многие жили в ясачных селах и деревнях. На реке Карамыш скопилось до тысячи беглых, называвших себя казаками и солдатами, 600 из них жили в укрепленном городке, который был уничтожен розыскной командой.

В вольном освоении края определенная роль принадлежала и городам — Саратову, Петровску, Царицыну, Дмитриевску (Камышину). На городских землях возникали хутора, принадлежавшие дворянам, чиновникам, казакам, посадским. Большинство владельцев и даже городские власти укрывали на них беглых, используя их как дешевую рабочую силу. Кроме беглых в города, пригородные слободы и хутора в весенне-летний период стекались «наймиты» — оброчные, ясачные, казенные крестьяне. Полных сведений о количестве и составе сезонных наемных работников нет, но некоторые саратовские рыбопромышленники и судовладельцы имели по 400–600 наемных работников.

Многие сезонные отходники со временем становились постоянными жителями городов и сел. Более состоятельные лица, занимавшиеся торговлей, записывались в купцы. Так, с 1763 г. по 1772 г. в Саратове было записано в купечество 40 душ мужского пола торгующих крестьян, в т. ч. из Московской, Пензенской, Нижегородской и Симбирской провинций.

Важная роль в заселении края принадлежала правительственной колонизации. В 1734 г. указом императрицы Анны Иоанновны на Волгу для несения сторожевой службы вдоль Царицынской сторожевой линии было переведено 1057 семей донских казаков, образовавших Волжское казачье войско. Центром войска стала станица Дубовка. Казакам были даны некоторые льготы: право свободной торговли, курения для себя вина, ловли рыбы на отведенных участках Волги и др.

По-прежнему правительство выделяло земли в крае служилым татарам, мордве, чувашам, обязывая их нести сторожевую службу в регионе. К середине XVIII в. почти все татары, мордва, чуваши, в т. ч. и беглые, были записаны в разряд служилых.

С 1747 г. в Саратовском крае появились украинцы-чумаки, привлеченные сюда выгодными заработками на перевозке соли с оз. Эльтон. Увеличил приток украинского населения указ 1763 г., дававший солевозчикам определенные льготы при поселении в крае. Украинцы обживали в основном южную и юго-восточную части края. На территории будущих Саратовского, Камышинского, Аткарского, Балашовского, Царицынского уездов возникло свыше ста украинских слобод, сел и хуторов. Наиболее крупной из них стала Покровская слобода. Общее количество солевозчиков (без членов их семей) выросло до 4 тыс. чел.

Манифестами Екатерины II от 4 декабря 1762 г. и 22 июля 1763 г. для освоения пустующих земель были приглашены иностранцы. Всего в Россию с 1763 г. по 1772 г. прибыло более 30 тыс. колонистов, из которых 26 тыс. были отправлены на поселение в район Саратова. Большинство из них было выходцами из немецких государств, но встречались также швейцарцы, французы, голландцы, поляки, шведы и др. Более половины из них были крестьянами, остальные представляли около 150 различных профессий. В религиозном плане колонисты принадлежали к трем основным конфессиональным группам: лютеран, католиков и реформатов.

Каждая семья колонистов получала приблизительно 36,2–36,3 десятины удобной для использования земли, денежную ссуду, отсрочку на 30 лет от уплаты налогов и другие послабления. Для управления колониями в Саратове в 1766 г. была создана Контора опекунства иностранных.

Главным занятием колонистов, как и русских крестьян, было земледелие. В правобережных колониях важной статьей зернового производства являлась рожь, для внутреннего потребления выращивались картофель, ячмень и горох. Значительные посевные площади, как в Левобережье, так и в Правобережье отводились под овес, который шел на корм лошадям, основной тягловой силе в хозяйствах колонистов. Главное внимание уделялось выращиванию табака, получившему быстрое распространение в 26 колониях вокруг Екатериненштадта (ныне – г. Маркс). Дополнением к земледелию в колониях были домашние промыслы.

В середине XVIII в. раздача земель дворянам продолжилась, они не только получали казенные земли в виде пожалований, но и покупали их. Манифест 1765 г. о Генеральном межевании поощрял такую продажу земель по низким ценам — 1 рубль за десятину без леса и 2 рубля за десятину со строевым лесом. Он закреплял за помещиками и все предыдущие прямые и косвенные захваты земель без предъявления каких-либо документов при условии такой же оплаты.

В заселении края участвовали и монастыри, которые получали здесь земли и переводили на них крестьян, а также принимали беглых. К середине столетия 24 монастыря имели в Саратовском Поволжье 36 вотчин, в которых проживали более 10 тыс. крестьян.

В результате за короткий срок в Саратовском крае образовалось 639 населенных пункта с населением до 200 тыс. человек.