Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на экзаменационные вопросы.docx
Скачиваний:
121
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
673.96 Кб
Скачать

18. В.Скотт — создатель жанра исторического романа. Своеобразие

художественной структуры его романов. Анализ одного из романов.

В результате Французской революции 1789 г., революционных войн, возвышения и падения Наполеона интерес к истории пробудился в народных массах. В это время массы получили небывалый исторический опыт. В течение двух-трех десятилетий (1789-1814) каждый из народов Европы пережил больше потрясений и переворотов, чем за предшествующие столетия. Усиливается убеждение, что история действительно существует, что она представляет собой процесс непрерывных изменений и, наконец, что история вторгается непосредственно в личную жизнь каждого человека, определяет эту жизнь. То, что прежде доводилось испытать только немногим людям, большей частью, людям с авантюристическими склонностями - объездить и узнать всю Европу или, по крайней мере, значительную ее часть - стало теперь, в годы наполеоновских войн, доступным и даже необходимым для сотен тысяч и миллионов людей из различных слоев населения почти всех европейских стран. Так возникает для масс конкретная возможность понять, что все их существование исторически обусловлено, увидеть в истории нечто такое, что вторгается в повседневный быт - и, следовательно, то, до чего есть дело каждому человеку. На такой социальной почве возник исторический роман, созданный Вальтер Скоттом.

Особенности романов Вальтер Скотта

История как материал эпического произведения

Вальтер Скотт первым обратил внимание на то, что история может быть материалом для современного романа. Он хотел воскресить к новой жизни старые, давно забытые времена, сделать их близкими чувству читателя. Он создает образы англичан прошлых веков. Для этого он стал изучать прошлое как настоящий историк. Скотт нарисовал картины жизни различных слоев Англии средних веков. Перед нами – рыцарские замки и постоялые дворы, королевские покои и монастыри, сцены турниров и сцены с лесными разбойниками. Скотт создал саму атмосферу истории. Но это только одна сторона его романов.

История Англии как материал исторических романов Вальтера Скотта.

Скотт не просто обращается к любому периоду истории Англии. Он осуществляет выбор таких периодов и таких общественных слоев, которые дают наибольший материал для изображения самодеятельности людей. Для этого он находит бурные периоды исторических конфликтов. История для него – борьба различных сил. В этой борьбе происходит историческое возникновение нации.

Герои романов Вальтера Скотта

В романах Вальтера Скотта появляются как реально действовавшие исторические личности, так и вымышленные герои. Никогда главным героем романа Скотта не становится реальное лицо. Главный герой романов Скотта – это всегда более или менее заурядный английский дворянин. Он честен и смел, благороден, способен на самопожертвование, но не одержим великой страстью. Более страстными, погруженными в средневековую стихию ненависти и отчаянной любви выглядят у Скотта второстепенные герои. Второстепенные герои всегда отстаивают одну правду, главный герой хочет примирить враждебные силы. Скотт всегда выбирает такую главную фигуру, которая, в силу своего характера и своей судьбы, невольно завязывает личные отношения в обоих враждующих лагерях.

Исторические личности в романах Вальтера Скотта

В сочинениях Вальтер Скотта мы видим самых знаменитых людей английской и французской истории - Ричарда Львиное Сердце, Людовика XI, Елизавету, Марию Стюарт, Кромвеля и других. Для Вальтер Скотта великая историческая личность - это, прежде всего, представитель значительного общественного течения, которое захватывает большие народные массы. Величие человека связано с тем, что его личные страсти, его личные цели совпадают с духом и целями народа. Рисуя реальные жизненные условия и приближение большого общественного кризиса, изображение которого – обязательное условие возникновения романа Скотта, писатель вскрывает все проблемы народной жизни, которые к этому историческому кризису ведут. И лишь после того, как он сделал нас заинтересованными и осведомленными участниками событий, после того, как мы поняли, какие причины разделили нацию на два лагеря и породили кризис, лишь после того, как мы увидели отношения к нему различных слоев населения, - только тогда на подмостки романа восходит большой человек, исторический герой. Скотт показывает как великие люди порождаются противоречиями эпохи, и он никогда не выводит, подобно романтическим поклонникам героев, характер эпохи из характера ее выдающихся представителей.

Поиск среднего пути в романах Вальтера Скотта.

Изучая прошлое Англии, Вальтер Скотт пытается найти "средний" путь, отыскать "середину" между борющимися крайностями. Из войны саксов с норманнами возник английский народ, в котором слились и прекратили свое отдельное бытие оба враждующих народа; из кровавой войны Алой и Белой розы возникло "славное" царствование династии Тюдоров, особенно – Елизаветы I. Войны, развернувшиеся в годы Английской буржуазной революции, после долгих приливов, отливов, в том числе и "славной революции" 1688 года, утихли, уравновесились в современном английском обществе. Скотт принимает этот прогресс. Он патриот, он гордится историей своего народа, и это одна из необходимых предпосылок для создания настоящего исторического романа, который делает правдиво изображенное прошлое близким и дорогим для современников.

«Айвенго»

В «Айвенго» - романе из эпохи позднего средневековья, Скотт создал героическую картину прошлого. В основу романа положено традиционное для В.Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования влюблённая пара - рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых зависят от хода истории. Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце XI века, и англосаксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими в свою очередь племена бриттов. На фоне живописных исторических событий действует герой, верный кодексу чести, в любой ситуации поступающий согласно чувству долга и хранящий верность прекрасной возлюбленной.

Роман воссоздает эпоху Ричарда Львиное Сердце, когда завоевание Англии норманнами было еще очень свежо в памяти англосаксов. Именно поэтому принад¬лежность героя к саксонцам или норманнам имеет такое значение в повествовании: жесто¬кие, корыстные, надменные феодалы Фрон де Беф, Мальвуазен, де Браси, конечно, оказыва¬ются норманнскими рыцарями; вызывающий симпатию Седрик и его сын Айвенго, благородный разбойник Локсли (он же Робин Гуд) — сак¬сонцы.

Но если Седрик предан идее восстано¬вления независимости Англии и передачи пре¬стола саксонскому королю, то его сын вполне осознает тщетность всех этих надежд. Изгнан¬ный из дома отцом, Айвенго поступает на службу к королю Ричарду и вместе с ним отправляется в крестовый поход. Успех не сопутствовал это¬му предприятию. Ричард попадает в плен к герцогу Австрийскому, Айвенго, излечившись от ран, добирается до Англии, где вынужден по¬началу скрывать свое имя: дома у него мало друзей и слишком много врагов. И только один человек ждет его возвращения — прекрасная леди Ровена, подруга детских игр, воспитан¬ница Седрика, внучка последнего саксонского короля и возлюбленная Айвенго.

Айвенго – благородный рыцарь в полном смысле этого слова. Под маской паломника-пилигрима -- он единственный, кто, сжалившись над слабым стариком ростовщиком Исааком, уступает ему место у очага; анонимно вызывает на бой рыцаря Храма непобедимого Буагильбера; заступается за честь сына Седрика (то есть за свою собственную, но опять же анонимно); спасает Исаака от ограбления и смерти; побеждает в нескольких поединках рыцарей-тамплиеров; сражается вместе с Ричардом Львиное Сердце; принимает участие в крестовом походе; спасает красавицу Ревекку, на протяжении романа не изменяя рыцарским понятиям чести.

Знаток истории, В.Скотт вовсе не идеализи¬рует прошлое, он показывает мир грубый, же¬стокий и опасный, где обычная поездка из по¬местья в город возможна лишь под прикрыти¬ем вооруженного отряда, что тоже не гаранти¬рует благополучного финала — по дороге мо¬жет случиться все что угодно. К тому же, лука¬во замечает автор, описывая роскошные покои леди Ровены, читательницам вряд ли стоит за¬видовать апартаментам средневековой краса¬вицы — стены дома так плохо проконопачены, что из них дует, и драпировки от этого посто¬янно колышутся. Однако дискомфорт не зани¬мал умы людей того времени, для них это бы¬ло нормой и не имело значения по сравнению с другой проблемой — постоянно быть начеку, готовясь отразить нападение и защитить свою жизнь. Это касалось как могущественного лорда, так и последнего раба-свинопаса, что воспитывало твердость нрава и привычку ко всякого рода неожиданностям.

В.Скотт созда¬ет в романе яркие и своеобразные характеры, у каждого из них свои особенности и каждый вызывает интерес. Какими бы бесчеловечны¬ми злодеями ни казались норманнские рыца¬ри, им нельзя отказать в мужестве, решимости и цельности натуры. Рисковать жизнью — их профессия, а они настоящие профессионалы, стремящиеся выказать воинскую доблесть при любом удобном случае, будь то война с невер¬ными в Палестине или рыцарский турнир в Англии. С этими людьми, привыкшими идти прямо к цели, не считаясь ни с чем, и сталки¬вается Айвенго, вынужденный защищать свои права и свою любовь.

В.Скотт создает портрет иде¬ального рыцаря, у которого красота сочетается с умом и благородством, а храбрость — с уме¬нием сражаться. Айвенго верен своей возлюбленной и своему королю, готов помочь даже гонимому еврею Исааку, хотя, в соответствии с убеждениями того века, евреи были повсюду гонимы.

Особенно реа¬листически выписан целый ряд образов (принц Джон, Фрон де Беф, брат Тук, шут Вамба).

Скотт применял разные приемы в обрисовке исторических лиц. Король Ричард Львиное сердце в «Айвен¬го» — не столько реальный феодал, монарх, сколько фольклорный персонаж, добрый король, подобный тем, какие изображались в народных балладах. На образах, почерпнутых в фольклорных балладах, основан образ разбойника Локсли. (Робин Гуда).

Вальтер Скотт создал по сути новый жанр – исторический роман, в котором, по меткому выражению Пушкина, история предстает домашним образом. Мы видим как вымышленных героев, так и подлинно действовавших в истории королей, принцев, епископов.

Скотт установил законы нового жанра и блестяще воплотил их на практике. В его произведениях показаны в действии огромные массы людей, конфликты, опре¬деляющие перевороты в судьбах целых сословий и клас¬сов, отражено движение истории. Скотт вывел роман за узкие рамки, связав даже семейно-бытовые конфликты с судьбами нации и государства в целом. Романист мастерски характе¬ризует черты поведения, свойственные людям определен¬ной социальной среды; обычаи, нравы, типичные для разных форм общества, быта.

Он впервые показал образцы того, как можно воспроизвести национальные особенно¬сти характера. В языке писатель умело держался на грани между воспроизведением особенностей речи прошлых эпох и современным литературным языком. Новые художественные черты, которые внесены Вальтер Скоттом в эпическую литературу: широкое изображение обычаев и реальных обстоятельств, драматизм действия и, в тесной связи с этим, новое значение диалога в романе.

Творчество Вальтера Скотта оказало огром¬ное влияние на литературу Англии и других стран Запада. Его романы породили множество подражаний. Исто¬рический роман стал одним из наиболее популярных жан¬ров в эпоху романтизма. В. Гюго, А. Дюма-отец, П. Мериме, Ф. Купер и др. создали свои варианты исторического жанра, зачинателем которого явился Скотт.

В России Скотт был хорошо известен уже с 20-х гг. 19 в. А. С. Пушкин отметил, что Скотт не имел «...холопско¬го пристрастия к королям и героям», другими словами, без идеализации изо¬бражал коронованных особ и вельмож, в отличие от писателей периода абсолютизма. Высоко оценив Скотта как создателя исторического романа, В. Г. Белинский писал о нем: «...дать историческое направление искусству XIX века — значило гениально угадать тайну совре¬менной жизни».

Творчество романиста оказало влияние и на исто¬рическую прозу русских писателей, в том числе на повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», на повесть Н. В. Гоголя «Та¬рас Бульба», на роман Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный». Ни один писатель XIX и XX в., обращавшийся в своем творчестве к воссозданию прошлого, не мог пройти мимо законов исторического романа, которые создал Вальтер Скотт.

Шотлан­дец Вальтер Скотт (1771 —1832) выступил в конце 1790-х и в 1800-х годах как переводчик, журналист, собиратель фольклора, автор романтических поэм и баллад. Примечателен был выбор произведения для перевода: он перевел историческую драму Гете «Гец фон Берлихинген». А в 1814 году Вальтер Скотт неожиданно стал всемирно известным писателем. Это случилось после выхода в свет его первого романа «Уэверли». За этим произведением по­следовали еще двадцать пять романов, несколько сборников рас­сказов, пьес, поэм, двухтомник «История Шотландии», многотом­ная «Жизнь Наполеона Бонапарта» и другие сочинения, написанные их автором в течение семнадцати лет (с 1814 по 1831 год). Гро­мадное количество художественных образов было создано за это время «шотландским чародеем», который поразил своих читателей поэтичностью и живостью нарисованных им картин народной жизни и невиданной еще (даже по сравнению с Филдингом) ши­ротой охвата действительности.

Каждое новое произведение Скотта тотчас же переводилось на иностранные языки, «...влияние его на европейскую историче­скую мысль, литературу и искусство было необычайно».

Новаторство Скотта, так глубоко поразившее людей его поко­ления, заключалось в том, что он создал жанр исторического ро­мана, «до него не существовавший» (В. Г. Белинский).

В основу мировоззрения и творчества Скотта лег громадный политический, социальный и нравственный опыт народных масс горной Шотландии, в течение четырех с половиной столетий бо­ровшейся за свою национальную независимость против экономиче­ски гораздо более развитой Англии. При жизни Скотта в Шот­ландии, наряду с быстро развивающимся (в Лоуленде) капита­лизмом, еще сохранились остатки феодального и даже патриархаль­ного (кланового) укладов.

Художники, писатели, историки, философы Англии и Франции в 10—20-х годах XIX века много размышляли о путях и законах исторического развития: на это их постоянно наталкивало зрелище громадных экономических и социальных сдвигов, политических бурь и революций, пережитых народами за двадцать пять лет (с 1789 по 1814 год).

XIX век — по преимуществу исторический век, в это время историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собой все сферы современного сознания. К этим же мыслям обращался и Скотт, сумевший, по словам А. С. Пушкина, указать своим современникам на «...источники совершенно новые, неподозреваемые прежде, несмотря на существование исторической драмы, созданной Шекспиром и Гете».

Скотт — создатель жанра исторического романа (2).