Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методичка по философии.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
839.17 Кб
Скачать

6.1. Человек — индивид — личность

Что .же такое личность?'Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор. В 60—70-е годы, когда в отечественной философии после извест­ной политической «оттепели» шестидесятых активизировался интерес к проблемам личности, было предложено более 300 определений этого понятия. Причем разные науки настаивали на своем понимании лич­ности. Так, этики сводили ее к нравственным началам в человеке, психологи — к совокупности ментальных свойств, в социологии лич­ность рассматривали как совокупность социальных ролей и т. д. При этом, как всегда, за советами обращались к классикам.

Но интересно, что классики были «недавние» — XIX — XX века. Почему же у дорогих сердцу каждого философа древних греков мы не обнаруживаем и намека на понятие «личность»? Это очень инте­ресный вопрос, к которому мы еще вернемся.

Как бы там ни было, у многочисленных определений личности — от романтически-поэтических до почти математически сухих — можно выбрать инвариант специфических позиций, которые, собст­венно, и дают общераспространенное представление о личности. Какие же это позиции?

99

  1. Личность — это неприродное (в других вариантах — духовное, социальное) в человеке.

  2. Личность — это уникальны и набор присущих всем людям черт, который и отличает их друг от друга (каждая такая черта может встречаться у множества людей, но в своем сочетании они присущи только каждой единственной! — особи).

  3. Личность всегда формируется и проявляется в деятельности.

  4. Личностью человек может стать только в кооперации с другими людьми как личностями.

  5. Человеком рождаются, личностью — становятся (Леонтьев).

В свое время Макс Шелер дал такое определение личности: «Деятельный же центр, в котором дух является внутри конечных сфер бытия, мы будем называть личностью, в отличие от всех функцио­нальных «жизненных» центров, которые при рассмотрении их с внутренней стороны называются также «душевными» центрами». Шелер не случайно выписал соотношение личности и духа так тщательно, ведь, констатируя неприродную сущность в человеке, мы тем самым можем отождествлять ее с духовным началом, что не дало бы адекватной характеристики рассматриваемого феномена.

Обратим внимание в данном определении на два момента:

1) личность — это деятельный центр, то есть человек может рассматриваться как личность только через призму его деятельности, что он делает — таков он и есть;

2) духовное начало постольку характеризует личность, поскольку оно ограничено телом — конечной сферой бытия, то есть личность всегда конкретна, она одна — единственная и неповторимая.

Даже в «Психологическом словаре» личность определяется как «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной дея­тельности и общении, характеризующее его со стороны включеннос­ти в общественные отношения».

Здесь может возникнуть одно недоразумение, которое нужно сразу оговорить. Если личность — это отдельный человек, а его «отдельность», основанная на духовном начале, проявляется не иначе как в деятельности, во взаимодействиях с другими людьми, то получается, что понятие «личность» ничем не отличается от понятия «индивид»?

Но что мсе такое индивид? Само слово «индивид» используется довольно часто, даже чаще, чем «личность» или «человек». Это вполне оправданно, поскольку- оно обозначает конкретного предста­вителя вида Homo sapiens , продукт филогенетического и онтогене­тического развития, единства врожденного и приобретенного, носи­теля своеобразных черт. А вот каких черт — это неизвестно. Если мы начнем перечислять их, мы будем говорить уже о личности.

Другими словами, индивид — это просто отдельное человеческое существо, единица рода. Мы о нем ничего не знаем, кроме того, что

100

он - один, отдельный. И предполагаем, что эта единственность имеет качественное выражение, но не знаем, какое.

Фраза «В комнату вошел индивид» представляется, по крайней мере, шутливой. Всерьез такого не скажешь. А почему9Да потому, что если некто вошел, это значит единица человеческого рода уже как-то проявила себя в действии и, следовательно, перестала быть безликой. А перестав быть безликой, она уже перестала быть просто индивидом, но приобрела какие-то личностные качества. Недаром слова «лик», -лицо», «личность» — однокоренные.

Попытку отделить представления об индивиде и представления о личности предпринял в свое время русский философ Бердяев. Он писал: «Личность следует отличать от индивида. Личность есть кате­гория религиозно-духовная, индивид же есть категория натуралисти­чески-биологическая. Индивид есть часть природы и общества». Вот эта апелляция к божественному как сущности личности характер­на для многих философских школ. Для нас в этом важен один момент — индивид является количественной характеристикой чело­века, личность — качественной характеристикой, причем самой главной, чтобы подчеркнуть это, многие философы и обращаются к помощи религиозных аналогов.

Кроме понятия «индивид» для характеристики человека приме­няют еще и понятие «индивидуальность». Это уже не просто единич­ность, но вполне определенная единичность человеческого существа. Но отождествлять личность и индивидуальность неверно, поскольку в их отношении последняя занимает подчиненное положение. Ин­дивидуальность — это уникальный набор черт, необходимое, но недостаточное условие для формирования человека как личности. Индивидуальность отражает соотношение врожденных и приобре­тенных черт в человеке. Она проявляется в личности, но не исчер­пывает ее.

Так, например, ассиметрия полушарий головного мозга определяет во многом индивидуальность человека, но в зависимости от воспитания и обучения может дать различные типы личности. Если левшей пере­учивают, как это принято у нас, то они, в конце концов, одинаково хорошо владеют обеими руками, но и возбудимость нервной системы у чих от этого переучивания повышается. Если их не переучивают, то они остаются левшами, но более спокойными. С другой стороны, они всегда будут обращать на себя внимание окружающих, что так или иначе скажется на их поведении.

Индивидуальность в большей степени зависит от природных свойств человека. Когда человек становится личностью, он может изменить (хотя и в определенных пределах) свою индивидуальность — покрасить волосы, накачать мышцы, приобрести навыки профессии, которая не нравится, научиться улыбаться или, наоборот, быть строгим и т. д., и т. п.

101

Таким образом, чтобы характеризовать человека как личность, нужно

а) выделить его как индивида из общей массы людей;

б) определить его индивидуальные черты, отличающие его от других;

в) посмотреть, как эти черты проявляются в деятельности (со­ вместной с другими людьми). Все эти процедуры мы выполняем каждый день по отношению к разным людям, не замечая этого. Впрочем, иногда мы даже не замечаем, что эти другие люди — личности. Либо это само собой подразумевается, либо мы не считаем их всех без исключения личностями. Последнее замечание заслужи­ вает обсуждения.

Как отличаются представления о личности в философии, меди­цине и в обыденной жизни? В философии, как мы уже сказали, личностью считается каждый человек постольку, поскольку он обладает неповторимостью духовных черт, проявляющихся в его деятельности. Это значит, что личностью человек не рождается, но становится тогда, когда приобретает социальные навыки (проходит социализацию).

С философской точки зрения только что родившийся ребенок лич­ностью не является — это пока только организм, предрасположенный к усвоению социальных черт. По мере развития коры больших полушарий и в результате воспитания человек начинает реагировать на окружаю­щий мир именно человеческим образом, то есть вырабатывать навыки, которые позволяют ему быть понятым другими людьми. Когда он становится способен к взаимодействию с ними «на равных», тогда он и становится личностью.

С точки зрения философии даже психически неполноценный человек не является личностью в полном смысле этого слова. Это — разрушенная личность. Если же речь идет о врожденном психическом заболевании, то это — несостоявшаяся личность. Другими словами, все признаки личности должны быть соблюдены — сознание, инди­видуальность, деятельность.

А вот в медицине под личностью понимают, скорее, индивиду­альность. Когда употребляется выражение «личность больного», имеют в виду тот неповторимый набор черт, без учета которого невозможен процесс лечения. И в этом смысле употребление понятия «личность» как синонима индивидуальности вполне оправданно, поскольку врач имеет дело прежде всего с организмом, хотя и измененным под действием психической сферы. В этом смысле вполне оправданно требование лечить больного, а не болезнь. Ведь отождествление личности с индивидуальностью влечет за собой непроизвольное отождествление ее с организмом. А это значит, что врач перестает учитывать влияние психики, социальных ориентации на состояние организма.

Доктор Спок писал в одной из своих книг, что каждый раз, входя в отделение новорожденных родильного дома, он испытывает потрясение: «Сколько темпераментов, характеров, сколько личностей!» Другими словами, для врача каждый человек — от новорожденного до глубокого старца, от гения до психически больного (кстати, здесь может быть и незаметна разница) — это личность.

Отличие понятия «личность» в философии и медицине вполне объяснимо различиями в предметах этих дисциплин. Философия изучает человека в целом, медицина имеет дело с человеком в плане его жизни и здоровья. Медицина не может не включать природное в человеке в понятие «личность», философия, наоборот, абстрагирует­ся от этого.

А вот в обыденной жизни слово «личность» употребляется не столь часто, потому что в него вкладывают представление о некоей исключительности конкретного индивида. Когда говорят: «Этот че­ловек — личность», подразумевают некое превосходство данного индивида над остальными. Такой подход даже проник одно время в философию (Тугаринов), но от него быстро отказались.

В обыденной жизни под личностью понимаются выдающиеся личности. Те, кто выделяется качественно на фоне остальных. Так, например, Петр I — это личность, Наполеон — это личность, а Иванов, Петров, Сидоров — просто люди. Ну не обидно ли!

Но представления о личностях в этом смысле свойственно не только обыденному сознанию, но и некоторым научным дисципли­нам — например, истории, политологии, литературоведению.

И все таки «личность» — понятие философское, поэтому в даль­нейшем мы будем руководствоваться именно философскими пред­ставлениями о ней.