Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СОЦ. ЛИЧ_ ШПОРЫ.docx
Скачиваний:
39
Добавлен:
07.08.2019
Размер:
187.19 Кб
Скачать

10. Средневековая христианская традиция о сущности личности. Теоцентрическая модель личности.

Принципиально новый подход к чело­веку связан с христианством, оно поместило человека в центр мироздания. В раннем христианстве очень выразительно и по-новому зазвучала тема общения человека с Богом. Общение становится личностным, внутренне интимным, открывается возможность непосредственного Божественного откровения. Для христианина очевидно, что духовное начало в человеке доминирует над сферой и чисто биологической, и душевной, а религиоз­ность является особым измерением личности.

Средневековой обычно называется философская мысль, которая полу­чила широкое распространение в V—XVI вв. на Западе. Главной особенно­стью средневековой философии является ее теоцентрический характер, т.е. превращение Бога в основной и единственный предмет философского по­знания. Эта философия исходила из признания Бога высшей реальностью и причиной всего сущего и истолкования остального мира как его творения. Религиозная средневековая философия выделяла человека из всего творе­ния, объявляла его венцом творения, подчеркивала его Божественную сущ­ность, провозглашала принцип свободы воли человека в рамках Божествен­ного предопределения.

У св. Августина (354—430), крупнейшего христианского апологета и наи­более выдающегося из отцов церкви, человек рассматривается в свете Бога. Бог есть высшее начало его бытия, абсолютное совершенство, единствен­ное пристанище всяческой истины, образец и цель для каждого человека. Бог также является источником всего человеческого познания, потому что идеи существуют не самостоятельно, как полагал Платон, а в Божественном Слове. Таким образом, мы познаем все вещи в Боге и только в Боге, обра­щаясь от внешнего к внутреннему и от низшего к высшему. В познании истины заключено наше счастье. Августин проводит различение между свободной волей, или способнос­тью к выбору, и свободой как осуществлением добра. Человек обладает воз­можностью выбирать между добром и злом, но для того чтобы выбрать и практически осуществить добро, он нуждается в содействии Божественной благодати. Только в любви реализуется человек. Радость, которая рождает­ся от возлюбленной и обладаемой истины, — вот венец исканий каждой личности. Августин, как и философы эллинизма, полагал, что целью и смыс­лом человеческой жизни является счастье. Условием же достижения счас­тья он делал познание Бога и испытание души. Воля, разум, память явля­ются свойствами души человека, которая сотворена Богом из ничего. Вся­кий раз, когда человек рождается, душа творится Богом заново. Будучи сотворенной, она вечна, так как не состоит из частей, а разрушиться может только то, что имеет пространственные части. Углубляясь в себя, человек находит в себе некие вечные истины, источником которых не может быть земной, тварный мир. Их источником является нечто вечное, т.е. Бог, кото­рый и наделяет душу человека вечными истинами. Человек не может тво­рить вечные и неизменные идеи, он может быть лишь их восприемником.

Несомненной вершиной средневековой христианской мысли является творчество св. Фомы Аквинского (1225—1274). После смерти ему был при­своен титул «ангельский доктор», и он был причислен к лику святых Римс­ко-католической церкви. Из его обширного литературного творчества глав­ными считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Личнос­тью являются только человек, а не душа сама по себе, хотя она и может существовать независимо от тела. Душа есть субстанциальная форма тела, поэтому она целиком находится во всем теле и в каждой из его частей. И по­этому же она составляет единственное начало всей человеческой жизни. Будучи простой и духовной, душа не умирает вместе с телом. Именно она способна в полноте принимать Бога. Но такое принятие зависит от осуще­ствления свободной человеческой воли. Оно есть не что иное, как разум­ное стремление, душевная способность, имеющая своим объектом благо как таковое, а в качестве последнего блага — Абсолютное Благо. Итак, конеч­ную цель человека составляет полное постижение Бога как Высшей Исти­ны и Высшего Блага. Таким образом, для средневековых мыслителей человек — это Храм, он создан по образу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной лич­ности Творца. В целом же внутренний мир средневекового человека пред­ставлял собой противоречивое единство религиозной духовности (все люди созданы Богом и подчинены ему) и иерархической сословности (каждый человек принадлежит к определенному сословию). Эта сила подчиняла себе индивидуальность человека, его разум и чувства. Разум нужен для того, что­бы отдельный человек мог отвечать перед Богом, но не для самостоятель­ных решений. Никаких «личных прав» или «прав личности» в современном понимании Средневековье не дает.