Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
zzz.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
111.09 Кб
Скачать

16. Философско-религиозные истоки новоевропейского естествознания. Новое время как эпоха механицизма.

В период формирования новой науки о природе — экспериментально-математического естествознания — происходит пересмотр важнейших оснований античной и средневековой физики и даже математики, переосмысляется понятие природы, как оно сложилось в античности и — в главном — сохранялось в средние века. Примерно с середины XVI и до конца XVII в. меняются и картина мира, которая просуществовала с незначительными изменениями почти два тысячелетия, и принципы познания этого мира. И хотя ряд предпосылок такого изменения был подготовлен уже в позднем средневековье, тем не менее XVII век справедливо характеризуют как век научной революции.

Укажем наиболее важные из принципов, изменение которых привело в конце концов к пересмотру оснований науки о природе.

1) Античная и средневековая физика исходила из разделения всего сущего на естественное (природное) и искусственное (созданное человеком, артефакт). В античной философии и науке природа мыслилась через противопоставление ее не-природному, искусственному, тому, что носило название “техне” и было продуктом человеческих рук. Поэтому греки строго различали науку, с одной стороны, и механические искусства — с другой. Наука физика, согласно древним, рассматривает сущность вещей, их свойства и движения, как они существуют сами по себе. Механика же — это искусство, создающее инструменты для таких действий, которые не могут быть произведены природой. Механика — не часть физики, а искусство построения машин: она представляет собой не познание того, что есть в природе, а изготовление того, чего в природе нет.

И ведь несомненно, что в механике нет правил, которые не принадлежали бы физике (частью или видом которой механика является); поэтому все искусственные предметы вместе с тем предметы естественные.”.

Р.Декарт.

Происходит отождествление искусственного и естественного. Можно смоделировать природный процесс с помощью искусственных средств.

17. Проблема метода в науке. Метод – как инструмент построения «нового мира». Основные правила Метода. (р. Декарт)

Прежняя наука по Декарту выглядит как древний город с его внеплановыми постройками, а новая наука должна создаваться по единому плану, по замыслу одного инженера, и с помощью единого метода. Создание этого нового метода мышления, научного исследования требует прочного незыблемого основания. Таки основанием, согласно Декарту, может быть только сам человеческий разум, его внутренние первоистоки. То есть та точка, из которой он произрастает и которая поэтому обладает наивысшей достоверностью – это самосознание.

Перейдем к проблеме метода. Поскольку позиции можно занимать разные, то их требуется как-то приводить к общему знаменателю. Поэтому любому познанию требуется метод, то есть некоторый алгоритм, который позволит нам выстраивать наше познание таким образом, чтобы находиться, по крайней мере, в одной области, где мы можем друг друга понимать.

«Под методом, - пишет Декарт, - я разумею точные и простые правила,

строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и, без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания того, что ему недоступно». Декарт понимает метод как нечто единое для всех наук, возводя это понятие к греческому понятию «метода», то есть путь следования.

Декарт говорит, что метод истину не открывает. То есть с помощью метода мы в науке истин не открываем. Мы открываем какие-то знания, которые могут быть достоверны более или менее, степень достоверности этих знаний можно повышать, поэтому Декарт вводит в науку процедуру верификации.

Как тогда истину открыть? Тут Декарт обращает нас к интуиции

ума. То есть истина нам уже дана изначально, и требуется только некоторое усилие, чтобы обнаружить в себе эту истину. Если бы она не была очевидна, то есть умозрительна, то тогда об этой истине нам должен был кто-то рассказать, но мы не можем полагаться на какие-то авторитеты. Таким образом, единственный метод для

истины оказывается некоторое свойство разума, которое Декарт называет lumen naturale (естественный свет). «Метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности». Декарт призывает изгнать случайность из природы. И так и происходит. Случайными нам представляются те явления, причины которых мы пока не можем объяснить, но именно пока. Образно говоря, метод превращает научное познание из кустарного промысла в промышленность, из спорадического и случайного обнаружения истин - в систематическое и планомерное их производство. Метод позволяет науке ориентироваться не на отдельные открытия, а идти, так сказать, "сплошным фронтом", не оставляя лакун или пропущенных звеньев. Научное знание, как его предвидит Декарт, - это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины. Но исходим мы из того, что эта сетка изначально уже есть и нам ее нужно заполнить. Процесс сознания, таким образом, превращается в своего рода поточную линию.

Декарт формулирует основные правила метода так:

1. Начинать с простого и очевидного.

2. Из него путем дедукции получать более сложные высказывания

3. Действуя при этом так, чтобы не было упущено ни единого звена, т.е. сохраняя непрерывность цепи умозаключений

4. Составлять списки, то есть постоянно проверять себя, фиксировать все действия.

Для выполнения этих действий необходимы две способности ума: интуиция и дедукция. С помощью интуиции ум усматривает первые начала, простейшие и очевидные, которые можно интуитивно постичь с первого взгляда и через самих себя непосредственно. А дедукция нужна, чтобы из этих первых начал вывести все остальные положения.

Остановимся на первых началах, которые Декарт называет «естественным светом».

Внутри этой темы естественного света разума явно просматривается присущий Декарту поиск таких мысленных состояний, которые не являются изобретенными или придуманными, то есть то, что стоит перед фигурой сомнения. Иначе говоря, это та самая точка или опора, которая не есть продукт мышления, и не будучи продуктом мышления, защищена от обычного обмана

Образцом дедукции для Декарта выступает математика. Даже в понятии природы Декарт оставляет только те определения, а именно протяжение, фигуру и движение, которые составляют предмет математического исследования. Математика изучает отношения предметов, но прежде чем их установить, необходимо ввести измерение или единицу

измерения. И Декарт подчеркивает, что основание для измерения не обязательно должно иметь место в самом объекте. Оно может быть только мыслимо, то есть устанавливаться произвольно. Все те измерения, которые не имеют основания в вещах, являются созданиями интеллекта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]