Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kfm.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
3.3 Mб
Скачать

II. Случай сша (штаты Мэриленд и Нью-Джерси)

1. Введение

Задача исследования состояла том, чтобы, «с одной стороны, выявить представления о специфических «культурных» чертах, принципиально отличающих российского работника от его коллег в ведущих странах запада, с другой – определить, какова связь между выявленными чертами и процессами экономической модернизации».

Проведенное полевое исследование фокусировалось на феномене организационной культуры в компаниях инновационной сферы. Организационная культура американских компаний рассматривалась через призму ее восприятия российскими специалистами (иммигрантами), которые работают в этих компаниях. «Культурные черты» российских работников – через их собственные рефлексии и восприятие американскими менеджерами. Таким образом, полевое исследование фокусировалось на процессе адаптации россиян к особенностям организационной культуры инновационных компаний в Америке.

Основные исследовательские вопросы полевого исследования: существуют ли (были ли) препятствия, или напротив, преимущества, связанные с прежним опытом работы информантов в России, «организационным прошлым», культурными традициями, привычками, приобретенными в ходе работы в российских организациях, в условиях другой организационной культуры? Имеются ли какие-либо «национальные особенности», культурные специфики русского характера, которые препятствуют, либо способствуют адаптации к работе в наукоемких компаниях в Америке? Ответы на эти вопросы предполагалось получить, анализируя профессиональные биографии и рефлексии информантов относительно hi-tech компаний, в которых они работают в настоящее время, в сравнении с прошлым опытом работы в России. Полевое исследование также предполагало проведение «кейсов», включающих интервью с россиянами и американскими менеджерами, работающими в одной компании.

Методологические размышления: Постановка задачи сама по себе вызывает множество методологических вопросов, требует разъяснения или хотя бы приблизительной предварительной операционализации ряда ключевых понятий, используемых в проекте.

1. Особенности и понятие организационной культуры

В самом общем виде организационная культура понималась как «специфическая, характерная для данной организации система связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности, способ постановки и ведения дела»231. Рассматриваются три уровня проявления организационной культуры:

  • видимые культурные артефакты – формально-иерархическая структура организации, система лидерства, формы контроля, технология, устойчивые способы отношений с внешней средой, формы и способы внутриорганизационных взаимодействий;

  • уровень организационных ценностей – декларируемых и осознанных, организационная символика и идеология;

  • неосознанные «базовые» представления, конструирующие систему смыслов, разделяемых членами организации, формирующие культурные нормы и правила поведения.

В данном исследовании мы затрагивали скорее первый уровень организационной культуры, возможно? частично второй. Для изучения третьего уровня – неосознанных представлений – необходимо более длительное и глубокое полевое исследование с использованием включенного наблюдения.

2. Уже в самой постановке задачи исследования содержится негласное предположение, что, поскольку инновационная сфера в США отличается высоким уровнем развития, то и организационные культуры наукоемких компаний «по определению» должны быть передовыми, прогрессивными, способствовать эффективному функционированию компаний. Поэтому они должны сильно отличаться от российских (постсоветских и советских) компаний, которые (опять же предположительно) характеризуются низкой эффективностью и отсталостью. Помимо этого, подразумевался некий «усредненный» образ «западной» организационной культуры, к которой и предстояло адаптироваться нашим информантам. Как показало исследование, ситуация далеко не столь однородна, организационный ландшафт инновационной сферы в США чрезвычайно разнообразен, и далеко не все компании (культуры) в ней эффективны.

3. Особенности выборки – иммигранты. Во-первых, иммигранты сами по себе люди особенные, их отличает, прежде всего, активная жизненная позиция. Это люди, которые стремились что-то изменить в своей жизни, и для этого готовы преодолевать определенные трудности. Наши информанты различаются и по образованию, и по жизненным траекториям и ситуациям, по положению, которое они занимали в России и сейчас занимают в организациях, где они работают. Некоторые, приехав в Америку (или сначала в Израиль или Канаду), начинали свою профессиональную карьеру практически с нуля, некоторые изменили специализацию, приспосабливаясь к требованиям рынка. Многие испытывали вначале трудности с языком. Но главное, что их объединяет, – это именно активная позиция, стремление изменить что-то в своей жизни, ради чего они и уехали из страны. Эти особенности, возможно, делают иммигрантов не совсем «типичными» представителями россиян. Во-вторых, не все иммигранты, работавшие в наукоемкой сфере, нашли себя в Америке (хотя справедливости ради следует сказать, что большинство находят). В нашу выборку попали люди, адаптацию которых к новой для них инновационной среде можно назвать успешной в том смысле, что они нашли применение своим знаниям, опыту, образованию в другой стране в подобной инновационной сфере. Это также следует принимать во внимание при анализе результатов полевого исследования. В-третьих, как правило, негативная оценка более молодыми (30-40-летними) информантами предыдущего опыта работы в России находит объяснение в том, что именно это обстоятельство стало решающей причиной их эмиграции – иными словами, в выборку изначально попали люди с отрицательным отношением к особенностям работы в России.

Полевая работа: Исследование проводилось в марте-апреле 2011 года двух штатах – Мэриленде и Нью-Джерси. Особенности этих штатов – много наукоемких компаний, много компаний, работающих на государственных заказах. Было проведено 13 интервью. Из них 11 с российскими иммигрантами из России и бывшего СССР, имеющими опыт работы в российских (советских) компаниях, и два интервью с американскими менеджерами наукоемких компаний. Идея проведения кейс-стади (когда интервью проводится с несколькими работниками и американским менеджером одной и той же компании) была реализована в двух случаях. Один из них – крупная IT компания в Мэриленде, занимающаяся разработкой программных решений в разных областях. Другой – небольшая компания в Нью-Джерси, занимающаяся разработкой и производством уникальной или мелкосерийной оптической продукции на основе полупроводниковых технологий.

Российские информанты работают в следующих сферах: биотехнологии (микробиологи, химики), сфера космических разработок (математики и физики), IT технологии и компьюторные сети, создание и производство наукоемкого технологического оборудования (станков), телекоммуникации, а также разработку лазеров и других оптических приборов. Большинство российских информантов мужчины (10 из 11), в выборке представлены разные возрастные группы – от 36 до 60 лет. До приезда в США информанты работали как в системе Академии наук и университетах, так и в сфере исследований и разработок, отраслевых институтах.

Отчет включает два основных раздела. Первый раздел описывает черты организационной культуры в различных компаниях, на которые обращали внимание информанты, что, по оценкам информантов, отличает организационную культуру в Америке от российских организаций. Второй раздел содержит оценки особенностей и проблем процесса адаптации россиян к новым для них организационным культурам.

Ниже приводятся некоторые основные характеристики информантов:

Мэриленд:

  1. Илья – м., к.т.н., 56-58 лет, работает в крупной IT компании (кейс1), занимается созданием компьютерных сетей, в США с 1992 года, до этого работал заведующим лабораторией в Институте продовольственного машиностроения.

  2. Александр – м., доктор физико-математических наук, около 60 лет, работает старшим научным сотрудником в NASA, в сфере космических разработок, в США с 1994 года, в России работал в МИФИ.

  3. Евгений – м., 40 лет, PhD, работает в крупной IT компании (кейс1), математик, программист, занимается созданием математических алгоритмов программных решений, в США с 1994, до этого был студентом Московского университета

  4. Ирина – ж., около 55 лет, биофизик, работает менеджером низшего звена крупной компании в сфере биотехнологии. В США с 1998 года. До этого работала в Минске руководителем отдела, главным метрологом института метрологии.

  5. Леонид – м., около 60 лет, работает в небольшой компании, занимающейся дистрибуцией сложного высокотехнологичного оборудования, занимается разработки станков с использованием лазерных технологий, в США с 1993 года, до этого жил некоторое время в Израиле, в России работал научным сотрудником в лаборатории Новосибирского электротехнического института (НЭТИ)

  6. Ренат – м., 55 лет, микробиолог, кандидат наук, работает в небольшой компании, занимающейся созданием вакцин, в США с 1996 года, до этого работал руководителем подразделения в институте Академии наук в Пущино

  7. Kristen – ж., около 40 лет, PhD в компьютерных технологиях, менеджер группы R&D крупной IT компании (кейс1), занимающейся разработкой программных решений задач в различных областях, имеет в непосредственном подчинении 10 человек, CIO (Chief Technology Officer) части компании (400 человек)

Нью-Джерси

  1. Михаил – м., 41 год, PhD в органической химии, директор медицинской химии в небольшой компании в Нью-Джерси, занимающейся разработкой лекарственных препаратов и лечебной косметики. В США с 1990 г., закончил аспирантуру и проходил научную стажировку в американских университетах. Все это время работал в США с полуторагодовым перерывом на работу в России в 2005-2007 годах в должности замдиректора по науке государственного фармпредприятия.

  2. Максим – м., 46 лет, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник небольшой фирмы в Нью-Джерси, занимающейся разработкой и производством уникальной оптической продукции (кейс 2). В США с 2001 г., до этого работал научным сотрудником в Физико-техническом институте Санкт-Петербурга и выезжал на краткосрочные стажировки в Германию.

  3. Илья (НД) – м., 46 лет, кандидат физико-математических наук, старший инженер небольшой фирмы в Нью-Джерси, занимающейся разработкой и производством уникальной оптической продукции (кейс 2). В США с 2010 г., до этого работал в разных организациях, последнее место работы – старший инженер по техподдержке в филиале международной корпорации, занимающейся разработкой и производством одиночных микросхем, в Санкт-Петербурге.

  4. Алексей – м., 36 лет, кандидат технических наук по специальности «квантовая электроника», старший инженер небольшой фирмы в Нью-Джерси, занимающейся разработкой и производством уникальной оптической продукции (кейс 2). В США с 2000 г., с перерывом на 9-мясячный отъезд в Россию для защиты диссертации. До этого работал в Физико-техническом институте Санкт-Петербурга. В США окончил аспирантуру и проходил научную стажировку.

  5. Александр (НД) – м., 41 год, кандидат физико-математических наук, магистр управления в бизнесе (МВА) со специализацией «управление технологиями», со-основатель и главный инженер частного предприятия по производству лазерных модулей. До этого в течение 6 лет работал в небольшой фирме в Нью-Джерси, занимающейся разработкой и производством уникальной оптической продукции (кейс 2). В США с 1997 г., до этого работал в небольшой научно-производственной компании в Санкт-Петербурге.

  6. Marc – м., около 45 лет, PhD в физике, главный технический специалист небольшой фирмы в Нью-Джерси, занимающейся разработкой и производством уникальной оптической продукции (кейс 2), имеет в непосредственном подчинении 7 человек.

Четыре российских информанта, опрошенных в ходе кейс стади в Нью-Джерси (Максим, Илья, Алексей и Александр), имеют похожую трудовую биографию. Все они родом из Петербурга, среднего возраста – от 36 до 46 лет, выпускники престижных петербургских университетов, а некоторых – также и престижных специализированных школ, все работали – от двух до 10 лет – в Физико-техническом институте. В дополнение эта группа информантов отметила влияние на их профессиональное развитие личности нобелевского лауреата в области физики 2000 г. Жореса Алферова: все работали в Физико-техническом институте, где Алферов работал сначала в качестве директора, а впоследствии – научного рукодителя, некоторые также слушали лекции Алферова или учились у него на кафедре.

При использовании цитат из интервью в скобках указываются имена информантов, а при сходстве имен также штат.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]