Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Инновац _менеджм_последн.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
2.74 Mб
Скачать

9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности

Одним из важнейших факторов успешной промышленной деятельности Японии является решение проблемы организации научных исследований и выбора их приоритетов. К концу 2000 г. в сфере НИОКР было занято 814,7 тыс. чел, из которых 31,5 % работали в вузах, 57 % — в исследовательских организациях частного капитала, 11,5 % — в государственных научно-исследовательских институтах.

В 2004 г расходы на НИОКР составляли 9,197 трлн иен, что по отношению к ВНП страны составляло 2,75 %. По расходам на НИОКР Япония отстает лишь от США.

Основную долю расходов на НИОКР в Японии несет частная промышленность. Доля государственных ассигнований снижается, в 2004 г. она не превышала 19,2 %. Расходы частной промышленности на НИОКР оцениваются ежегодно более чем в 5,9 трлн иен (ежегодный рост на 15,6 %), высших учебных заведений — почти в 1,8 трлн иен (прирост — 3,8 %), исследовательских ассоциаций — 1,16 трлн иен (прирост — 12,3 %).

Для Японии характерно сокращение расходов на оплату научно-исследовательского персонала в общей сумме расходов на НИОКР, в то же время затраты на сырье и материалы растут (ежегодно на 18,1 %).

В затратах на НИОКР лидировали в прошлом веке электротехническое машиностроение (35 %), химическая промышленность (16,9 %), автомобилестроение (14,4 %).

Расходы на НИОКР частных компаний составляли в 2000 г. 2,47 % стоимости реализуемой ими продукции. Однако это соотношение значительно варьируется в зависимости от характера производства. В фармацевтической промышленности оно составляло 7,04 %, в то время как в сельском хозяйстве лишь 0,24 %.

В 2004 г. на опытно-конструкторские работы было направлено 62,2 %, в то время как доля затрат на фундаментальные исследования, финансируемые в основном государством, сократилась до 12,9 против 14 % в 1993 г. Такое сокращение объясняется финансовыми затруднениями правительства. Однако на приоритетные для правительства фундаментальные исследования финансирование увеличивается. Правительство финансирует совершенно новые по своему характеру исследования или невыгодные с точки зрения получения прибыли для частных предприятий.

Косвенной формой финансирования НИОКР правительством считаются льготные условия налогообложения. Следует отметить, что в Японии условия налогообложения в целом более благоприятны для корпораций, чем в США и Западной Европе (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Инновационная деятельность в Японии

В 90-е годы была поставлена политическая цель — превратить Японию в мощное научно-техническое государство. Лежащий в основе экономического планирования страны в целом «План реконструкции японского архипелага» направлен на развитие тяжелой и химической промышленности. Новый путь страны — это смена лидерства отраслей тяжелой индустрии (массовых потребителей сырья и энергии) на приоритетные отрасли, базирующиеся на научно-техническом прогрессе, использовании передовых знаний, меньше зависящих от потребления первичного сырья и энергии.

План реконструкции предусматривал переход экономики страны на преимущественно наукоемкие отрасли, усиление собственного научного и технического потенциала. По этому плану признавалась необходимость государственных мер содействия частному бизнесу в развитии наукоемкой техники.

Все приоритеты строятся по принципу: предпочтение тем отраслям, которые позволят занять Японии передовые позиции на мировых рынках. В этом отличие японской системы подхода к развитию НИОКР. В то время как в США ставится цель — получение немедленной максимальной прибыли, в Японии решающим фактором является не сиюминутный, а конечный результат.

В связи с таким подходом японские предприятия планируют, получение прибыли лишь после трех лет ввода в строй производственных мощностей.

Инновационная политика в Японии проводится поэтапно. На первом этапе приоритет в исследованиях отдавался химической промышленности, энергетике, черной металлургии, общему и транспортному машиностроению. Мало внимания уделялось фундаментальным исследованиям. В основном закупались за рубежом технологии по лицензионным соглашениям.

На втором этапе (до 1972 г.) около трети затрат было вложено на НИОКР японской промышленности на совершенствование импортной техники. Япония заключила 21 тыс. соглашений, затратив на это свыше 8,5 млрд долл.

На третьем (современном) этапе в Японии предпринимаются все усилия перенести центр тяжести с усовершенствований технологий на исследование оригинальных, принципиально новых технологий. В 90-е годы совет по науке опубликовал специальные рекомендации о необходимости перехода с развития заимствованных технологий на разработку собственных идей и генерирование оригинальных новшеств. В настоящее время упор делается на электронику, информатику, робототехнику, атомную энергетику, производство новых материалов, биотехнологию.

В Японии развиваются венчурные группы. На основании заданий Совета по науке и технике министерства внешней торговли и промышленности совместно с промышленными предприятиями ежегодно определяются приоритеты. Имеет значение тесное сотрудничество между правительственными органами и промышленными предприятиями по принципу: делать то, что выгодно предприятиям. В то время как в США часто не совпадают интересы бизнеса и правительственные задания, в Японии такой конфликт исключен.

Одним из приоритетных направлений НИОКР Японии является умение менять тематику исследований и прекращать те, которые себя не оправдывают (пример, судостроение было свернуто, когда компании почувствовали, что потеряли былую перспективность).

В настоящее время биотехнологии являются основным направлением НИОКР. Предполагается, что с помощью микробиологических процессов можно будет заменить до 30 % энергоемких технологий, в которых используется нефтехимическое сырье, и добиться радикальных изменений в сельскохозяйственном производстве.

Основная масса исследований по биотехнологии ведется в компаниях пищевой, химической, фармацевтической промышленности, а также в министерстве сельского хозяйства. Всю работу координирует Управление по науке и технике при премьер-министре.

Исследования в области электронной промышленности осуществляются по десятилетнему плану. Япония контролирует рынок микропроцессоров (от 60 до 90 % мирового рынка).

В области новых материалов (чистой керамики, углеродистых волокон) Япония затрачивает больше, чем Америка в два раза, в результате продукция Японии составляет 50 % мирового производства керамики.

Согласно данным министерства внешней торговли и промышленности рынок на новые материалы удваивается каждые 5–6 лет. Япония славится своим контролем качества, а поскольку изделия из керамики требуют сложного диагностического оборудования, министерство организовало специальный исследовательский центр по его разработке.

В области робототехники на долю японских предприятий приходится 2/3 парка промышленных роботов. Согласно прогнозам производство роботов увеличилось к 2010 г. в четыре раза и будет продолжать увеличиваться. Все научные исследования в области робототехники разрабатываются в верхнем ярусе государственного управления НИОКР.

Приоритетность же конкретных разработок решается на уровне конкурирующих фирм.

Однако сотрудничество с правительственными органами налажено настолько хорошо, что даже в вопросах предпочтений в решении споров между конкурирующими фирмами правительство находит компромиссные решения.

Недостатком в деятельности НИОКР для Японии является слабая связь промышленности с вузовской наукой. До 80 % университетских лабораторий не имеют их вообще. Считается, что основная функция вузов — подготовка специалистов.

Промышленные организации обращаются в случае надобности к зарубежным университетам (Массачусетский институт). В последние годы происходят сдвиги: в 68 проектах по программному обеспечению принимали участие 38 национальных университетов. Все расходы взяла на себя промышленность.

По численности населения Россия и Япония близки друг другу: в России проживает 144 млн чел., в Японии — 128 млн. Это облегчает сопоставление, несмотря на то, что в промышленной структуре обеих стран имеются серьезные отличия: в Японии нет сырьевого сектора и военно-технических отраслей. Однако в России могут быть использованы апробированные подходы к форсированию производства инновационной продукции гражданского профиля в военно-промышленном комплексе.

Начальным этапом инновационного процесса является сфера исследований и разработок, зависящая от творческих возможностей. Продолжением этого процесса является внедрение в производство и реализация новаций в виде нового товара. Исследования и разработки требуют крупных затрат (в 2003 г. в Японии они составили 120 млн долл., в России — около 18 млн долл. при пересчете валют по их покупательной способности). Современные российские расходы на исследования соответствуют японским 25-летней давности. Относительно ВВП расходы на инновации равны: в России — 1,28 %, в Японии — 3,25 %. Причем основная часть финансирования исследований и разработок приходится на частный сектор (в Японии она составляет 79,8 %, в России — 1/3). Следовательно, в частном секторе предприниматели руководствуются принципом — вложения в науку не внушают доверия.

Этот принцип имеет основание — число исследователей в расчете на 10 тыс. занятых в экономике в России меньше, чем в Японии. В России — 75 чел., в Японии — 99 чел. Возрастная структура также имеет отличие: в России намного выше средний возраст исследователей, чем в Японии.

Несмотря на вышеперечисленные причины отставания российской науки от японской, в России существуют «точечные» эффективные коллективы, однако они опираются на зарубежные источники финансирования.

Как известно, крупномасштабный импорт зарубежных технологий сыграл ключевую роль в японском научно-техническом и экономическом развитии.

Практически ни одна из базовых инноваций, определяющих современный жизненный уклад, не была разработана в Японии, а приоритеты производственной и научно-технической деятельности здесь, в первую очередь, выбирались исходя из масштабов рынка для будущей продукции. Благодаря такому выбору приоритетов, японские фирмы заняли лидирующие позиции по выпуску таких изделий широкого потребления, как электроника, электронные компоненты, оборудование для офисов, фотоаппараты. Высоким спросом пользуется японское оборудование (станки с ЧПУ и их компоненты, роботы, контрольно-измерительные системы, медицинская аппаратура, продукция автомобилестроения. Необходимо учесть, что в основе этих успехов лежит использование патентов, лицензий и ноу-хау, приобретенных за рубежом (в США, главным образом). Так, в период с 2000 по 2003 гг. ежегодные закупки зарубежных технологий находились на уровне 11 млрд долл. (вдвое больше, чем в Германии, в четыре раза больше, чем во Франции).

Такая же ситуация в стране, являющейся главным мировым лидером в области научно-технического и промышленного развития и в то же время — главным экспортером технологий. К примеру, американский импорт технологий в 2003 г. был в 2,5 раза меньше, чем экспорт, однако достиг 20 млрд долл.

Положение с импортом технологий в России противоположное. Этот ресурс инновационного развития почти отсутствует: в 2003 г. объем импорта технологий составил 36,3 млрд р. (около 1,2 млрд долл.). Экспорт технологий еще меньше (23,3 млрд р.), направлялись технологические потоки в наиболее развитую часть мира.

Следующий ресурс инновационного развития экономики — производственный аппарат промышленности. Чтобы обеспечивать успешную коммерциализацию научно-технических достижений, он должен быть насыщен высокопроизводительным, точным и надежным оборудованием, средствами гибкой автоматизации, контрольно-диагно­стическими системами. Японцы, благодаря совершенствованию оборудования, осуществляют структурные преобразования.

Отличительной чертой японской экономики является преодоление кризисных явлений в любой отрасли за счет внедрения микроэлектронной техники и новых материалов, а также автоматизации проектирования и производства, позволяющих реализовывать энергосберегающие технологии. В сущности, в 1970–80-е годы японская наука и техника обеспечила радикальное обновление технологической структуры японской экономики, что обеспечило ей запас прочности на 90-е годы XX века.

Переход к новым наукоемким процессам с усовершенствованием технологий преобразовал структуру предприятий Японии, основанную на изменении трех ее составляющих:

  1. технических принципов;

  2. автоматизации, механизации и ручного труда путем использования наиболее эффективного сочетания;

  3. системы контроля технологических процессов (обеспечив параметры качества).

В японской промышленности все три составляющих базируются на данных высокой точности и проходят в быстром темпе все производственные стадии. На производстве не стоит проблема несовершенствования оборудования и технологий, как на отечественных предприятиях (известно, что в 90-е годы конкурентоспособность отечественного машиностроительного оборудования была лишь на 1/7 часть).

В начале XXI в Российская промышленность отстает в своем развитии от мирового уровня. Годовое производство станков с ЧПУ исчисляется несколькими сотнями, что на порядок меньше, чем в Японии 30 лет назад. Выпуск промышленных роботов прекращен, заводы остановили производство сложных станков, исчезают кадры.

Разрушаются отрасли, зависящие от оборудования: самолеты для гражданской авиации из-за трудностей технологического характера выпускаются в единицах,

При таком положении дел талантливые новации, предлагаемые учеными и инженерами, внедрены быть не могут. Предстоит создавать производственную базу, современные средства автоматизации проектирования и производства, гибкие производственные комплексы, контролирующие системы. Однако фактор времени, являясь решающим, принесет плоды той стране, которая ими воспользуется наиболее оптимально.

Преимущества отечественного производства, заключаются в выпуске не бытовой и офисной техники (как в Японии), а самой сложной части технологического спектра (космическое оборудование, радиоэлектроника оборонного назначения). Это свидетельствует о том, что ниша у России намного меньше, чем у Японии, что свидетельствует о несоответствии ее производственной системы современным нормам и стандартам.

Исследуя роль персонала в инновационном процессе, исследователи приходят к выводу, что современные работники должны обладать широким комплексом качеств (стремление к новизне, готовность к преодолению препятствий, интерес к экспериментированию, способность к аргументированию, умение принимать на себя ответственность).

Воспитанию такого работника в Японии уделяется огромное внимание, причем внимание уделяется также «коллективным» прорывам. На предприятиях Японии удалось сформировать особую производственную культуру, стимулирующую моральный настрой на всестороннее повышение эффективности и качества и внедрить систему, известную как ТРМ (Total Productive Maintenance). В ее реализации участвуют все подразделения: производственные, инженерно-технические, управленческие, маркетинговые. Целевая установка формулируется не как призыв к повышению качества, а как «достижение нуля потерь», «нуля несчастных случаев», «нуля брака». Успех обеспечивается тем, что нет ни одного работника, который бы не вносил свой вклад в решение задач предприятия.

Высокая скорость изменений в производственном аппарате и применяемых технологиях создает немало трудностей для работников. В значительной степени обесценивается прежнее мастерство, приходится переучиваться. На отечественных предприятиях нет, как правило, отработанных методик внутризаводского переобучения персонала, поэтому существуют проблемы, связанные с качеством рабочей силы и тормозящие инновационный процесс.