Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Программа к ИГА Дизайн 2012.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
375.3 Кб
Скачать

27. Становление дизайна после первой мировой войны; Германия, Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.

БАУХАУЗ - Высшая школа строительства и художеств, конструирования (Hochschule fur Bau und Gestaltung), учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии. Основана в 1919 архитектором В. Гропиусом в Веймаре, в 1925 переведено в Дессау, в 1933 упразднено фашистами. Руководители, опираясь на эстетику функционализма, ставили целью выработать универсальные принципы современного формообразования в пластических искусствах; они стремились к комплексному художественному решению современной материально-бытовой среды, развивали у студентов способность эстетически-творческого осмысления новых материалов и конструкций, учили осознавать специфическую красоту функционально обусловленных форм предметов, создаваемых в условиях современного машинного производства. В "Б." главным звеном учебного процесса была трудовая практика студентов в производственных, художественных и проектных мастерских, где, наряду с работами этюдно-учебного характера, создавались архитектурные проекты (в том числе типовые проекты жилых домов), образцы массовой промышленной продукции (главным образом мебели, ламп, тканей), произведения декоративной живописи и пластики. Преподавательскую и творчески-экспериментальную работу в "Б" вели крупные архитекторы-функционалисты (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роз), пионеры современного дизайна (И. Иттен, Л. Мохой-Надь), а также некоторые художники-авангардисты (П. Клее, В. В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер). Теоретическая и практическая деятельность "Б" сыграла важную роль для утверждения принципов рационализма в мировой архитектуре 20 в. и становления современного художественного конструирования.

Функционализм в архитектуре начала ХХ века. В архитектуре ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Функционализм, воплощенный в Баухаузе - идеологическом, производственном и учебном центре художественной жизни не только Германии, на и всей Западной Европы, стал самым значительным направлением западной архитектуры в 1920-е годы.

Классический пример этого направления - здание Баухауза в Дессау (архитектор В. Гропиус, 1925-1926). Тезис «Форма должна соответствовать функции, т.е. практическому применению» был выдвинут американским архитектором Л. Салливеном еще в конце XIX века.

Функционализм требовал строгого соответствия формы здания и его частей протекающим в нем производственным и бытовым процессам (функциям) и отказу от всего, что не отвечает его практическому применению. С эстетической точки зрения новая архитектура, лишенная украшательских излишеств, должна была восприниматься человеком в процессе движения в ней и вокруг нее (единство пространства и времени).

Среди его представителей: утилитарист Бруно Таут, применивший в строительстве стекло и бетон и пропагандирующий цвет в архитектуре, рационалист Людвиг Мис ван дер Роэ, выдвинувший идею совершенной «универсальной формы» и новую концепцию пространства, в котором стена приобретая самостоятельное значение, связывает внутреннее пространство с окружающей средой. Много способствовал распространению стиля архитектуры функционализма Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье, один из крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные решения как функциональные, так и формально-эстетические, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. Достаточно вспомнить «пять принципов» Ле Корбюзье: дом на железобетонных столбах с зеленой зоной между ними, плоская крыша, используемая в качестве сада, гибкая планировка интерьера, сплошные горизонтально протяженные окна, свободное решение фасада. С конца 20-х гг. функционализм утвердился во всех странах Западной Европы, в США и Японии, однако в процессе своего распространения он терял черты творческого метода, превращаясь в некий «международный стиль», оперирующий внешними атрибутами целесообразной формы.