Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубко История европейской этики Античная этика.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
600.06 Кб
Скачать

Глава 1. Гомер. Героическая мораль

17

ствует обычай», «естественно», «установлено». Абстрактное значение справедливости dice имеет только в песне 16 «Илиады» и в песне 14 Одиссеи». В тот же смысле, т.е. в смысле традиционных обычаев и при­вычек, употребляется и dicaios («справедливый»). Нравственно пре­красное и нравственно безобразное не являются здесь противополож­ностями, а только разной степенью одного и того же. И хотя мудрость как интеллектуальная добродетель считается кардинальной добродете­лью гомеровской эпохи, понимать ее этически нет никакой возможно­сти. Бесчестие, наносимое одним человеком другому, обозначается те­ми же терминами, что и стыд, переживаемый тем, кто свершил нравственный проступок. Внешний ущерб имел иной раз гораздо более глубокое значение, чем ущерб нравственный.

На первый взгляд наибольшим моральным содержанием обладают термины amymon (безупречный), eys (хороший), agathos (хороший, до­брый), arete (добродетель, доблесть), esthlos (благоразумный), cacos (дурной). В отдельных случаях это действительно можно предполагать. Но насколько Гомер прибегает к нравственной оценке сознательно, остается под большим вопросом. Эпитеты agathos и esthlos применя­ются к людям, самым разнообразным по своим нравственным качест­вам. Посредством таких слов, как arete, agathos, esthlos, Гомер хвалит индивида — вооруженного побеждающего воина, богатого и знатного, способного защитить свою группу (philos, xenie) и борющегося до кон­ца, поскольку поражение — постыдно. В термине cacos граница между моральным и неморальным тоже весьма размытая.

Гомеровские agathoi могут оказывать благодеяния, проявлять лю­бовь, они обязаны заботиться о philoi (о друзьях, близких, гостях), но к остальному миру относятся либо безразлично, либо враждебно. Они соревнуются друг с другом. Arete проявляется здесь в соперничестве.

Положительные термины в эпосе Гомера преобладают только в контексте терминологии мужества, храбрости и выносливости, в ос­тальных же случаях, безусловно, превалируют термины отрицатель­ные. Многочисленным терминам, выражающим насилие и несправед­ливость, противостоит ничтожное количество противоположных положительных терминов вроде aisimos (приличный, подобающий) или cat aisan (как следует, как нужно). Многочисленным терминам со значением «коварство» только и можно противопоставить pistos или alethes (верный, правдивый). А подавляющее большинство отрица­тельных нравственных терминов просто не имеет положительных эк­вивалентов. В сфере права и обычая с нравственной точки зрения, ка­залось бы, должны были выступать одинаково как положительные, так и отрицательные термины. Но athemistos (беззаконный) есть термин

2 - 5076

18

Часть I. Античное наследие

отрицательный, а для термина dicaios (справедливый) не существует отрицательного adicos (несправедливый), да и само слово dicaios в большинстве случаев имеет отрицательное значение. «Стыдиться» то­же употребляется Гомером в отрицательном значении, a ophello (я дол­жен, я обязан) меньше всего имеет отношение к внутреннему созна­нию совести. Обращаясь к устоявшемуся в последние десятилетия делению исторических цивилизаций на «культуру стыда» и «культуру вины», гомеровское общество следует отнести к первой. От индивида окружающие ожидают вполне определенного поведения.

Преобладание отрицательных терминов в области гомеровской эти­ки вполне понятно. Ведь красота, сила, храбрость и прочие высокие ка­чества человека пока не стали нравственным идеалом, а нравствен­ность Гомеру удобнее изображать в отрицательном смысле, поскольку его идеал человека еще не содержит моральных свойств в их развитой форме. Поэтому отрицательное легче изображается, чем положитель­ное [см.: Лосев. С. 178—179]. В «Одиссее» этических терминов больше, чем в «Илиаде»: «cacos ("дурной"), dicaios ("справедливый"), atasthalos ("глупый", "безумный"), athemistos ("беззаконный", "нечестивый") имеют в «Одиссее» гораздо чаще моральный смысл, чем в «Илиаде». Dysmenes ("враждебный") и anarsios ("неприязненный"), кроме "Или­ады" (III, 51), только в "Одиссее" и имеют моральное значение. То же самое нужно сказать и о таких терминах, как cleos ("слава") и arete ("до­блесть", "добродетель"). Совершенно новыми... являются термины hosios ("священный"), eyergos ("честный"), eyergesie ("благодеяние"), theoydes ("богобоязненный")» [Там же. С. 179]. Однако, отмечает Ло­сев, Гомер если не в самих терминах, то, во всяком случае, путем изоб­ражения героизма дошел до морального сознания или находится у его истоков. «Этот моральный идеал гораздо более позднего происхожде­ния, чем общегомеровская естественная и физически непосредствен­ная этически-эстетическая картина жизни» [Там же. С. 180]. Только в двух случаях нравственная оценка происходящего выражена прямо: в эпизоде с Ифигенией, где осуждаются человеческие жертвоприноше­ния, и в эпизоде с Ахиллом, волочащим тело Гектора за колесницей, к чему Гомер относится с явным неодобрением.