Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебн.1.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
836.1 Кб
Скачать

Вопросы и задания

1. Докажите, что либеральные преобразования 1860-х гг. повлияли на развитие народного образования в Саратовском крае.

2. Здания каких учебных заведений, основанных во второй половине XIX в., сохранились до наших дней и что в них сейчас расположено?

3. Расскажите о прославленных ученых второй половины XIX в., связанных с землей Саратовской.

4. Какие изменения произошли в развитии культуры края?

5.Определите, о каком событии идет речь, и продолжите рассказ: «29 июня 1885 г. вы находитесь в толпе саратовцев, собравшихся на Театральной площади перед новым зданием из красного кирпича. Двери открываются…»

Документы

1. Из статьи в «Саратовском календаре» о положении в Саратовской губернии

1888 г.

<…> В отношении образования, в губернии до 1000 разных учебных заведений, в том числе более 500 сельских школ; учащихся свыше 100 тыс. чел. Из числа учебных заведений поименуем: институт для девиц, 2 гимназии мужских и 2 женских, 3 прогимназии, 3 реальных училища, две духовные семинарии (православная и католическая), 1 учительская семинария, земледельческое, ремесленное училища, 5 духовных училищ и 1 женское епархиальное.

К этому надо сказать, что Саратовская губерния по своему гражданскому устройству никогда не была выделяема из числа прочих центральных губерний и обладает всеми новыми учреждениями, созданными императором Александром II, а также и вновь созданными на благо населения в наше время, например, дворянским и крестьянским банками.

Довольно ли, однако, у нас сделано для процветания губернии? Нет.

Народных школ еще мало, нет почти ремесленных учебных заведений, зато чересчур много кабаков; нет благоустроенных грунтовых дорог; реки наши заброшены; из наших городов живут некоторою жизнью 4 – 5, а остальные прозябают.<…>

Глава IV. Саратовская губерния в начале XX в.

§ 17. Край на рубеже веков

Административно-территориальное деление. В конце XIX – начале XX вв. Саратовская губерния занимала 13-е место по площади среди европейских губерний России. По своим размерам она была вполне сопоставима с рядом европейских государств: немного уступала по площади Португалии, но превосходила Данию, Грецию, Бельгию, Швейцарию и некоторые другие страны.

Губерния состояла из 10 уездов. Ее северную часть составляли Хвалынский, Вольский, Кузнецкий, Петровский и Сердобский уезды, сравнительно небольшие по площади. В центральную группу входили многоземельные Саратовский, Балашовский и, самый обширный в губернии, Аткарский уезды. На юге губернии находились вытянувшиеся вдоль Волги Камышинский и Царицынский уезды. Но даже крупнейший из уездов Саратовской губернии значительно уступал по размерам отошедшим к Самарской губернии Николаевскому и особенно Новоузенскому уездам. Уезды делились на волости. По данным 1913 г., в губернии было 293 волости.

Сложившееся еще в начале XIX в. деление губернии на 10 уездов давно уже не соответствовало новым демографическим и экономическим реальностям. Некоторые саратовские губернаторы предлагали увеличить количество уездов, однако их доводы не были восприняты правительством.

Население. По плотности населения Саратовская губерния не относилась к числу наиболее заселенных. Выше плотность населения была в северных уездах и менее всего – в Заволжье.

Население губернии в начале XX в. значительно выросло. Если в 1897 г. в ней проживали 2,4 млн. жителей, то в 1913 г. – около 3,3 млн. По данным 1913 г., сельское население составляло свыше 2,7 млн. человек, или 82% всех жителей губернии.

Население края было многонациональным. Во всех уездах Саратовской губернии преобладало русское население. Второй по численности этнической группой были поволжские немцы – 6,9% всего населения. В пределах Саратовской губернии они компактно проживали в Камышинском уезде и небольшими группами – в Аткарском и Саратовском, а в Самарском Заволжье — в Новоузенском и Николаевском уездах. Украинцы (6,2%) жили в центральных и южных уездах, мордва (5,2 %) и татары (3,9%) располагались, главным образом, в северной части края. Чуваши и прочие национальные группы составляли всего 1% населения.

Как и в предшествующий период, все население делилось по сословному признаку. Так, в 1913 г. духовенство и дворяне составляли соответственно 0,5% и 0,4% населения губернии, крестьяне – 73,2%, мещане – 8,6%.

В этот период быстро возрастает подвижность населения, особенно сельского. С конца XIX в. росла эмиграция из Поволжья в Сибирь и некоторые другие регионы, а также за пределы государства, главным образом в Америку. Особенно заметным было это явление среди немецкого населения Камышинского уезда. Основной причиной массовой эмиграции немецких крестьян за границу было их малоземелье. Эмиграция захватила и сравнительно многоземельное Заволжье.

Многие крестьяне уходили на заработки в другие селения, уезды и за пределы губернии. Центрами притяжения отходников становились поволжские города и крупные селения, где стремительно развивались торговля, промышленность, транспортная сеть.

Перепись населения в 1897 г. констатировала, что только 40% процентов жителей Саратова родились в этом городе, а остальные 60% появились в нем, переселившись из уездов и других губерний страны. В 1897г. в нем проживали 137 тыс. человек. По числу жителей Саратов был третьим городом России (в ее современных границах) и крупнейшим городом Поволжья.

В 1913 г. население Саратова составляло уже около 242 тыс. человек. За ним по количеству жителей следовали Царицын (132 тыс.) и Вольск (более 40 тыс.). В то же время некоторые крупные поволжские селения значительно превосходили свои уездные центры. Так, в селе Балаково в 1909 г. жили 23 тыс. человек, тогда как в Николаевске – всего 15 тыс. В слободе Покровской, ставшей в 1914 г. безуездным городом, проживало около 40 тыс. человек. В 1911 г. Балаково было преобразовано из села в город.

Таким образом, в конце XIX – начале XX в. шел отток части селян за пределы губернии, и даже страны. В то же время за счет крестьян-отходников быстро росло население крупных городов и селений, порой не уступавших городам, как по численности жителей, так и по своему экономическому потенциалу.

Положение рабочих и крестьян. Общая численность работников фабрично-заводской и мелкой кустарной промышленности Саратовской губернии накануне первой мировой войны достигла 93 тыс. человек. В губернии было большое количество временных, сезонных рабочих. В летнее время в деревню уходила даже часть рабочих больших фабрик, еще тесно связанная с деревней.

В отдельных производствах применялся низкооплачиваемый труд женщин и детей. На кирпичных и горчичных предприятиях женщины составляли до 35% работников, на суконных – 28%. Процент детей среди рабочих был высок на конфетной фабрике (48%), на стекольных заводах (40%), в типографиях (19%). Зарплата женщин и подростков была значительно меньше. Так, в типографиях мужчина получал в месяц 23 рубля, а подросток – 3–6 рублей.

Реальная зарплата рабочих снижалась и из-за многочисленных штрафов. На саратовских предприятиях в начале века существовало более двух десятков различных видов штрафов.

Особенно тяжелыми были условия труда. Рабочий день на предприятиях Саратовской губернии составлял 9–12 часов. На чугунолитейных и сталелитейных заводах работа производилась в две смены по 12 часов. 12-часовой рабочий день был и на маслобойных предприятиях. Крайне тяжелыми и вредными для здоровья были условия труда на табачных фабриках

Рабочие в то время не получали пособий по болезням, инвалидности, старости. Они не имели права на проведение стачек и создание профсоюзов. Организация стачек была запрещена законом, а организаторы и участники их подвергались увольнениям с работы, арестам, высылке и даже ссылке.

Малоземелье, высокие арендные цены, неурожаи разоряли многих крестьян. При потребности нормального крестьянского двора не менее чем в 15 десятинах земли, в 1905 г. средний надел бывших помещичьих крестьян составлял 5,3 десятины, бывших удельных – 9,8, бывших государственных – 12,5. Накануне первой русской революции бедняцкие хозяйства составляли 51% крестьянских дворов, хозяйства зажиточных крестьян – почти 24%. Социальная напряженность в деревне нарастала.

Для малоземельных крестьян земледелие едва обеспечивало проживание в год средней урожайности. Платежи крестьян поглощали от 34 до 41,2% их дохода. В итоге, по признанию губернатора П. А. Столыпина, в Балашовском уезде «в состоянии хронического голодания» находилось до 50% крестьян. По его свидетельству, «средний урожай потребностей не удовлетворяет. Целые деревни занимаются профессиональным нищенством». Крестьяне были бесправным сословием и находились в полной зависимости от местного начальства и полиции. Такое положение вынуждало рабочих и крестьян подниматься на борьбу за свои права.

Рабочее движение. Начало XX в. характеризовалось повышением активности различных слоев российского общества, как в столичных городах, так и в провинции. Усиливается рабочее движение. Рабочие губернии подавали жалобы я действия фабрикантов в фабричную инспекцию. В 1900 г. в инспекцию поступили жалобы от 325 рабочих, из них 153 – коллективные, в 1902 г. – 705, в том числе 448 – коллективные.

Другое средство борьбы – стачки. В апреле 1900 г. вспыхнула забастовка на Урало-Волжском металлургическом заводе в Царицыне. Завод принадлежал французским предпринимателям, технический персонал также состоял преимущественно из специалистов-французов. Стачечники жаловались, что за одинаковую работу русским рабочим платили, по сравнению с французскими, в два раза меньше. Забастовщики потребовали повышения зарплаты, уравнения в правах, обеспечения родниковой водой, увольнения за грубое обращение двух французских мастеров и одного русского инженера. Администрация предприятия была вынуждена удовлетворить требования более тысячи стачечников.

Летом 1901 г. произошли забастовки в железнодорожных мастерских и на нескольких заводах Саратова. В целом стачечное движение было разрозненным, носило экономический характер и не всегда заканчивалось победой рабочих. Так, на заводе Беринга 38 стачечников были арестованы, а 25 уволены.

Важной вехой в развитии рабочего движения стала майская демонстрация 1902 г. Демонстрация состоялась в выходной день 5 мая. В ней приняли участие около двухсот человек. Демонстранты несли три красных знамени с призывами: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Да здравствует народное правление!», «Долой самодержавие!», «Работы для безработных!» и одно черное с надписью: «Вечная память герою» (в память об эсере Степане Балмашеве, казненном накануне за убийство министра внутренних дел Сипягина).

Более 50 человек были арестованы и преданы суду. За организацию и участие в демонстрации 7 человек были приговорены к бессрочному поселению, трое – к тюремному заключению.

Крестьянское движение в крае. В начале XX в. наблюдается брожение и в деревне. Уже в 1900 г. в Поволжье наблюдается рост поджогов помещичьих усадеб. По сведениям министерства юстиции, в 1900 г. в Самарской губернии было устроено 82 пожара, в Саратовской – 93. По неполным данным, в 1901–1904 гг. в губернии произошло не менее 273 выступлений крестьян, которые приобретали различную форму. Наряду с поджогами, которые составили 3/4 выступлений, крестьяне практиковали потравы помещичьих посевов, лугов и пастбищ, захваты их земли. Большая часть выступлений приходилась на Аткарский, Балашовский, Петровский и Сердобский уезды.

Неудачный ход русско-японской войны привел к росту недовольства правительством. Снова начали активно выступать рабочие, в Саратове состоялась демонстрация протеста против войны. В деревне участились случаи «оскорбления особы государя», крестьяне нередко укрывались от призыва.

В целом рабочие и крестьянские выступления начала 1900-х годов явились прелюдией к первой российской революции.

Расстановка общественно-политических сил. В Саратовской губернии действовали местные организации РСДРП и партии эсеров. По признанию одного из участников, «в то время резкой грани между двумя группами не было». Либерально настроенные общественные деятели симпатизировали революционерам, не делая различия между ними.

В Саратове в 1900—1901 гг. среди социал-демократов царил разброд, обособленно действовал ряд групп. Под влиянием газеты «Искра» весной 1902 г. был создан комитет РСДРП. Он смог объединить социал-демократов. К 1905 г. были созданы организации РСДРП в Саратове, Балашове, Аткарске, Камышине, Ртищево, Покровских железнодорожных мастерских. В саратовской организации РСДРП преобладали большевики. Социал-демократы выпускали листовки, распространяли «Искру» и нелегальную литературу. Только зимой 1902-1903 гг. отпечатали и распространили около 33 тыс. листовок и прокламаций.

Саратовская организация партии эсеров была одной из наиболее крупных. Она отличалась от других эсеровских организаций большим удельным весом крестьян и рабочих. К 1905 г. существовали комитет эсеров в Саратове и группа в Камышине. Часть эсеров выступала за совместные действия с социал-демократами. С 1902 г. эсеры усилили свою деятельность среди крестьян. Они распространяли литературу, создавали крестьянские братства. К 1905 г. эсеры опережали социал-демократов в своем влиянии на крестьянство.

Недовольство внутренней политикой правительства привело к усилению либеральной оппозиции, к которой принадлежали адвокаты, земские гласные, служащие. В 1904 г. в губернии была создана местное отделение «Союза освобождения», первой нелегальной общероссийской либеральной организации.

В 1900-х годах произошло усиление либеральной группы в местном земстве. На съезде земских деятелей в Петербурге в ноябре 1904 г. саратовцы примкнули к большинству. В принятой резолюции земцы выступали за демократические свободы, неприкосновенность личности и жилища, политическое и гражданское равноправие, ответственность должностных лиц перед законом, введение в России законодательного народного представительства (парламента). С ноября 1904 г. в России началась «банкетная кампания». Инициаторы кампании стремились к созданию широкого оппозиционного движения на основе конституционных требований. Как повод использовались ужины в виде банкетов, различного рода вечера (музыкальные, благотворительные). По неполным данным, в губернии (преимущественно в Саратове) состоялось 2 банкета и 11 вечеров и собраний. В них приняли участие не менее 8,5 тыс. человек, в том числе студенты, учащиеся, служащие различных учреждений, адвокаты.

9–10 января 1905 г., еще до известия о событиях в Петербурге, губернское земское собрание почти единогласно поддержало резолюцию ноябрьского съезда в Петербурге, дополнив ее требованиями свободы стачек и проведения демократических выборов. Позиция, занятая собранием, свидетельствовала об остром недовольстве дворянства правительственной политикой.

В конечном итоге усилия социал-демократов, эсеров, либералов дали результаты во время революции 1905–1907 гг.