Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубко История европейской этики Античная этика.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
600.06 Кб
Скачать

Глава 6. Аристотель. Этика добродетели 53

щедрость стала обозначать комплекс нравственных норм свободного человека, в особенности широту и свободу поведения в имуществен­ных вопросах, щедрый — это синоним возвышенного душой и благо­родного человека, не мелочного, не поглощенного накоплением.

Аристотель обращается к искусству практического морального суждения. Его этика — не догматическая и не формальная, норматив­ные контуры только намечены. Скорее, имеется в виду практическое умение и навык, параллельно которым формируется характер челове­ка. Мораль понимается им как сумма, последовательный ряд свобод­ных индивидуальных действий (линия поведения), включенных в широкий контекст, связанных с обстоятельствами и умыслом.

Золотая середина. Аристотель предложил концепцию добродетели как середины — «великий трюизм Аристотеля» для здравомыслящих (Г. Честертон). Концепция золотой середины есть усовершенствован­ная этика меры, или этика, выступающая за социальную стабильность. Эта концепция содержит намек на автономию. Вместе с тем предлага­емый «срединный путь» является рецептом для осторожных, недоста­точно сильных, не готовых «идти до конца». Можно предположить, что с какого-то момента война и производство перестали интересовать «лучших» горожан. Больше всего они хотели гарантировать себе спо­койную жизнь в мире и согласии и потому искали дружеских взаимоот­ношений с рафинированными — воспитанными и вменяемыми — людьми. Их основным правилом становится правило золотой середи­ны. Но следование нормам порождает осторожную посредственность. Концепция золотой середины Аристотеля означает шаг вперед — отре­чение от концепции «аскетических добродетелей» и шаг назад — отре­чение от концепции гражданских добродетелей, предназначенных для беззаветного и жертвенного служения на благо общества.

Аристотель представляет себе добродетель как середину между двумя пороками, крайностями. Следовательно, совершенство не в том, чтобы быть слишком хорошим, а в том, чтобы быть хорошим и плохим в меру. Но такая система действует не всегда. Ведь крайности встречаются нечасто, да и не все действия имеют середину, например воровство или убийство. Для некоторых пороков нет названия в по­вседневном языке. Словом, лишь часть добродетелей можно истолко­вать как середину. Надо думать, с Аристотелем не согласились бы сторонники христианства, полагающие, что в стремлении к доброде­тели нет предела, а порок нестерпим в любых «размерах».

Итак, этика Аристотеля представляет собой учение о благе (обще­ственно полезном), созданное с позиции гражданского идеализма. Далее, этика Аристотеля есть учение о добродетели, он — величайший

54

Часть I. Античное наследие

из тех, кто ему следовал (среди добродетелей четыре кардинальных — мудрость, мужество, умеренность и справедливость). Этика Аристоте­ля есть учение о справедливости (о законном и незаконном, о равен­стве и неравенстве, о распределении и воздаянии). Добродетель обо­рачивается у Аристотеля серединой между двумя крайностями, от которых следует воздерживаться. Среднее признается наилучшим. Такое решение возникает потому, что в области индивидуальных дей­ствий нет строгих норм. Аристотель исходит из того, что порочными и добродетельными мы бываем по своей воле. Об этом свидетельству­ют: 1) законы, не позволяющие нам совершать дурные поступки; 2) похвала и порицание; 3) наши собственные действия — они быва­ют различны, т.е. мы добровольно меняем свои намерения. Другими словами, мы знаем о том, что свободны косвенным образом. Отчасти от нас самих зависит, быть ли нам добродетельными. По Аристотелю, добровольность имеет решающее значение для добродетели, этичес­кого поведения. Анализировать свободу (добровольность) следует на примере поступков. Добровольное противоположно насильственно­му и тождественно умышленному. Свободный выбор встречается там, где заранее не установлено, как именно надо поступать, где принима­ется решение и совершается действие, исходя из обстоятельств. Счи­тается, что человек поступил добровольно, когда у действия не было однозначной причины. В поступках нет установленных правил, по­этому мы и обсуждаем, делать или не делать нечто, а если делать, то каким способом. Выбор связан с обдумыванием и обсуждением. Сво­бода нужна нам для действия. Аристотель критиковал популярные концепции апатии. В бездействии нет добродетели. Напротив, чело­век должен действовать сознательно, с намерением достичь своей це­ли и твердо держаться установленных принципов деятельности. Для нас как будто нет ничего нового в рассуждениях Аристотеля, однако он первым ввел в этику понятие свободы выбора и тем самым начал непрекращающиеся споры о свободной воле человека.