Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебн ИЗЛ 19 век. Засурский Тураев 7. с.217-319....doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
411.14 Кб
Скачать

Бичер-стоу

Известная всему миру своей книгой «Хижина дяди Тома» (1852) Гарриет Элизабет Бичер-Стоу (1811 —1896) занимает почетное место в литературе, порожденной движением аболиционистов. Бичер-Стоу родилась в северном штате Коннектикут. Будущая пи­сательница провела свою жизнь в религиозно-пуританской среде. Ее отец и братья были проповедниками, а муж — профессором богословия.

В письме к редактору газеты «Нэшенел ира», аболиционисту Бейли она определила содержание своей книги; разностороннее изображение рабства, основанное на реальных фактах. «Все опи­санные в этой книге события, — пишет Бичер-Стоу в «Заключении к американскому изданию «Хижины дяди Тома», — совершенно правдивы. Часть их прошла перед глазами самого автора... Все характеры, положения, поступки и даже речи выведенных здесь лиц взяты прямо из жизни...»

Чтобы полнее представить все ужасы рабства, писательница с первых глав книги рисует идеальные взаимоотношения между рабами и «гуманными» рабовладельцами. Хозяин дома полностью доверяет негру Тому, который честно управляет плантацией, а хозяйка особенно благоволит к горничной-квартеронке Элизе.

Она получила хорошее воспитание, ей позволили выйти замуж за любимого человека — мулата Джорджа, талантливого умельца, честного человека, раба соседнего плантатора Гарриса. Том живет в еще более идеальных условиях: его жена Хлоя — очень искусная повариха в господском доме, у них трое детей — два мальчика и девочка, у Тома отдельный домик, утопающий в зелени, цветах, свой небольшой участок земли Том засаживает ягодами и овощами.

Но вот неплатежеспособному Шелби понадобились деньги, и хозяин продает его, а заодно и мальчика Элизы другому человеку, перекупщику негров Гейлю. Это был «жестокий человек, неподат­ливый, как недубленая кожа. Человек, признающий лишь торговлю и наживу: холодный, непреклонный и безжалостный, как смерть и могила. За хорошую цену он продал бы родную мать, не желая ей к тому же ничего дурного».

Вначале Том попадает в дом «гуманного» владельца Сен-Клера, купившего Тома в знак благодарности за спасение его единственной дочери Евы. За искреннюю любовь Тома к больной туберкулезом девочке Сен-Клер пообещал его освободить, но внезапная смерть нарушила все планы, и вдова продает Тома жестокому рабовладельцу Легри.

Огромная сила романа в том, что Бичер-Стоу удалось показать весь ужас жизни негров на плантации у рабовладельца Легри, дать правдивую, реалистическую картину крупнейших невольничьих рынков страны.

Легри не только извлекает огромную прибыль из своих рабов, но, унижая и мучая их, хочет поработить их духовно. «А кто твой господин? Кто заплатил за тебя, собаку, тысячу двести дол-

308

ларов? Ты теперь мой, и душой и телом»,— кричит Легри на Тома, но покорный и послушный Том до последнего своего часа отстаивает свое человеческое достоинство. «Мои силы, мое время — это все. Но над моей душой вы не властны. Вы можете запороть меня, уморить голодной смертью, сжечь заживо», — смело бросает он своему мучителю.

Самые здоровые рабы здесь выдерживали шесть лет тяжелой работы, более слабые не могли прожить и трех. Том умирает от побоев хозяина и надсмотрщиков-негров Самбо и Квимбо, ставших палачами своих же товарищей.

Бичер-Стоу пошла значительно дальше тех писателей-либералов, кто изображал негров ребячливыми, умственно убогими, обла­давшими единственной добродетелью — преданностью хозяину.

В ее героях мы найдем много волевых черт характера, чело­вечности. Таким предстает и главный герой Том, обладающий ду­шевным благородством, честностью, мужеством, любящим сердцем. Он делает добро всем окружающим его людям, не задумываясь, спасает тонувшую девочку Еву. В его образе и образе Евы очень много схожего. Здесь сказались религиозные убеждения писатель­ницы, которая хотела сделать Тома абсолютным воплощением христианской покорности и всепрощения, отразив настроения части аболиционистов. Он терпеливо все переносит и всех призывает последовать его примеру.

Бичер-Стоу, как художник, сильнее проповедника христианской морали. Ей хотелось видеть в религии средство, которое помо­жет неграм. Но как тонкий наблюдатель жизни, она хорошо пока­зала, как церковь помогает плантаторам удерживать суеверных рабов в страхе и повиновении.

Негры — это не единая страдающая масса. Полная противопо­ложность Тому — Самбо и Квимбо, негры-прислужники, рабски преданные своим хозяевам. Есть среди негров смелые и талантли­вые люди, готовые пойти на жертвы ради завоевания свободы (Касси, Элиза, Джордж Гаррис).

Современный читатель отчетливо видит недостатки романа. В нем много тирад о религиозных обязанностях владельцев и их рабов, много цитат из Библии, есть и налет сентиментальности. Это объясняется тем, что автор хотел примирить рабов с план­таторами на религиозной почве, добиться отмены рабства мирным путем. Бичер-Стоу горячо сочувствует активной борьбе за счастье. Так, всем мужественным героям в произведении сопутствует удача. Наделяя Тома лучшими человеческими чертами, она прежде всего хотела, чтобы читатели увидели в негре-рабе равного им, духовно полноценного человека.

Книга явно переросла цели автора. Многие поколения читате­лей возмущались мученической смертью Тома, убеждались в бес­плодии смирения. Они прекрасно понимали, что Том не мог пре­вратиться в предателя и палача и потому был вынужден ослушать­ся хозяина и тем самым нарушить рабовладельческий кодекс, кото­рый запрещал рабу иметь совесть. Весь ход повествования застав-

309

лял читателя негодовать против рабовладельческого ига, не примиряться с рабством, быть смелым, честным и мужественным в нелегкой борьбе против рабства.

Велико значение параллельно развивающейся сюжетной линии, рассказывающей о судьбе семьи Элизы. Бегство Элизы с сыном через реку в ледоход, ее смятение и в то же время желание во что бы то ни стало достичь благополучно другого берега — одно из наиболее запоминающихся мест в романе. Значителен образ ее му­жа, непоколебимого и смелого человека, который гордится со­знанием своего превосходства над плантаторами. Джордж с семьей благополучно достигает пределов Канады, получает образование, едет в Африку, где он сможет приложить свои силы.

Бичер-Стоу не могла не увидеть большого будущего за конти­нентом Африки: «Если Африка явит когда-нибудь миру высокую духом, просвещенную расу,— а в том, что она сыграет роль в развитии человечества, сомнений быть не может,— жизнь расцветет там с такой пышностью, с таким великолепием, о которых наши холодные западные народы имеют лишь смутное представление. В этой далекой загадочной стране золота, алмазов, развевающих­ся на ветру пальм, пряностей, невиданных цветов и сказочного плодородия возникнут новые формы искусств, новая красота. И может статься, что те высокие законы общежития, с которыми приобщится к нам негритянская раса — прежде забитая и презрен­ная, послужат откровением для человечества».

В своей книге Бичер-Стоу умело соединила публицистичность, страстное обращение непосредственно к читателю с драматическим развитием событий. Книгу восторженно встретили не только демо­кратические силы Америки, но и других стран, которые видели в ней страстный протест против всякого рода насилия и эксплуата­ции.

Русские революционные демократы также использовали роман в борьбе против крепостного ига. Н. А. Некрасов, преодолев рогатки царской цензуры, издал его в 1858 году как бесплатное приложение к «Современнику», тем самым содействуя его широ­кому распространению в России в период острой борьбы с крепостничеством.

Н. К. Крупская относила «Хижину дяди Тома» к числу книг, которые оказали влияние на педагогические взгляды К. Д. Ушинского.