Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фил-ия.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
374.78 Кб
Скачать

Теоцентризм.

Христианское мировоззрение есть теоцентризм.

В античности был космоцентризм (мир в центре – космос). Здесь в центре Бог. Теос – бог, соответственно – теоцентирзм.

Истинным бытием обладает Бог, он и есть, собственно, бытие. Он беспределен, всемогущ, ничему не подчиняется, но ему всё подчиняется, как говорит Августин «беспредельное всемогущество».

Бог совершенен. Он есть абсолютное совершенство, абсолютная любовь, абсолютное милосердие… По своей природе он не может творить что-то злое, он творит всё хорошее и совершенное. Но у нас есть князь мира сего, который возгордился и был свергнут со своими последователями с неба и, строго говоря, зло пошло от дьявола. Вернее даже сказать, люди сами делают зло. Они делают зло, когда они не выбирают добра. Но считается, что зло – это небытие, прикидывающееся бытием, что в реальности зла нет, а мы сами его творим, отказываясь от добра.

Три основные идеи теоцентристов:

  1. Идея творения в онтологии, то есть в бытии. Бог собственной волей творит мир из ничего, как это в книге бытия описывается – «да будет свет, да будет то и это…». И везде, где это написано, продолжается «и увидел Бог, что это хорошо», то есть он сотворил совершенное – как и положено. Но так как это сотворённый мир, он не обладает истинным бытием, он существует благодаря другому, а не самому себе, поэтому, в отличии от Бога, который вечен, мир временен – имея начало существования он имеет и конец своего существования и Бог в любой момент может и имеет право его уничтожить. Человек был сотворён бессмертным, но согрешив, исказив собственную природу, он приобрёл и возможность болезни, и старости. Как доказательство говорится, что мы используем небольшой процент своего мозга. Идея творения так или иначе античности была известна, хотя там было и чуть по-другому, но в каком-то смысле такая идея грекам была известна, хотя здесь она и переосмыслена.

  2. Идея откровения, идея познания в христианской гносеологии. Совершенно новая идея, которой не было у греков. Но здесь имеется ввиду именно познание Бога, там говорится, что совершенно не нужно глубокого познания мира, главное – познание своей души и познание Бога, идея откровения – Бог открывает себя человеку в текстах писания, в молитвах, в выполнении определённых обрядах, а мостиком служит вера. Бог у нас трансцендентный, поэтому только с помощью веры мы можем его познать, ни чувства и ни разумом познать его невозможно. Человек молится, верит, а Бог открывается ему. Здесь таинство.

  3. Идея спасения в христианской антропологии. То есть спасения души. Многие, даже неверующие люди, говорят, что это самое главное достижение христианства, христианской культуры. Именно в культуре христианства открывается понимание личности, понимание «я». Античность к этому подошла уже, но не смогла раскрыть до конца (хотя отдельные философы и подходили к нему достаточно близко, только не могло выразить точно). Именно эта религия открывает личность – каждую автономную единицу бытия. Христос приходит уже не к народу, не к общине, не к какому-то множеству людей, он обращается с проповедями к конкретным людям. И он говорил, что и национальность – это не важно, главное – личность.

По христианским представлениям, когда Бог сотворил человека, он вдохнул в него частичку себя. А Бог – личность, «Я есмь». Это личность, автономная, воспринимающая себя как я, как личность. Так что передав ему часть себя, то он сделал его личностью. Если очень грубо, то воля, способность к творению, разум, творческие способности, это, конечно, вера, надежда, любовь и другие глубокие чувства – это всё признаки личности. То есть весь комплекс личностный, который делает этого человека личностью, индивидуальностью, что отличает одного человека от другого.

В христианстве принято говорить «душа» под личностью, где подразумевается всё – и разум, и воля…

Душа бессмертна, это уникальная личность. Тело умирает, душа – нет. Но вот куда она уходит после смерти – это вопрос серьёзный, который и занимал всех христианских философов.

Говорилось, что тело смертно, а вот душа – бессмертна, и её надо спасать, потому что уже первородный грех остался на потомках Адама, плюс те грехи, которые человек набирает в течение жизни.

Как говорят в теологии, так возлюбил Бог мир, что послал сына своего единородного, чтобы спасти людей и даровать им бессмертие. До Христа души умерших томились в неопределённом месте и времени, даже праведников – место для всех, за один только первородный грех. А когда пришёл сын божий и взял на себя все грехи всех людей, он, безгрешный, взял их все на себя, он прошёл путь один и сам, который должен был пройти каждый, а он прошёл один и показал, что ждёт дальше – смерть и воскресение. До Христа даже души праведников не могли воскреснуть.

Для того чтобы спасти душу, нужно принять Христа, нужно принять его помощь, потому что сам человек слаб и не в состоянии вытерпеть все соблазны.

В принципе ни в одной религии ничего подобного никогда не было.

Это «Бог есть любовь».

Главная идея, которой больше нигде нет – воскресение во плоти, что когда придёт время, все люди воскреснуть в тех телах, в которых они жили на земле, в своих телах.

Христианство даёт уникальную возможность встретить своих умерших родственников, близких, друзей и узнать их, так как тело останется тем же.

В прямом смысле «До свидания, там встретимся», когда прощаются. Это великая надежда, что это расставание не навсегда, а лишь на время, это великая надежда и утешение.

В любом случае работа над душой – это главный труд человека. Себя надо изучать, постигать, понимать… Институт исповеди появляется. Священник он выслушивает только, но когда человек проговаривает вслух – становится легче, может, что и приходит, какие-то идеи по решению. Священник в принципе не может говорить что-то, кроме как отпускать грехи. Исповедь – это ещё и познание собственной души.

У Августина его работа «Исповедь». Лектор бы всем рекомендовала почитать. Она небольшая, но до сих современная. Это попытки исследования себя, своего внутреннего я. То, что люди и сейчас делают, но несколько в другой форме, может быть. Сократ говорил «познай самого себя». Он говорил не об анатомии, а о личности, но его как-то не понимали, он не очень хорошо ещё, возможно, сказал, а вот христианство сказало это, что личность – это человек, рассказала всем, объяснила.

Считается, что человек может пасть ниже животного и подняться выше ангела. У человека есть тело и душа, человек – уникальное создание, он житель двух миров – земного и небесного. Животное безгрешно, так как оно живёт по программе, заложенной в них, поэтому оно и безгрешно, так как не знает разграничения добра и зла. Ангел безгрешен потому, что он бестелесен, сотворён Богом… Человек может пасть ниже животного, отринув духовное, а может и выше ангела, но ему сложнее – ангел не имеет бремени тела. Человек всегда будет на перепутье, так как обладает душой, духом, «искрой божьей». Он, с одной стороны, жители земли, но он не может стать животным, а став им – становится хуже животного, а ещё он тянется к миру духовному, небесному. Это и главное испытание – сумеет ли он прожить жизнь. Отдельно душа и отдельно тело – это не человек, только вместе. Это большой труд – быть человеком. Надо работать над душой. И тогда будет что-то получаться. Но без Бога это труднодостижимо, нужна поддержка Его, так как очень много в мире соблазнов. А зло творят сами люди, а потом обвиняют Бога. Но Бог сотворил мир и поставил человека властелином мира. Это его вина, что творится зло. Бог создал мир идеальным, он дал человеку свободу и лишь вина человека в том, что он не смогу распорядиться верно своей свободой.

Доказательства бытия Бога.

Это один из вопросов, которые доказывали схоласты.

  1. Во-первых, Августин считал доказательством существования Бога вообще наличие у человека веры, возможности и способности человека верить. И если бы Бога не было, то и веры бы не было. И кто как не Бог, дабы человек его познал, вложил в него способности верить.

  2. Доказательства Ансельма. «Даже безумец, говорят «Нет Бога», произнося «Бог» подразумевает под этим что-то, о чём он говорит, потому что невозможно говорить абсолютно бессмысленное». Невозможно иметь представления о несуществующем. И кто как не Бог вложил глубинное знание о себе, представление.

  3. Александр Мельн говорит, что многие люди думают, что Бога нужно бояться и боятся его гнева, но Бог – личность, а что больше всего хочет личность? Любви. И именно этого он и хочет, и именно от него мы и получили эту способность. Верить из страха – это не верить. «Бог накажет» или «Ты мне я тебе» – это не вера. Когда веришь, стараешься не грешить, дабы не обидеть Бога, как стараешься не обижать искренне любимого тобою человека.

  4. Пять доказательств Фомы Аквинского.

Доказательства бытия Бога.

Это один из вопросов, которые доказывали схоласты.

  1. Во-первых, Августин считал доказательством существования Бога вообще наличие у человека веры, возможности и способности человека верить. И если бы Бога не было, то и веры бы не было. И кто как не Бог, дабы человек его познал, вложил в него способности верить.

  2. Доказательства Ансельма. «Даже безумец, говорят «Нет Бога», произнося «Бог» подразумевает под этим что-то, о чём он говорит, потому что невозможно говорить абсолютно бессмысленное». Невозможно иметь представления о несуществующем. И кто как не Бог вложил глубинное знание о себе, представление.

  3. Александр Мельн говорит, что многие люди думают, что Бога нужно бояться и боятся его гнева, но Бог – личность, а что больше всего хочет личность? Любви. И именно этого он и хочет, и именно от него мы и получили эту способность. Верить из страха – это не верить. «Бог накажет» или «Ты мне я тебе» – это не вера. Когда веришь, стараешься не грешить, дабы не обидеть Бога, как стараешься не обижать искренне любимого тобою человека.

  4. Пять доказательств Фомы Аквинского.

    1. Всё имеет причину, то есть нет чего-либо, что не имело бы причины – любое событие и т.д. Соответственно в ретроспективе будет цепочка причинно-следственных связей: причина этого события имеет причину, и эта причина имеет причину… Но невозможно, чтобы у нас была дурная бесконечность. Поэтому должна быть некая первопричина, которая сама не имеет внешней причины себя, а имеет причину себя в себе. То есть сама себе причинна. Но все вещи мира не обладают таким могуществом, чтобы быть причиной самого себя. Такое могущество имеет только Бог. Он сам себе причина.

    2. Всё движется, соответственно идёт цепочка запускания этого движения, взаимодействия и должен существовать перводвигатель, который всё приводит в движение, но который сам неподвижен и не приводится в движение ничем внешним. Он должен быть достаточно могущественным для того, чтобы быть перводвигателем, чтобы привести всё в движение. И только Бог может быть таким перводвигателем.

    3. Любая вещь может быть, а может и не быть. То есть, иными словами, бытие любой вещи составляет 50% (пятьдесят процентов). Так вот, чтобы у любой этой вещи была вообще в принципе возможность быть (хотя бы эти пятьдесят процентов чтобы были) должен существовать некий гарант бытия или, иными словами, должно существовать бытие, то есть что-то должно быть, и сам факт существования бытия… Таким гарантом может быть только Бог. Первичное бытие миру даёт Бог.

    4. Все вещи в той или иной степени совершенны. Здесь ключевые слова – в той или иной степени. Значит, должен существовать эталон совершенства, на который, собственно говоря, мы и ориентируемся в оценке вещей. То есть, иными словами, должно существовать абсолютное совершенство. Понятно, что абсолютным совершенством только Бог. В мире нет ничего абсолютно совершенного.

    5. Все вещи, которые творит человек, разумны и целесообразны. Вселенная несомненно сотворена разумно и целесообразно. Но вселенная несравнимо более сложно устроена, нежели любое творение человеческих рук. Соответственно, отсюда мы делаем вывод, что творец вселенной несомненно разумнее и мудрее человека. Причём несоизмеримо разумнее и мудрее, как любая вещь и вселенная. Таким творцом может быть только Бог.