Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
продолжение фр лит.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
05.08.2019
Размер:
543.23 Кб
Скачать

Бальзак «Утраченные иллюзии»

Крупнейшим романом Бальзака является его роман «Утраченные иллюзии». Главный герой этого романа Люсьен Шардон, земляк Растиньяка, тоже приезжает из провинции в Париж с надеждой сделать карьеру. Герой достаточно честолюбив. Однако, несмотря на красоту, молодость и талант, он терпит поражение. Он обессилен борьбой с высшим светом. Он гибнет кончая жизнь самоубийством. Об этом мы узнаем из другого его романа «Блеск и нищета куртизанок». Роман «Утраченные иллюзии» по принципу контраста связаны с «Отцом Горио». В контрасте судеб Растиньяка и Шардона и выявляется один из главных законов буржуазно-дворянского общества—закон жесткой конкуренции, обрекающей на гибель.

По мере работы над романом, его замысел все более расширяется. В 1836 г. Бальзак предполагал лишь сопоставить нравы провинции и Парижа. Он хотел показать иллюзорность представлений провинциалов о столице. Но, когда он в следующем году сдавал свой роман в печать, ему уже было ясно, что это только первая часть большого полотна, посвященного важнейшим проблемам современности. В предисловии к роману Бальзак пишет: «Изучая отношения между провинцией и Парижем, гибельную, притягательную силу столицы, автор увидел молодого человека 19 столетия в новом свете: он стал размышлять о глубокой язве эпохи, о журналистике, которая пожирает столько жизней, столько прекрасных идей». Так определяется Бальзаком тема второй части романа «Провинциальная знаменитость в Париже». – 1839 г. Цель второй части: «объяснить судьбу множества молодых писателей, столь много обещавших и так плохо кончивших». Здесь мы видим обличение Бальзаком нравов буржуазного Парижа—продажность прессы, искусства, морали, политических убеждений.

Третья часть снова переносит действие в провинцию. Называется она «Страдания изобретателя» - 1843 г. Третья часть посвящена другу Люсьена, который женился на его сестре—Давиду Сешару. Здесь расширяя и углубляя тему утраченных иллюзий, Бальзак показывает драму талантливого изобретателя, своими открытиями способствующего прогрессу, но им же и раздавленному. Он не справился с беспощадным законом конкуренции.

Люсьен Шардон—это главный герой всех трех частей. Именно с ним связана центральная тема романа, которая выведена автором в заглавие—тема «утраченных иллюзий» и важная проблема романа—проблема «несостоявшегося гения». Люсьен с детства чувствовал себя каким-то исключительным человеком. Он был умным ребенком, для него делалось все в семье. Он считал свое положение исключительным и этот его эгоизм был благодатной почвой для того, чтобы он мог считать, что ему как гению позволено все, в том числе и право приносить в жертву своему таланту людей. В этом ему помогли два человека—аристократка, занимающаяся меценатством, мадам де Баржетон и беглый каторжник Вотрен, которого мы уже видели в «Отце Горио». Именно отсутствие твердый нравственных принципов становится одной из важнейших причин краха Люсьена как поэта. Вторая причина—это неспособность героя к упорному и самоотверженному труду. Сам Бальзак напишет об этом: «Творческий труд—это изнурительная борьба, которой пугаются и которой отдаются со страхом и любовью прекрасные и могучие натуры, рискуя надорвать свои силы».

Люсьен начинает заниматься журналистикой. Талантливый, но беспринципный молодой человек, идущий на любые компромиссы, оказывается игрушкой у более сильных и имеющих власть представителей прессы. Он из одной газеты переходит в другую. В конце концов его отлучают от журналистики по негласному соглашению собратьев по перу, которые не хотели иметь в своих рядах талантливого журналиста.

Несколько слов о творчестве Бальзака. Бальзаку принадлежат слова: «Мало быть человеком, надо быть системой». Именно системой и был мир, созданный в его произведениях. Системой знаний и закономерностей жизни Франции первой половины 19 в. Бальзак называл себя доктором социальных наук.

Творчество Бальзака—это урок величайшей диалектики, которая учит видеть в одном и том же борьбу и единство взаимоисключающих начал. Поэтому он показал общество в одно и то же время и в процессе цветения, расцвета, подъема и общество, показанное в самом начале своего разложения. Герои Бальзака несут в себе и красоту и в то же время разрушительное начало. Его героев нельзя рассматривать по каким-то канонам. И отнести их либо к положительным, либо к отрицательным героям. Они живые люди с их достоинствами и недостатками.

Вечная мысль Бальзака –это то, что для личности и общества губительным является следование ложным идеалам.

Гюго, Виктор Мари (1802 - 1885) - знаменитый французский поэт, драматург, романист и глава французской романтической школы. Складывавшийся в эпоху Великой Французской Революции, романтизм сам выковывал свои новые формы в пылкой борьбе с классицизмом - этим, по выражению Гюго, "старым порядком", деспотическая власть которого тяжко угнетала литературу. Первыми произведениями Гюго, в которых вполне определилось романтическое направление, были драма "Кромвель" (1827) .С этого времени до 1851 г. Гюго выпустил целый ряд лирических сборников, драм, повестей и романов. Самым крупным произведением этого периода является роман "Собор Парижской Богоматери", с большой яркостью воссоздающий французскую жизнь конца средневековья.

В 1827 Гюго пишет драму «Кромвель» и в предисловии к ней излагает принципы романтизма. Пять принципов сформулировал Гюго. Первый — «долой традиционные книжные правила. Не надо подражать авторитетам, а надо слушаться лишь голоса природы, правды и своего вдохновения». Второй принцип — не «персонажи» — воплощение величественного, трагического или безобразного, а живые люди с их контрастами величественного и смешного, трагического и комического, прекрасного и безобразного. Третий принцип — долой классические три единства (времени, места и действия). Отсюда четвёртое требование — не абстрактная, а конкретная обстановка. «Точность места — один из первых элементов реальности». «Нельзя уделять одинакового количества времени всем событиям». Яркое и выдающееся, гротескное — таков предмет изучения поэта. Индивидуальное и величественное, — вот его действительность. «Искусство — почти божественно», «поэт — бог, поэт — творец».

За три года до Июльской революции Гюго опубликовал драму “Кромвель”, предисловие к которой было рассмотрено выше. В ней изображены события, связанные с английской буржуазной революцией 1649—1659 годов, когда после казни короля Карла I протектором республики стал Оливер Кромвель. В эпоху Реставрации такого рода сюжет уже сам по себе представлял политическую крамолу, тем более, что он в целом был разрешен с республиканских позиций. Сама драма, как и “Предисловие” к ней, знаменовала дальнейшее “полевение” автора, начавшего критически переосмысливать монархические идеалы. Автор “Кромвеля” понимал, что его драма не будет представлена на сцепе не только потому, что она оказалась слишком громоздкой, но и вследствие того, что она не соответствовала духу мрачного режима Реставрации и по политическим соображениям не могла быть допущена к постановке. “Приходилось выбирать,— писал Гюго в “Предисловии”,—либо фальшивая, натянутая, угодливая трагедия, которая будет поставлена на сцене, либо дерзко-правдивая драма, которая будет отвергнута. Ради первой не стоило трудиться, и автор попробовал написать вторую”.

Вступив в полемику с монархическими историками (о монархических историках Гюго писал: “Почти все они ограничивались тем, что воспроизвели в увеличенном виде простой и зловещий силуэт Кромвеля, начертанный Боссю с его монархической и католической точки зрения, с его епископской кафедры, опирающейся на трон Людовика XIV”), преднамеренно искажавшими образ Кромвеля (для них Кромвель являлся лишь закоренелым преступником-цареубийцей), в своем “Предисловии” к драме Гюго указывал, что он ставит себе задачей показать образ Кромвеля во всей его сложности и противоречивости: “Наряду с воином и государственным деятелем нужно было еще обрисовать богослова, педанта, скверного поэта, духовидца, комедианта, отца, мужа, человека-Протея, словом, двойного Кромвеля — (человека и мужа)”.

Драматург наделяет Кромвеля чертами проницательного политика, отлично улаживающего конфликты Англии с различными государствами ради упрочения своей власти, служившей, в конечном счете, интересам буржуазии и нового дворянства.

Сделавшись протектором Англии, Кромвель почти единолично управляет государством, приведя к полному повиновению фанатических пуритан. Он держит нить монархического заговора в своих руках и в любой момент может послать на плаху любого непокорного лорда, ростовщика или поэта. Он уже собирался отправить на эшафот поэта Девенанта и ряд других заговорщиков, но, стремясь заручиться поддержкой народа, великодушно прощает своих политических противников.

Сюжет драмы, как и ряд ее главных образов, основан на материале исторических хроник и мемуаров. Впервые в этой драме Гюго поставил проблему узурпации власти диктатором и попытался разрешить эту проблему с республиканских позиций. Вот почему Гюго показывает в своей драме не первый этап деятельности Кромвеля-полководца, когда он возглавил революцию, направленную против монархической власти, и добился казни Карла I. Кромвель предстает в драме Гюго в апогее своего могущества. Он владыка Англии, Шотландии и Ирландии, перед ним заискивают европейские монархи, и вот он сам—величайший честолюбец— пытается осуществить конечную цель своей жизни: стать монархом. Гюго старается показать, как протектор разыгрывал величественный фарс — добиваясь короны, он пытался убедить окружающих, что она не нужна ему: “Он протягивает руку к скипетру и вновь опускает ее; он украдкой подбирается к трону, с которого он смёл правившую династию... Необычайная развязка!

В этот самый день, в присутствии народа, своих войск, общин, в большом зале Вестминстера, на тех самых подмостках, с которых он рассчитывал сойти королем, он внезапно словно пробуждается при виде короны, спрашивает себя, не сон ли это—что значит это торжество?—и в речи, длящейся три часа, отказывается от королевского звания”. Этот момент в жизни Кромвеля и послужил Гюго исходной точкой для основного конфликта пьесы.

В последнем действии драмы, носящем название “Рабочие”, Гюго показал английский парод, выражающий решительное недовольство поведением Кромвеля. Только страх перед пародом, как это ясно изображено у Гюго, мешает Кромвелю возложить на себя корону, которую ему раболепно преподносит английский парламент. В великолепной сцене подготовки к коронации народ гневно осуждает ренегатство Кромвеля. Когда умолкают негодующие крики толпы, полковник-республиканец многозначительно замечает: “Народ молчит. Гроза в молчанье этом”.

Мильтоп—поэт английской революции XVII века—оплакивает героическое прошлое Кромвеля, пожелавшего променять свою революционную и военную славу на постыдный королевский титул:

“Для сана бросил редкостную славу! Какое униженье для Кромвеля: На титул имя он свое меняет”.

Кульминационным моментом драмы является четвертое явление третьего действия, где Мильтон обращается к Кромвелю с пространной речью в защиту республики, осуждая монархическую тиранию, и уговаривает его остаться протектором, отвергнув льстивые предложения приближенных:

“Поверь, настанет день, когда народ Восстанет против скипетра и, помня Во всем пример твой, будет меньше думать О царственном достоинстве твоем, Чем об убийстве Карла. Неужели Ты не отступишь? О, отбрось, молю, Ты этот скипетр жалкий, эту маску, Весь этот блеск пустой и оставайся По-прежнему Кромвелем. В равновесье Держи весь мир, и пусть народ свободный Царит над королями, не имея Сам короля. Спаси его свободу. Будь больше, чем король, не опускайся С вершин небесных до вершин земли”.

В третьем действии генерал Флитвуд, выражая свои республиканские убеждения, так же как и Мильтон, доказывает Кромвелю, что стране необходима республиканская форма правления:

“Милорд, я буду откровенен: Не для республики ль воздвигнут был Стюарта эшафот? Не за нее ли Сражались мы? Она нужна, нужна! Пусть бог один ее корону носит. Ни первый Оливер, ни Карл Второй Не нужны нам. Нет, нам король не нужен!”

Будучи идеалистом в понимании законов общественного развития,. Гюго не смог обнажить классовые корни английской буржуазной революции XVII века, не смог разобраться в ее главных движущих силах. Но при всем том драма овеяна духом свободолюбия и ненависти к тирании. Она раскрывает чувство народного негодования против деспотического произвола, против расправы, учиняемой протектором над непокорными республиканцами.

Безусловное признание республиканской формы правления как выражения суверенной власти народа составляет центральную идею “Кромвеля”.

Узнав о монархических притязаниях Кромвеля, один из его бывших соратников генерал-республиканец Ледлоу готовит покушение на узурпатора. В этом акте Ледлоу видит выполнение высшего долга перед своей страной и верит, что потомство воздаст ему честь как поборнику гражданской свободы.

Автор подчеркивает моральный упадок Кромвеля, обусловленный его отрывом от парода, вместе с которым он еще недавно штурмовал твердыню английской феодальной монархии. Став диктатором, мечтающим о королевском троне, Кромвель лишился поддержки народных масс; отсюда—его вечный страх перед заговорщиками, его подозрительность и трусость и, как следствие этого,—произвол и террор.