Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТМО.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
417.79 Кб
Скачать
    1. Международные конфликты и международное сотрудничество

Международный конфликт – особое политическое отношение двух или нескольких сторон – народов, государств или группы государств, – концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.

Международный конфликт как политическое отношение воспроизводит не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру субъективные, противоречия, обусловленные спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране.

Международные конфликты независимо от любых специфических признаков, которые присущи каждому из них, объективно порождаются как особые конкретно-исторические политические отношения между странами или группами стран в пределах определенного пространственно-временного континуума. Они воспроизводят непосредственно или в опосредованной форме, в том или ином виде отражая расстановку и соотношение сил на международной арене, состояние и развитие системы международных отношений и ее структуры на различных уровнях, а также другие, более или менее связанные с этим глобальные, региональные или двусторонние противоречия современного мира, сложные, постоянно развивающиеся условия в различных частях земного шара, множество конкретных ситуаций на различных уровнях международных отношений.

Субъектами конфликта выспупают отдельные государства, а также партии, организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликтов, связанных с отправлением властных функций. Атрибутом, основной характеристикой субъектов конфликта до последнего времени является сила. Под ней понимается способность одного субъекта конфликта заставить или убедить другого субъекта конфликта сделать то, что в другой ситуации он делать не стал бы. Иными словами, сила субъекта конфликта означает способность к принуждению.

Понятие силы государства не сводится только к его военной силе. Г. Моргентау выделял в этом понятии девять факторов:

  1. географическое положение;

  2. естественные ресурсы;

  3. промышленные возможности;

  4. военный потенциал; население;

  5. национальный характер;

  6. национальную мораль степень поддержки населения;

  7. качество дипломатии; качество правительства [].

При изучении международного конфликта необходимо различать понятия конфликта и конфликтности в международных отношениях. Конфликтность может рассматриваться как общая черта, присущая той или иной международно-политической ситуации или даже целой исторической эпохе.

Она, в конечном счете, основана на объективных противоречиях, на доминировании конфронтационных интересов в политике целого ряда государств. Такого рода конфликтность в основе своей – функция международной напряженности, зависящая от ее степени. Она может служить фоном и предпосылкой международного конфликта, но это еще не конфликт.

Краснов Б. И. выделяет шесть стадий конфликта: Для первой стадии политического конфликта характерно сформировавшееся отношение сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий (это сформировавшееся на основе определенных объективных и субъективных противоречий принципиальное политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологические, международно-правовые, военно-стратегические, дипломатические отношения по поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной форме.)

Второй фазой конфликта является определением стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий, с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств, внутренней и международной ситуации.

Третья стадия связана с вовлечением в борьбу других участников через блоки, союзы, договоры.

Четвертая стадия – нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный.

Пятая стадия конфликта – переход одной из сторон к практическому применению силы, вначале в демонстративных целях или ограниченных масштабах.

Шестая стадия – это вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения в целях, охватываемых территориях, масштабе и уровне военных действий, применяемых военных средствах) и способный, при известных обстоятельствах, развиться до более высоких уровней вооруженной борьбы (войны как продолжения политики) всех участников.

Международный конфликт как форма политических отношений знаменует собой определенный разрыв, скачок в их развитии. Следовательно, международный конфликт, наряду с деструктивной функцией создания международной напряженности, несет в себе и нечто положительное, выполняя роль сигнализатора, свидетельствующего об изменении соотношения сил на международной арене, иначе говоря, выполняет коммуникативно-информационную функцию.

Противоположным международному конфликту по значение является международное сотрудничесиво.

Понятие «международное сотрудничество» означает процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов.

Истоки международного сотрудничества связаны с окончанием религиозных войн в Европе и установлением Вестфальского мира. Одним из важнейших достижений Вестфальского договора стало формирование основы правовых отношений между государствами, что создало условия для становления и последующего развития международного сотрудничества. Исходными пунктами сотрудничества государств как политических единиц становятся взаимное уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела друг друга, а его центральными целями – сознательное стремление правительств к дальнейшему укреплению национальной безопасности и независимости. В свою очередь, забота о собственном суверенитете заставила государства согласиться с правом сосуществования и с его основополагающим принципом – юридическим равноправием. Право сосуществования вменяло государствам: не вмешиваться во внутренние дела друг друга, не нарушать договоры, не вести несправедливые войны, не создавать препятствий для дипломатической деятельности официальных представителей других стран на своей территории и т.п. Поэтому теоретический статус проблемы сотрудничества в международно-политической науке оказался неразрывно связанным с анализом противоборства и конфликтов между независимыми государствами.

В современной международно-политической науке сформировалось несколько подходов к пониманию международного сотрудничества и его типов [10].

  1. Сотрудничество – это не отсутствие конфликта, но освобождение от его крайних, кризисных форм. Ж.-П. Дерриенник предположил, что «два актора находятся в состоянии сотрудничества, когда каждый из них может быть удовлетворен только в том случае, если удовлетворен и другой, то есть когда каждый из них может добиться достижения своей цели только тогда, когда этого может добиться и другой... Результатом чисто кооперативного отношения может быть ситуация, в которой либо оба автора удовлетворены, либо не удовлетворен ни один из них».

  2. Р. Кохэн понимает сотрудничество как ситуацию, «когда одни акторы регулируют свое поведение в соответствии с фактическими или ожидаемыми предпочтениями других, через процесс взаимной координации политик». Т.е. межгосударственное сотрудничество предполагает наличие трех элементов:

  • общих целей государств-партнеров;

  • ожидание ими выгод от ситуации;

  • взаимный характер этих выгод.

  1. Х. Милнер рассматривает сотрудничество как ситуацию, при которой «каждый актор не обязательно помогает другому, но, делая это, он ожидает улучшения своей собственной ситуации, что ведет к взаимной координации государственных политик». Такое понимание дает возможность отличать сотрудничество от не сотрудничества, то есть от такого поведения, когда акторы не учитывают последствия своих действий для других, а также от бездействия, то есть от поведения субъектов МО, которое не предотвращает отрицательные последствия для политики других сторон. Наличие консенсуса относительно содержания понятия «межгосударственное сотрудничество» дает возможность создания первичной классификации кооперативных ситуаций. С этой точки зрения могут быть выделены следующие типы межгосударственного сотрудничества:

  • переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия (это одновременно и путь к сотрудничеству, и показатель его существования);

  • сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политики (формальные договоры и соглашения о деятельности);

  • неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров (такое сотрудничество возникает из совпадающих ожиданий акторов);

  • навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику, но одновременно корректирует и свою собственную;

  • создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии, содействующие развитию сотрудничества.

Рассматривая условия, при которых сотрудничество между государствами становится наиболее вероятным, современные исследователи выделяют ряд гипотез. Эти гипотезы не составили комплексной теории межгосударственного сотрудничества. Они только предложили серию переменных, каждая из которых делает сотрудничество более вероятным.

X. Милнер выделяет шесть таких гипотез:

  • гипотеза взаимности, основным содержанием которой является ожидание государствами выгод от сотрудничества и опасение потерь и даже наказаний в случае уклонения от него;

  • гипотеза количества акторов, согласно которой перспективы сотрудничества возрастают с уменьшением числа взаимодействующих государств;

  • гипотеза итерации, по которой возможности государств на пути сотрудничества связаны с длительностью их предыдущего взаимодействия;

  • гипотеза международных режимов, то есть о нормах, принципах и процедурах принятия решений, совокупность которых представляет собой центры межгосударственного сотрудничества;

  • гипотеза эпистемических сообществ, описывающую ту роль, которую играют в развитии межгосударственного сотрудничества профессиональные эксперты, разделяющие общее понимание проблемы и вырабатывающие общие пути ее решения;

  • гипотеза асимметрии силы, с позиций которой сотрудничество является более вероятным, если в наличии имеется сильное и заинтересованное государство-гегемон.

Основной недостаток указанных гипотез X. Милнер усматривает в том, что они не уделяют внимания внутренним источникам межгосударственного сотрудничества.

  1. С точки зрения. А. Уолферса международное сотрудничество состоит в следующем:

  • международное сотрудничество – это межгосударственное взаимодействие на основе взаимного признания суверенитета и невмешательства сотрудничающих сторон в дела друг друга;

  • стимулом, побуждающим государства к сотрудничеству, является анархичность международной среды: сотрудничество организуется там, где есть конфликт или его угроза;

  • главной целью межгосударственного сотрудничества является безопасность, а простейшей и наиболее распространенной формой – военный (военно-политический) союз.

Основные идеи межгосударственного сотрудничества связаны с противопоставлением:

  • общего интереса – национальному;

  • коллективной безопасности – значимости внешней угрозы;

  • правового регулирования международных отношений – балансу сил;

  • этики убеждения – этике ответственности;

  • эмоционального восприятия международных отношений – рациональному подходу.

  1. Теория международных режимов утверждает, что основы и мотивы межгосударственного сотрудничества в институтах, которые не являются прямым порождением международного права или международных организаций и не связаны с ними непосредственно. В качестве примеров приводятся режимы международной торговли (ГАТТ – ВТО), режимы нераспространения ОМП (оружия массового поражения) или же режимы морского судоходства. При этом международные режимы определяются как совокупность норм, принципов, правил и процедур принятия решения, которые соответствуют ожиданиям акторов.

Существование режима указывает на предшествующую серию решений, принятых государствами в целях сотрудничества. Например, Дж. Грико говорит о влиянии более ранних сделок на состояние сотрудничества (и на возможности такового), а также о роли политики распределения выгод от сотрудничества, существующей в рамках режима. Распределение силы в международном масштабе рассматривается как основа режимов и как ответственность за изменения, которые происходят в них. Таким образом:

  • режимы облегчают сотрудничество с помощью тех функций, которыми они служат государствам;

  • режимы смягчают последствия международной анархии для государств, побуждая к децентрализованному осуществлению соглашений;

  • режимы рассматриваются как средство улучшения информации каждой стороны о поведении других сторон;

  • способствуют изменению структуры операционных издержек сотрудничества, сокращая «стимулы для нарушения принципов режима».

Следовательно, с одной стороны, режимы уменьшают неуверенность государств и их опасения, что другие нарушат сотрудничество, а с другой стороны – склонность самих государств к подобному нарушению.

6. Социологический подход к анализу международного сотрудничества основан на понимании современного мира как единого пространства, структурированного многообразными и все более широкими сетями социальных взаимодействий, как процесс постепенного формирования глобального гражданского общества. Он трактует изменения, происходящие сегодня в мире, как процесс формирования новой реальности, для которой характерны тотальная взаимозависимость акторов и фундаментальное изменение всех основных параметров международных отношений. Представители социологического подхода подчеркивают, что в условиях новой реальности анализ международного сотрудничества будет неадекватным, если его не проводить в более широком масштабе глобальных транснациональных связей и взаимодействий. [10]

Общий недостаток рассмотренных выше теорий заключается в том, что они критериями международных процессов считают: рациональность политики, государственный интерес, баланс сил или материальное благосостояние, они не идут дальше этого. Анализ же возникающих в наши дни международных отношений требует повышенного внимания к роли социальных норм и институтов, групповых ценностей и идентичностей, культур и традиций, которые не отрицают, но мотивируют интересы сторон, участвующих в сотрудничестве.

В заключении данной главы, хотелось бы отметить, что международное сотрудничество относится к числу важнейших условий МО, характеризующее степень их стабильности. Критерии стабильности СМО связаны с ее изменениями, в зависимости от которых система либо сохраняет себя, либо трансформируется настолько, что происходит переход к иному международному порядку. Международные отношения, являясь основной формой международного сотрудничества государств на мировой арене, способствуют укреплению всеобщей безопасности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем отличаются современные подходы понимания безопасности от традиционных?

  2. Укажите сходства и различия режимов коллективной безопасности и безопасности на основе сотрудничества.

  3. Назовите условия соответствия внешней политики национальному интересу.

  4. Перечислите основные подходов к определению международного сотрудничества.

Библиографические ссылки:

  1. Косолапов Н. А. Национальная безопасность в меняющемся мире // МЭиМО. 1992, № 10. С. 45– 47.

  2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) // Независимое военное обозрение. 2005. № 13 (422), 8 апр. Режим доступа http//nvo.ng.ru/concepts/2000–01–14/6_concept.html

  3. Ротфельд А. Д. Международная безопасность: формирующаяся повестка дня. Вооружения, разоружение и международная безопасность / А. Д. Ротфельд / Ежегодник СИПРИ. 1997. С. 154.

  4. Петровский В. Россия и безопасность евразии (региональные режимы безопасности в Центральной Евразии на рубеже веков) // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 2. С. 31–32

  5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) // Независимое военное обозрение. 2005. № 13 (422), 8 апр. Режим доступа http//nvo.ng.ru/concepts/2000–01–14/6_concept.html

  6. Межуев В. Б. Моделирование понятия «национальный интерес». На примере дальневосточной политики России конца XIX – начала XX в. / В. Б. Межуев // Политические исследования. 1999. № 1. С. 26.

  7. Удалов В.В. Баланс сил и баланс интересов // Международная жизнь. 1990. № 5. С. 19-20.

  8. Там же. С. 20.

64