Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебн.1.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
836.1 Кб
Скачать

Вопросы и задания

1. Докажите, что крестьянское движение в Саратовском крае на всех этапах революции по своему размаху превосходило общероссийский уровень.

2. Используя текст учебника и материал документа, расскажите о политической жизни Саратовской губернии в различные периоды революции?

3. Какую роль в развитии событий 1905–1907 гг. играли профессиональные союзы?

Документы

1. Из воспоминаний и. Я. Славина о местных политических партиях

Немедленно вслед за Манифестом 17 октября 1905 года у нас в Саратове, как и везде по всей России, началась партийная работа в виду предстоящих выборов в Государственную думу, назначенных на конец марта 1906 года. Появились печатные партийные воззвания, программы, платформы. Начался организационный процесс формирования партий <...> конспиративный «Союз освобождения» <...> с объявлением октябрьских свобод развернулся в партийный кадетский центр. <...> Кадетская партия была легализована и работала открыто. Партии левее кадетской (социалистов-революционеров, социал-демократов, народных социалистов и трудовики) не были легализованы и работали подпольно.

<...> Кадеты и их социалистические «друзья и союзники слева» представляли собою в ряду наших политических партий левое крыло, левые течения среди избирателей, которых не удовлетворила «конституция» 17 октября 1905 года, они шли дальше ее и в этом смысле предъявляли требования в своих платформах.

В противовес им создалась крайняя правая, которая не мирилась с этой «конституцией» по иным, совершенно противоположным причинам: в Государственной думе графа Витте 17 октября 1905 года она усматривала дерзновенное, кощунственное посягательство на исконные вековые прерогативы царского самодержавия и называла эту реформу «Виттовой пляской». У нас в Саратове эта правая крайняя правая партия сорганизовалась в виде «Союза русского народа». <...> основными и руководящими его лозунгами являлись старые, консервативные заветы: «Самодержавие, православие, народность».<...> В Саратове к партии октябристов примкнули многие представители буржуазии и интеллигенции. <…> Проявляли деятельное сочувствие и некоторые представители торгово-промышленного класса <...>.

§ 20. Саратовский край в 1907–1914 гг.

Общественная жизнь губернии в 1907—1909 годах. После поражения революции 1905—1907 гг. преследованиям подвергались разнообразные общества и организации. Так, в Саратовской губернии вследствие арестов, давления полиции, противодействия предпринимателей число профсоюзов резко сокращается. Из 32 зарегистрированных в 1906 г. в губернии профсоюзов к концу 1909 г. уцелело всего 2.

Буржуазия начала экономическое наступление на трудящихся. Хозяева заводов и фабрик снижали заработную плату, увеличивали рабочий день, сокращали производство и увольняли рабочих. В 1907 г. в Саратове насчитывалось боле 5 тыс. безработных.

Стачечная активность рабочих резко снизилась. Страх перед увольнением, опасение ареста не позволили рабочим активно защищать свои права. Если в 1906 г. в Саратове бастовали 61,2% рабочих, то к 1908 г. численность забастовщиков снизилась до 6,5%.

Революционные организации переживали тяжелый период вследствие частых арестов. Так, в течение 1907 г. только Саратовский комитет РСДРП подвергался разгрому семь раз. К концу 1909 г. единая социал-демократическая организация в Саратовской губернии перестала существовать из-за удачно проведенных полицией арестов. В таком же положении находились эсеры.

Появление нового избирательного закона, разочарование в революции одних и апатия других, полицейские преследования, бойкот местными левыми избирательной кампании в конечном итоге сказались на результатах выборов в III Государственную думу. В отличие от предшествующих выборов, победу в Саратовской губернии одержали правые и консерваторы. В Думу были избраны от Саратовской губернии 5 правых, 3 октябриста (в том числе председатель губернской земской управы К. Н. Гримм), 1 кадет, 1 прогрессист и 1 беспартийный. От заволжских уездов прошли 2 октябриста и 1 прогрессист.

Аграрная реформа П. А. Столыпина. III Дума поддержала аграрную реформу самодержавия, имевшую своей целью создание слоя мелких земельных собственников в качестве социальной опоры правительства. Превращение крестьян-общинников в землевладельцев давало шанс правительству избежать новой революции в России.

Крестьянству в губернии принадлежало свыше 3,3 млн. десятин надельной земли (49,2% всех земельных угодий в губернии). Размеры личной земельной собственности у крестьян достигли к тому времени 247,3 тыс. десятин. В то же время дворянству принадлежало около 1,6 млн. десятин. 20% всех земельных собственников обладали 80% всей частновладельческой земли.

При проведении аграрной реформы упор был сделан на ликвидацию общинного землевладения. В Саратовской губернии с 1907 по 1914 гг. заявили о выходе из общины свыше 140 тыс. домохозяев (40%). Однако смогли выделиться около 97 тыс. домохозяев (27,9%), которые укрепили личную собственность на примерно 661 тыс. десятин земли (18% всей надельной земли).

Большая часть выделенцев (52%) вышла из общины в первые три года. С 1913 г. количество выходов резко снизилось.

Наибольший размах реформа приобрела в Камышинском уезде, где из общины вышло около половины домохозяев. Дворянское землевладение здесь имело ограниченный характер, до 45% сельского населения являлось бывшими немецкими колонистами (поселяне-собственники). Они и составили большинство среди выделившихся.

Из общины выходили различные категории крестьян. Зажиточные крестьяне и кулаки стремились организовать рациональное хозяйство, беднота – продать землю, часть «многоземельных» крестьян (так называли крестьян, семьи которых потеряли право на душевые наделы из-за убыли в душах, но продолжали пользоваться землей до очередного передела) – закрепить за собой излишки земли. В 1908–1914 гг. продала свои наделы 1/4 выделившихся. Продавшие землю пополнили ряды батраков и городских рабочих. Среди покупателей преобладали состоятельные крестьяне.

Важная роль в осуществлении реформы отводилась Крестьянскому поземельному банку, который продавал крестьянам землю из своего фонда. Его фонд составил в Саратовской губернии почти 800 тыс. десятин к 1913 г.

Напуганные крестьянским движением, дворяне распродавали свои земли. Только в Саратовском уезде в 1906–1908 гг. площадь помещичьего землевладения уменьшилась более чем наполовину.

Банк продавал землю и местным крестьянам и переселенцам из других губерний. Среди покупателей преобладали единоличники. Как правило, это были состоятельные крестьяне. В 1912 г. 55% покупателей принадлежали земельные участки от 15 до 25 десятин, а 39% – участки свыше 25 десятин. В подавляющем большинстве на купленных землях создавались отрубные хозяйства.

За несвоевременное возвращение долгов по ссудам банк имел право наложить арест на урожай до уплаты долгов, продать треть его на погашение платежей и даже изъять и продать участки своих клиентов. В 1907-1909 гг. свыше половины вновь созданных на землях банка хозяйств пошло на продажу с торгов.

Переселение из Саратовской губернии в другие регионы не получило достаточного распространения из-за незаинтересованности местной администрации, которая находила достаточным количество земли для крестьян внутри губернии. Всего из губернии выехало около 13 тысяч человек, при этом право бесплатного проезда получило около 2% переселенцев. Обратно вернулось до 1915 г. почти треть переселенцев.

Отношение к реформе. Среди крестьян были как противники, так и сторонники реформы. Общинники отказывались выбирать своих представителей в землеустроительные комиссии. 30% волостных сходов бойкотировали выборы. Сельские общества не давали разрешение на выход из общины. Согласие получили лишь 7% выделившихся.

В ходе реформы имел место нажим на крестьян. Критика реформы не допускалась, недовольные подвергались арестам или высылке из пределов губернии. Из-за отказов обществ разрешение на выход давали земские начальники, а это еще больше накаляло обстановку. В докладе земского начальника из Петровского уезда саратовскому губернатору сообщалось, что почти во всех селах данного участка «между общинниками и выделенцами существует вражда». По его мнению, так происходит потому, что выделенцам, как правило, землемеры отводили лучшие земли.

Общинники бойкотировали решения землеустроительных комиссий, писали жалобы на землеустроителей и представителей местной власти, мешали землеустроителям осуществлять их деятельность, уничтожали межевые знаки, запахивали поля по-старому, без учета новых границ. Общинники не переизбирали на новый срок сторонников реформы – представителей сельской и волостной администрации, запугивали их различными карами, вплоть до «красного петуха», причиняли ущерб хозяйству. В селе Булгаковка Вольского уезда до 200 крестьян попытались сорвать отвод земель в сентябре 1909 г., а после ареста активных участников стремились их освободить.

Общинники даже вступали в Союз русского народа (СРН) для защиты своих земель. Так, в Вольском уезде местные отделы СРН были на стороне общины. Даже созданный епископом Гермогеном Православный всероссийский братский союз русского народа выступил с критикой насильственного характера реформы.

По отношению к выделенцам общинники применяли различные меры воздействия: угрозы, лишение доли дохода от купленных обществом земель, лесов и водоемов, запрет на пользование дорогами, колодцами, водоемами, выгонами. Детей выделенцев не принимали в школы, молодоженов не пускали в церкви, поджигали их постройки, портили посевы и сенокосы.

В целом по России из общины вышло, по разным данным, 22—26% общинников, а в Саратовской губернии – около 28%.

Реформа способствовала экономическому укреплению зажиточного крестьянства за счет бедноты. Последняя продавала наделы по заниженной цене. Следствием реформы явилось расширение посевных площадей, рост урожайности, применение улучшенных сельскохозяйственных орудий, машин, развитие кооперативного движения. Изменения наблюдались, как правило, в зажиточных хозяйствах.

По данным переписи 1916 г., 58% крестьянских хозяйств не имели инвентаря, 43% имели наделы не более 3 десятин, в то же время для ведения рационального хозяйства необходимо было иметь не менее 20 десятин на двор. Реформа усилила противоречия внутри крестьянства, привела к преобладанию в сельской и волостной администрации середняков и бедняков.

В августе 1911 г. саратовский губернатор писал в Петербург: «Деревня продолжает бурлить, и если не принимать никаких мер против революционной агитации, то в деревне будет новый бунт».

Рабочее движение в годы нового революционного подъема. После трех лет стабилизации в России наступил новый этап революционного движения.

В 1910 г. в Саратове произошли забастовки на заводе Лебедева и на железной дороге. В 1911 г. провели стачки рабочие железнодорожных мастерских, гвоздильного и ряда механических заводов. Весной бастовали саратовские рабочие на лесопильных и кирпичных предприятиях, лесной пристани, в Затоне, а также рабочие Царицына и Вольска. 1 мая по инициативе большевиков состоялись забастовки на ряде предприятий, в том числе в железнодорожных мастерских и на механических заводах Саратова.

В целом рабочее движение носило экономический характер, а выступления рабочих оставались разрозненными. Перелом в стачечном движении начался с апреля 1912 г. в связи с расстрелом рабочих на Ленских золотых приисках. Стачки протеста имели место в Саратове, Вольске, Камышине и Царицыне.

1 мая бастовало более 3 тыс. рабочих 24 предприятий: металлообрабатывающих заводов, мебельной фабрики, типографий. Забастовка прошла организованно. Ее лозунгами были: восьмичасовой рабочий день, конфискация помещичьей земли, демократическая республика.

В целом по Саратову в 1912 г. произошло 10 стачек, причем в двух политических участвовали около 3,5 тыс. и рабочих 26 предприятий, а в восьми экономических – менее 800 рабочих 6 промышленных заведений. 3 экономические стачки рабочие проиграли. Так, на одном из предприятий все забастовщики были уволены.

В 1913 г. забастовки участились. По неполным данным, в 1913 г. в Саратовской губернии было 28 забастовок с участием более 6 тысяч рабочих.

В первой половине 1914 г. стачками было охвачено только в Саратове свыше 3 тыс. человек. Преобладающим мотивом оставалось стремление улучшить условия труда. Из 20 стачек в этот период были выиграны полностью или частично 6, в 11 случаях рабочие вынуждены были под угрозой увольнения отказаться от своих требований, в 3 случаях стачки закончились увольнениями.

Политическая жизнь Саратовской губернии в 1910–1914 годах. Осенью 1912 г. развернулась кампания по выборам в IV Государственную думу. От Саратовской губернии депутатами в Думу были избраны представители помещичье-буржуазных классов: 1 купец, 6 помещиков, 3 обуржуазившихся интеллигента и только 1 представитель низов – волостной писарь. Что касается партийной принадлежности, то среди них были 4 правых, 1 октябрист, 3 прогрессиста, 2 кадета и 1 трудовик. Депутатами в частности стали прогрессист Н. Н. Львов, присяжные поверенные – кадет А. М. Масленников и трудовик А. Ф. Керенский. По утверждению губернатора, произошел сдвиг влево и в земстве. Так, Саратовское уездное земство решило ходатайствовать об амнистии по политическим и религиозным делам.

Работа по возрождению большевистской организации в новых условиях была проведена с участием сестер Ульяновых, М. Т. Елизарова и С. С. Кржижановского. К весне 1911 г. организация большевиков в Саратове была восстановлена, избран городской комитет, на больших заводах и в железнодорожных мастерских созданы нелегальные социал-демократические кружки. В 1912 г. Саратовская большевистская организация вновь была разгромлена. Тем не менее, большевики имели влияние в профсоюзах, рабочих кооперативах и больничных кассах, культурно-просветительных обществах.

Наряду с большевиками на рабочих оказывали влияние меньшевики и эсеры. Многие рядовые социал-демократы были сторонниками единой РСДРП. Саратовские социал-демократы далее обращались в большевистскую «Правду» и ликвидаторский «Луч» с просьбой прекратить раздоры. Меньшевики имели своих сторонников в больничных кассах, рабочих кооперативах, культурно-просветительных обществах. В этих организациях они сотрудничали с эсерами и местными либералами. Эсеры в 1912 г. приняли широкое участие в кооперативном движении. Их поддерживала и часть рабочих, преимущественно недавних выходцев из деревни

Обострение недовольства в различных слоях населения свидетельствовало о том, что правительству так и не удалось разрешить проблемы, поставленные на повестку дня первой российской революцией.