Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алкоголизм в России как эквивалент религии.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
655.36 Кб
Скачать

Употребления алкоголя, как средство выполнения функций религии в современном обществе:

Причины потребления алкоголя, одна из самых сложных и наименее исследованных проблем в этой сфере. Один из мыслителей однажды заметил: найти причины зла – означает практически найти исцеляющее лекарство от него.

Имеется множество гипотез, выдвинутых в разное время о причинах употребления спиртных напитков. Наиболее известные объяснения : люди не находят удовлетворения в повседневной жизни, непреодолимое желание забыться, бегство от реальности, давние традиции и обычаи, тяжелые условия труда и быта, суровые климатические условия, принадлежность к определенной нации не устойчивой к алкоголю и т.д.

Попытаемся разобраться насколько эти гипотезы имеют право на жизнь.

Начнем с непосредственных участников, а правильнее сказать, жертв данной проблемы. Рассмотрим мнения клиентов вытрезвителя о причинах потребления алкоголя и пьянства.

Данные в таблице в процентах к числу опрошенных.1

Причина

Мужчины

Женщины

Не везет в жизни

_

1

Разлука с любимой( любимым)

0,1

-

Замучило одиночество

0,1

0,4

Плохие жилищные условия

0,4

-

Из-за болезни

0,5

0,4

Плохая погода

0,5

-

Ссора с женой (мужем)

1,0

-

С расстройства

1,1

3,5

В честь выходного дня

6,2

3,2

С горя

0,6

1,6

С похмелья

6,6

-

За компанию

3,3

2,4

Праздники личные

3,4

21,9

Обмывал получку

19,1

12,0

Спрыснул встречу с друзьями

19,8

3,1

Захотел и напился

37,4

46,7

Опрошенные назвали множество причин, но при подсчете мы видим,

что лишь 3,5 процента респондентов назвали нечто близкое к традиционным причинам пьянства: болезни, ревность, одиночество, невезение в жизни и т.д., а на трудные материальные условия и вовсе нет ссылок.

При опросе «нормальной», «умеренно пьющей» части населения выяснилось такое огромное количество поводов к употреблению алкоголя, что не представляется возможным привести их все, при том многие из них весьма противоречивы:

«За здравие и за упокой, при свидании и разлуке, от радости и с горя, с приездом и с отъездом, при рождении и на поминках, «для согреву» в холод и для прохлады в жару, при выигрыше и поражении любимой команды и т.д.» списку этому нет конца…

Социальная гипотеза.

---Многие годы муссировалась гипотеза под звонким термином «алкоголизм нищеты». В виде главного доказательства использовали книгу Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», в которой автор описывает беспросветную жизнь пролетариата полтора столетия тому назад. Русский профессор Д.А. Дриль поддерживая данную гипотезу пишет: « Главной определяющей причиной массового алкоголизма являются неблагоприятные условия жизни рабочего люда: питание, жилье» 2

1 .Левин Б.М Радости и горести пития. М:.Республика, С.-136.

2..Дриль Д.А. Некоторые из причин массового алкоголизма и вопрос о средствах борьбы с ним. СПб.,1898.С.11-12

Для описания вопиющей нищеты как первопричины пьянства обращались к капитализму девятнадцатого века: невыносимые условия труда, непосильная продолжительность рабочего дня, изнуряющая интенсивность конвейерного труда на фабрике, в довершение всего страшное физическое переутомление и духовная опустошенность. Все это, по словам критиков капитализма, способствовало росту потребления алкоголя с роковыми вспышками пьянства и алкоголизма.

В современном обществе постмодернизма мы видим совершенно иную картину, продолжительность рабочего дня сокращена до 8 часов, постоянно рассматривается проблема улучшения условий труда, уровень жизни трудящихся не идет ни в какое сравнение с тем, что было в девятнадцатом веке. Но пьянство, не только остается, но и увеличивает свои масштабы.

Климатическая гипотеза.

Рассмотрим следующую возможную причину употребления спиртных напитков в России, так называемую, «климатическую» гипотезу. Вопреки мнению французского мыслителя Монтескьё, потребление алкоголя не растет по мере удаления от экватора к полюсу. Так же далек от истины итальянский социолог Энрико Ферри, полагавший, что различия в климате и погодных условиях побуждают людей в южных странах пить воду, немного севернее – вино, еще севернее – крепкие напитки. Теперь хорошо известно, что в Италии и на юге Франции потребление крепких алкогольных напитков на душу населения значительно выше, чем в Норвегии и других странах к северу от экватора. А Дания, государство Северной Европы, по употреблению на душу населения самого слабого из хмельных напитков – пиво – находится на одном из первых мест в мире. Если же взять потребление пива отдельно по Гренландии, как это делается в статистических справочниках по Скандинавским странам, то окажется, что на этом суровом северном острове самое высокое потребление в мире: свыше 200 л пива на душу островитянина. Отнюдь не в пользу климатических гипотез говорит опыт исследователей высоких широт. Всемирно известные полярники-первопроходцы из всех напитков отдавали предпочтение чаю, кофе, шоколаду. Фритьоф Нансен за три года экспедиции к Северному полюсу не выпил ни капли спиртного. В письме от 1889г он писал: «по моему мнению, и моим наблюдениям, совершенно ложной является мысль, будто спиртные напитки необходимы в холодном климате. Они не только не необходимы, но, безусловно, вредны. Как всем известно, температура тела под влиянием алкоголя понижается, и потому само собой понятно, что в холодном климате алкоголь менее всего пригоден».

Национальная гипотеза.

В работах многих российских авторов встречается утверждение об особой склонности некоторых народов к пьянству, среди них упоминается и Русский народ.

Авторы при этом ссылаются на князя Владимира Красное Солнышко, провозгласившего:

«Руси есть веселие пити, не может без этого бытии». Слова князя используют в подтверждение того, что пьянство на Руси существует испокон веку, что оно пустило глубокие корни. И. Янжул, ссылаясь все на те же слова князя, приписывает русскому народу пьянство как национальную особенность.1

Но многие известные историки опровергают это утверждение. В книге историка Пыжова «История кабаков в России в связи с историей русского народа» мы находим, что в старину на Руси пьянства не было. Питие, пишет автор, не было пороком, разъедающим народный организм, оно составляло веселье, удовольствие, но прошли века и поговорку князя Владимира стали приводить в пример пьянства. Историк, этнограф и писатель Н.И. Костомаров пишет, что до того времени как Борис Годунов введением кабаков сделал пьянство статьей государственного дохода, желание пить в русском народе еще не достигло такой поразительной силы как впоследствии.

1См: Янжул И. Пьянство как национальный недуг и борьба с ним. СПб.,1908.С.31

Простой народ, писал он, пил на Руси крайне редко: ему разрешали сварить пива, браги и меда и погулять только в праздники. Так было на протяжении многих веков до тех пор, когда Иван Грозный в середине шестнадцатого века реализовал идею, возникшую у него во время похода на Казань: построить первый в России кабак. Когда вино при Богисе Годунове стали продавать от казны, к слову «кабак» приложили эпитет «царев», пьянство стало всеобщим качеством, увеличилось и количество пьяных.1

Несмотря на то что потребление алкоголя в России, как и в других европейских странах неуклонно росло, все же потребление на душу населения было гораздо меньше , чем в Западной Европе. Водка в России была малодоступна неимущим слоям, что сильно сдерживало употребление спиртного. Россия к концу девятнадцатого столетия по душевому потреблению алкоголя занимала 9 место в Европе, уступая по этому важному показателю Франции, Германии, Англии, Швеции и т.д

«Версия о национальном или расовом предласположении к алкоголизму должна быть отвергнута в самой категорической форме. Нет пьяных наций, впрочем, как нет и трезвых наций. Есть в каждой – большая (пока еще) часть нормальная и меньшая пьяницы». 2

1См Труды 1 Всероссийского съезда по борьбе с пьянством СПБ., 1910. Т.2. С.470-471.

2Левин Б.Н. Радости и горести пития сквозь призму политики – М.: Республика, 2006 С.-140

Попытаемся разобраться в истинных причинах употребления алкоголя, и вместе с тем рассмотрим возможность рассматривать его как функциональный эквивалент религии.

Мировоззренческая функция.

Духовная нищета.

По подсчетам социологов количество свободного времени у индивида по мере развития прогресса возрастает. Если еще в начале 20-х гг. женщина располагала лишь получасом свободного времени, мужчина немногим больше.

Сегодня свободное время не только увеличилось, но изменилось по своей структуре и насыщенности.

При кажущимся многообразии возможностей досуга, реализовать их достаточно непросто, как по финансовым причинам, так и по причине отсутствия желания у самого человека. Также следует помнить, что в большинстве вариантов предлагаемого досуга фигурирует прием алкоголя.

Мы разделяем мнение социологов о том, что условиях современного города отсутствие «здоровых форм досугового общения и развлечения составляет одну из причин распространения пьянства»1

«Бывает особого рода нищета – духовная, которая может оказаться горше каких-либо временных материальных трудностей. Бесспорной причиной злоупотребления спиртными напитками необходимо признать низкий культурный уровень некоторых людей, бедность, ограниченность, невысказанность их духовных запросов. Как правило, у людей без высоких целей в жизни и творческих усилий, основным источником радости и веселья становится бутылка».2

1 Гордон Л.А., Клопов Э.В. Оников Л.А. Социалистический образ жизни:

быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М., 1977. С.91

2.Левин Б.Н. Радости и горести пития сквозь призму политики – М.: Республика, 2006 С.-140

В этой связи мы видим что, алкоголь, конечно, не выполняет мировоззренческую функцию религии, но отсутствие выполнения данной функции в жизни индивида - одна из причин употребления алкоголя.

Коммуникативная функция.

«Третьим будешь?»

Что человек – существо социальное. Для нас очень важным является чувство общности, ощущение принадлежности к группе. Провозглашение тостов по очереди служит той же цели, что и передача по кругу трубки с марихуаной. Неверно полагать, что дело только в одурманивающих свойствах алкоголя либо марихуаны. Чувство солидарности вызывается не столько алкоголем или марихуаной, сколько самим ритуалом. Какая встреча, собрание, праздник, да и вообще любое общение обходятся сегодня без приема алкоголя?

Как тут не вспомнить строки из стихотворения Маяковского «Душа общества»:

Скольким

заменили

водочные спайки

все другие

способы

общения людей?!

Отсюда всем известный вопрос «третьим будешь?», крик души желающей коммуникации, и категорически отказывающейся пить в одиночку.

Г.Зиммель подчеркивает такую мысль: «формы получают собственную жизнь, начинают существовать в отрыве от своих корней в содержании, ради самих себя и ради обаяния, излучаемого ими в этой оторванности»1

. Это явление Г.Зиммель называет общением, вызванным тягой к общению и чувством удовлетворения, которое испытывает человек от самого факта обобществления.

1. Зиммель Г. Общение. // Зиммель Г. Избранное в 2-х томах. Т.2. Созерцание жизни.– М.: Юрист, 1996. С. 488-489

«В рамках общения человек получает свое, только в этих рамках возможное, решение важная, если хотите даже важнейшая проблема общества: какова мера значимости и роль индивида в отношении с социальным окружением?» 1

Банкет, праздник, застолье, и просто бутылка водки в темном подъезде, в полной мере осуществляют коммуникативную функцию в социуме. В течение получаса абсолютно незнакомые друг с другом люди становятся друг другу «братьями», плачут и делятся самым сокровенным, (чего зачастую не увидишь даже и в церкви…) Со-трудники, Со-ратники, со-бутыльники…

Интегративная функция.

«Ты меня уважаешь?»

Быть принятым в коллективе, преодолеть закомплексованность, стеснение – вот основные причины употребления алкоголя в подростковом и юношеском возрасте. Проблемы общения, проблемы утверждения своей «взрослости», проблемы отношения полов.

«Подростки, будучи интегральной частью всего общества, притом наименее самостоятельной и наиболее зависимой, от другой, более взрослой части, не могут проявить реальную независимость в современной алкогольной ситуации. Едва ли следует ожидать, что они смогут, вдруг разом опрокинуть веками укоренившиеся питейные обычаи и привычки. Алкоголизация, происходящая в обществе, прямо связанна с механизмом передачи от поколения к поколению алкогольных обычаев, традиций и предрассудков. Так передается алкогольная эстафета от отцов к детям, а от повзрослевших детей к внукам»2.

Интегрируются не только подростки в общество, но и новый сотрудник в коллектив, через бокал (или три) шампанского, интегрируется новый владелец гаража в гаражном кооперативе, через «обмыв» приобретенной собственности, данный список в нашей суровой российской действительности можно продолжать без конца.

1.Зиммель Г. Общение. // Зиммель Г. Избранное в 2-х томах. Т.2. Созерцание жизни.– М.: Юрист, 1996. С. 490

2.Левин Б.Н. Радости и горести пития сквозь призму политики – М.: Республика, 2006 С.-140

Компенсаторная функция.

Во многих сферах жизнедеятельности возможны ситуации, толкающие к употреблению алкоголя в качестве средства смягчения неудовлетворенности теми или иными сторонами своей жизни. Прежде всего это касается основной сферы человеческой жизнедеятельности – труда.

В процессе труда на современном предприятии человек реализует лишь те свои способности, которые необходимы тому или иному виду производства – материального или духовного. Это могут быть лишь двигательные навыки или контролирующая функция в постоянно стрессовой ситуации (авиадиспетчер, диспетчер на АЭС, обслуживание других автоматизированных систем). И совершенно лишними здесь являются душевные порывы человека, его чувства. Эмоции объявляются чем-то второсортным, подавляются различными способами. В странах Запада маскировка эмоций стала неотъемлемой чертой повседневной жизни. По мнению немецкого этолога И. Эйбл-Эйбесфельдта, «проблема приняла такие масштабы, что люди уже озабочены своей неспособностью общаться даже с близкими родственниками...»1.

И выход человек находит в общении с зеленым змием…Речь, конечно не идет о том что непривлекательный труд обязательно ведет к пьянству, но в определенной мере способствует. Алкоголь, несмотря на все отрицательные последствия его потребления, обладает известной способностью на время снимать, заглушать накопившуюся усталость и неудовлетворенность.

К его помощи часто прибегают, особенно когда ощущается нехватка других, неалкогольных средств компенсации неудовлетворенности.

1.Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль //Культуры. 1983. № 1. С. 119.

Также можно провести аналогию и со всеми остальными функциями религии:

Адаптационная функция – свой в любой компании, на любом празднике, в любой атмосфере. Культуротранслирующая – национальные особенности пития : мексиканцы – текилла и лимон, немцы пиво и колбаски, французы сыр и вино, русские водка и пельмени. И т.д.

Таким образом, мы видим, что употребление алкоголя является функциональным эквивалентом религии, выполняющим практически все функции, с единственным исключением – он никогда не сможет выполнить мировоззренческой функции. Хотя некоторые и определяют свою жизнь афоризмом : «Живу, чтобы пить, и пью, чтобы жить!»

И это лишь один из многих и многих функциональных эквивалентов наполняющих современный, неустойчивый социум.

Другие современные функциональные эквиваленты религии.

Что будет потом, когда осколки общества соединятся в новый рисунок, покажет время. Однако на сегодня уже существуют признаки новых секулярных религий, провозглашающих новые общественные формы.

Сэр Арнольд Тойнби в своем авторитетном исследовании мировых цивилизаций доказывает, что во всех благополучных социумах существует определенное религиозное единодушие. При потере этого единодушия новые обьекты поклонения тут же заполняют духовный вакуум.

По мнению Тойнби, если общество теряет трансцендентную веру, оно обращается к альтернативам среди которых он называет: национализм, экуменизм и технократию.

Национализм – процесс «обожествления общины»

Экуменизм – единство , «толерантность»

Технократия- поклонение непобедимой технологии. Тойнби прослеживает развитие технологии до того момента, как она взяла на себя религиозные функции. Технологии приписываются божественные особенности всеведения и всемогущества. Технари, изобретающие эту продукцию, образуют новое «духовенство», обладающее трансцендентным, недоступным для «мирян» знанием, для которых технология так же непостижима, как магия. - сакрализация профанного.1

Все эти эквиваленты вступая в конкуренцию с религией оттесняют ее на задворки общества. Конкурентно способной остается лишь мировоззренческая функция, но тут в борьбу вступает новый культурологический фактор – наступает эпоха постмодерна…