Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы НХК.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
478.72 Кб
Скачать

13. Классификация русского народного костюма. Основные компоненты, элементы и функции традиционного костюма.

Многообразие подходов к классификации рус. нар. костюма. По уч. пособию под ред. Баклановой:

1. по региональному признаку (южнорусский паневный и северорусский сарафанный комплексы и др.);

2.по этнолокальному признаку (местные разновидности региональных комплексов);

3.по половозрастному признаку (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);

4.по степени зажиточности владельца;

5.по сословной принадлежности (к однодворцам, казачеству и др.);

6.по социально-бытовым функциям (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, пожнивные);

7.по практическому назначению (нательная, горничная, верхняя одежда).

В понятие комплекса входит: одежда (с многими элементами), головной убор, прическа, грим, обувь.

В Южнорусский паневный комплекс входят: богато вышитая рубаха, клетчатая панёва (набедренная одежда типа юбки, одеваемая на рубаху. Из шерстяной клетчатой ткани, синей, черной, реже красной), пояс, передник («запон»), а также наплечная одежда типа укороченной рубахи («навершник» - для замужних женщин), дополнения и украшения, кичкообразный головной убор («сорока»), обувь. В композиции паневного комплекса преобладает принцип симметрии, наличие двух согласованных центров средоточия декора: наверху (головной убор и плечевой пояс) и внизу (подол поневы, рубахи и низ передника). Овальный силуэт южнорусского паневного комплекса, горизонтальность расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи придавали женской фигуре подчеркнутую массивность (вместе с подражанием животным и птицам в формах головных уборов изначально это выступало в качестве своеобразной маскировки, родственной ритуальным маскам, и выполняло роль оберега). Геометрический орнамент.

Южнорусские головные уборы отличались яркостью и насыщенностью декора. Для их со здания использовались самые различные отделочные материалы: позумент, блестки, тесьма, пуговицы, бисер, птичьи перья, шерстяная бахрома, помпоны и т.п. Сорока: кичка (твердая основа, надеваемая на голову) и сорока (мягкий чехол, покрывающий голову и дополняемый многими деталями). Название можно объяснить пестротой используемых материалов и названием отдельных ее частей «крылышки», «подкрылки», «хвост». В названии содержится отождествление с птицей сорокой, которую вешали в конюшнях для оберега. Головной убор сорока служил оберегом от домового, который, по поверью, мог утащить женщину за волосы на чердак.

К поясным украшениям южнорусского костюма относятся однолопастные и двулопастные прямоугольные подвески, располагавшиеся сзади, украшенные бусами, бисером, пуговицами, шерстяной бахромой.

Северорусский сарафанный комплекс входят: рубаха, сарафан, пояс, иногда передник, душегрея, головной убор на жесткой основе типа кокошника, кожаная обувь. Косоклинный сарафан, по существу, не связан с кокошником и в северо-великорусских губерниях сопровождался головным убором кичкой – «волосник» - с твердой основой, сорокой и бисерным позатыльником. В сарафанном комплексе центр композиционной связи всех элементов костюма, декорировавшийся, особенно пышно, приходился на верхнюю часть костюма головной убор и плечевой пояс.

Рубаха со сборкой у воротника и на рукавах связана в основном с сарафанным комплексом. Важной составной частью северорусского сарафанного комплекса была наплечная одежда душегрея - род короткого сарафана с рукавами («холодник») или без рукавов («обжим»). Наряду с ней бытовала и совсем коротенькая безрукавка на лямках («перышки», «боры») с трубчатыми складками на спине. Особенно нарядные образцы такой одежды изготавливались из узорных шелковых тканей, парчи, бархата, сплошь расшитого золотыми нитями. Зачастую для отделки использовали золотую бахрому, блестки, бисер. Для тепла душегрейки подбивали ватой.

Парочка — комплекс из юбки и кофты (или цельного платья), сшитый из фабричной ситцевой ткани.

Самый распространенный головной убор праздничный – кокошник. 3 вида: однорогий; в виде цилиндрической шапки с плоским дном; с плоским овальным верхом и выступом надо лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольником. Также носили платки носили поверх кокошников и повойников. Весьма дорогостоящие платки белого, вишне­вого, синего, фиолетового цветов с широкой вышитой каймой.

Для севера характерен красный цвет.

Замужние крестьянки в отличие от девиц обычно заплетали волосы в две косы на висках и завязывали их надо лбом, образуя «рога», или закручивали узлом на затылке. Девушки носили красные узорные платки, сложенные по диагонали в несколько рядов, что называлось «в складку». На севере особо нарядные уборы невест, известные под названиями «рефетка», «рефиль», обычно низались жемчугом и разноцветными камешками. Ко многим праздничным женским и девичьим головным уборам надо лбом пришивали сетки из жемчуга, стекляруса или белого бисера, закрывавшие весь лоб до бровей и даже ниже. Такие сетки назывались «рясы», «поднизи». Общеславянским головным, убором было «головное полотенце» («ширинка», «убрус», «похватка»), которое делалось из белого льняного холста, обрезанного по ширине ткани (откуда и название «ширинка»), с вышитыми или затканными красней нитью концами.

Вступление девушки в брак означало ее полное подчинение семье мужа. По представлениям древних славян, волосы обладали чарующей магической силой, связанной с идеей плодородия, продолжения рода и его благополучия, олицетворяли половую силу. Этим объясняется большое значение, которое придавалось в свадебных обрядах акту перемены прически и головного убора (распускание и расчесывание волос перед венцом как символ вступления в брак, плачи невесты по ее девичьей косе — «красоте», выкуп женихом косы невесты, обряд «скручивания», когда после венца свахи заплетали волосы новобрачной в две косы и навсегда скрывали их от посторонних глаз под женским головным убором).

Большим вышитым платком или фатой из шелковой или прозрачной кисеи закрывали в свадебном обряде лицо невесты. Молодые женщины до рождения первого ребенка на свой праздничный головной убор набрасывали фату, украшенную по краю полосой золотого галуна, шелковой лентой и кружевом.

Вывод:

Головной убор русских крестьянок занимал главенствующее положение в иерархии частей костюмного ансамбля, являлся его композиционным центром, местом наибольшего средоточия, декора и отличался многозначностью и метафоричностью своего художественного образа. Он отражал космологические, эстетические и этические представления крестьянок, их национальность, возраст и семейное положение (головные уборы девушек, просватанных девушек, молодух, старух, вдов), социальный статус, место проживания. Головной убор выполнял обереговую, продуцирующую, эмотивную, эротическую (привлечение внимания), утилитарную и другие функции. Метаморфичность художественного образа головных уборов крестьянок проявилась в их формах и названиях. Символика головного убора в образной системе костюмного комплекса, отражающей, как мы уже отмечали, представления крестьян о мироздании, связывалась с его верхним ярусом. Потому наиболее часто мотивами орнамента головных уборов были солярные знаки, птицы и древо жизни. Как часть костюмного ансамбля головной убор подчинялся законам этой большой формы. Этнографы считают раскрашивание лица одним из древних ритуальных обычаев, несомненно, связанных с переходными обрядами совершеннолетия и брака.

Мужской костюм русских крестьян отличался однотипностью и состоял из рубахи навыпуск, пояса, портов, верхнего и нижнего кафтанов, головного убора и обуви — лаптей или сапог. Рубахи шили из льняного или конопляного холста, украшались по вороту и рукавам. Длина до колена. Праздничные рубахи выбеливались. Косоворотка (с разрезом слева на груди) короче, распространилась после нашествия татар. Порты – неширокие штаны из грубой холщевой или шерстяной ткани. Будничные штаны шили из грубой холщовой или шерстяной ткани, а праздничные шаровары - из высококачественной шерсти черного, серого, синего цветов с продольными набивными узорами. Кафтан (или зипун, армяк…) шили из сукна, приталенный (как халат). Шубы и полушубки – из овчины, кошачьего меха. Овчинная шуба - древнейший символ семейного благополучия. Пояс тканый, витой, плетеный, вязаный, ременный. Парни подпоясывались по нижней одежды, а взрослые по верхней. Пояс как оберег. На новорожденного сразу после крещения надевали поясок. Распоясать означало обесчестить. Прически: 18 век – распущенные волосы, длинные заплетали в косы, 19 век – постриг в «кружок». Головные уборы валялись из шерсти, их надевали «на одно ухо». К 19 веку появ. городские детали: часы, цепочки, брелоки, трости, калоши.

Детская одежда и покроем, и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей. Деревенские мальчики и девочки ходили летом в длинных подпоясанных рубахах из льняного или конопляного полотна. Подростки же носили как длинные рубахи, так и комплекты, из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами.

Сарафан - собирательный термин, который обозначает определяющий элемент женского северорусского народного костюма - длинную горничную одежду на широких плечиках (с рукавами или без рукавов) или на лямках. Глухой косоклинный сарафан («глухарь», «горбун», «костолан» и проч.). На сгибе перегнутого пополам, полотнища прорезали отверстие для головы. Дополнительные клинья соединяли перед и спинку сарафана. Первоначально наиболее старинные образцы сарафанов имели «для фасона» пришитые со спины длинные узкие рукава, зачастую фальшивые. Обычно их затыкали за пояс или связывали узлом на спине.

У распашных косоклиннных сарафанов основной признак - два прямых полотнища спереди и одно сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате.

Прямые (круглые, московские) сарафаны относятся к третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, густо сосборенных у верхнего края. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки. Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался «с передком» или «с грудкой». Обычно круглые сарафаны украшались по подолу двумя-тремя, полосами кружев, лент или позумента.

Сарафаны с лифом, пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.

Особую роль в украшении распашных сарафанов играли пуговицы. Филигранные, со стеклянными вставками, дутые, гладкие, ажурные - они порою достигали размеров куриного яйца.

Дополнением праздничного костюма служил нарядный носовой платок, который принято было держать в левой руке. Всевозможные ушные височные, шейные украшения, украшения рук и поясов. Все украшения народного костюма обладали обереговым и декоративным назначением.

Обувь:

- лапти, которые носили и мужчины, и женщины, и дети.

- массивные кожаные туфли - коты, украшенные аппликациями из кожи и ткани, медными гвоз­диками. Их закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах.

- кожаные сапоги с высокими каблуками и тупыми носами, с высокими голенищами, собранными в мелкие поперечные складки — «морщины». Над морщинами полагались лаковые «бураки» — полоски кожи, иногда другого цвета, выстроченные узорами и даже украшенные металлическими заклепками. Часто на задники и края носков набирались узоры из медных гвоздиков.

- зимней обувью были валяные сапоги - валенки («катанки», «катанцы», «пимы»).

Следует отметить переходный характер действий, производимых с ногами и относящихся в основном к девушке. Ярче всего, как и полагается, они выступают в свадебном обряде, например, в почти обязательном дарении женихом невесте обуви (наряду с женским головным убором, туалетным набором, шубой и проч.) и обычае забрасывания обувью.