Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебн ИЗЛ 19 век. Засурский Тураев 7. с.217-319....doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
411.14 Кб
Скачать

Уолт уитмен

Уолт Уитмен (1819—1892) —великий национальный поэт, ос­новоположник современной американской поэзии — родился в семье фермера. Ему не удалось из-за нищеты окончить школу. Еще мальчиком Уитмен вынужден был зарабатывать на жизнь: он был рассыльным, затем стал учеником в типографии и набор­щиком. Подобно Беранже, Шоу, М. Горькому, Уитмен достиг

310

широкой образованности и высот литературы благодаря непрестан­ному самостоятельному труду. В юности Уитмен был учителем в средней школе, затем журналистом, главным редактором крупной демократической газеты «Бруклин Игл». За смелые выступления против рабства негров власти уволили Уитмена, и он был вынуж­ден заниматься плотницким ремеслом. Поэт говорил о себе («У берегов голубого Онтарио», 1836): «Я любил землю, солнце, зверей, я презирал богатство. Я делился со всеми, кто бы ни попросил, заботился об увечных и неразумных, отдавал свой заработок Другим. Ненавидел тиранов, спорил, не считаясь с богом, терпели­во, терпимо относился к людям, не сгибал голову ни перед чем известным или неизвестным... Хотел лишь того для себя, чего для других добивался...».

Он писал стихи, в которых осуждал рабство, воспевая трудо­вой подвиг американского народа. Уитмен продолжил традиции на­циональной поэзии романтиков. Он хорошо знал и ценил поэзию своих современников и предшественников. «Я не могу себе пред­ставить,— писал Уитмен,— более удачного приобщения к миру поэзии, чем то, что выпало на долю Америки благодаря Эмерсону, Лонгфелло, Брайанту и Уитьеру... Каждый — большой поэт, каж­дый мастер, каждый неповторим»1. Уитмен отверг характерную для европейской поэзии «патоку рифм», обратился к белому нерифмованному стиху.

Поэт лаконично объяснил заглавие сборника «Листья травы»— это флаг моих чувств, сотканный из зеленой материи, цвета на­дежды. Новое содержание и новая форма стихов Уитмена наилуч­шим образом соответствовали мотивам народного творчества.

Сборник поэм У. Уитмена «Листья тралы» впервые был издан в 1855 году на средства автора без указания его имени, затем мно­гократно переиздавался и дополнялся автором.

Миру стяжательства и суеты Уитмен, как и трансценденталисты, противопоставил самоусовершенствование, духовную свободу личности, достигаемые через пантеистическое восприятие природы. Поэт воспел вселенную, культ дружбы. По этому Поводу К. И. Чу­ковский писал: «Вся его писательская сила в необыкновенно жи­вом, никогда не покидавшем его чувстве беспредельной широты мироздания»2.

В первых стихотворениях сборника Уитмен создает фольклор­ные образы героических людей труда. Лирическое «я» в сборни­ке — это также воплощение человека-труженика, рабочего и фер­мера, который кормит и защищает всю страну. Вот как он пред­ставляет себя читателю в «Песне о себе» (1855): «Уолт Уитмен, космос, сын Манхаттена, Буйный, дородный, чувственный... локтя­ми я упираюсь в морские пучины. Я обнимаю сьерры, я ладонями покрываю всю сушу...»

1 См.: Четыре поэта Америки.— В кн.: Уитмен У. Избранные произведения. М., 1970, с. 353.

2 Чуковский К. И. Мой Уитмен. М., 1966, с. 9.

311

Поэт как бы сливается с народом, выражая горячее чувство любви и уважения к тем, кто «...владеют топорами и молотами и умеют управлять лошадьми». Уитмен воспевает гордость Человека Труда: «Ни перед кем не заискивая, никому ни в чем не уступать... быть не рабом, а властителем жизни!» Бросая вызов расистам, Уитмен говорил о своей братской любви к неграм:

Я гляжу на этого картинного гиганта, я влюблен

в него и не могу удержаться на месте,

Я бегу с его четверкой наравне.

Он помог беглому рабу:

Наклеивал пластыри на исцарапанную

шею и щиколотки;

Он жил у меня неделю, отдохнул и

ушел на Север,

Я сажал его за стол рядом с собою,

а кремневое ружье мое было в углу.

«Песня о себе». Пер. К. Чуковского

Рабовладельчество в поэме «У берегов голубого Онтарио» на­звано им «предательским заговором, несущим смерть».

Поэт, как и миллионы простых людей Америки, возлагал боль­шие надежды на президента Авраама Линкольна. В глубине души он, как и массы тружеников Севера, надеялся, что после победы над южными рабовладельцами Линкольн «наведет порядок».

Однако Линкольн пал от руки наемника плантаторов:

...Нет, это сон, что ты лежишь

Холодный, неживой!

«О Капитан! мой Капитан!» Пер. К. Чуковского

Мечты рядовых американцев о торжестве демократии не осуще­ствились. Бурное развитие капитализма в послевоенные годы со­провождалось коррупцией государственного аппарата, сговором плантаторов и промышленников Севера, махинациями гангстеров и политиков, обманом и бессовестной эксплуатацией трудящихся классов. Писатель возвышает свой гневный голос против преступ­лений «рыцарей наживы», он говорит теперь о пороках капитали­стического строя. В беседах со своим другом Траубелом, относя­щихся к 1883—1889 годам, он заявлял: «Мы построили жизнь на гнилом фундаменте». «Я хочу,— восклицает он,— чтобы основой для нас стало то, что должно стать основой,— не собственность, а человек». Взгляды на перспективы развития американского общества, на судьбы американской литературы изложены с наи­большей полнотой в трактате «Демократические дали» (1871). В нем отмечено, что при «беспримерном материальном Прогрессе общество в Штатах испорчено, развращено, полно грубых суеверий и гнило». Как следствие этого, и буржуазная литература являет собой зрелище деградации и загнивания. Уитмен выдвинул перед молодыми писателями грандиозную программу создания новой

312

литературы. Он призывал вскрывать «язвы, покрывающие хвале­ную Америку с головы до ног». Поэт писал: «Долг подлинно великого поэта — противодействовать страшной угрозе, уже на­висшей над Америкой; угроза эта — сплошная продажность в по­литике, наша хваленая религия — на самом деле — маска из воска и кружев, — а в целом — самое вредное, отвратительное, что мо­жет появиться на земле; огромное, разнородное общество, раз­жиревшее от изобилия денег, товаров, деловых авантюр, развитое и в чисто интеллектуальном отношении, но совершенно лишенное здоровой моральной и эстетической основы, которая важнее всех на свете денег и интеллектуальных ценностей»1.

Воспевая демократию, поэт верил, что народ-творец в будущем создаст более совершенную форму общественного устройства. В по­эмах Уитмена проповедуется братство всех народов. Народное, коллективное выражено сильнее индивидуального, хотя поэт любу­ется величием каждого человека, его физическими и моральными качествами. Уитмен требовал от литературы создания высокого эстетического идеала. Поэты и писатели должны звать народ впе­ред, к прекрасному будущему, они «должны наставлять и воспиты­вать... придавать человеку новые силы, должны указывать жиз­ненную цель». Большое значение для судеб американского искус­ства имела мысль Уитмена о том, что подлинно великая амери­канская литература родится не в салонах и гостиных «бостонских браминов» и в редакциях северных книжных фирм, а выйдет из глубин народа, ее создадут не «университетские говоруны, не бур­жуазные писаки и критики, а молодые фермеры, лоцманы с Мисси­сипи, шахтеры, машинисты, матросы». Уитмену очень хотелось, чтобы появились «простые, здоровые, вселяющие бодрость стихи». Исполненная величайшего оптимизма, поэзия Уитмена близка и со­звучна нашей эпохе своим демократизмом, интернационализмом, гуманизмом.

Уитмена во многих странах воспринимали как революционного поэта, имея в виду его гимны итальянским, австрийским, француз­ским повстанцам, но по отношению к американской действительно­сти он не шел дальше реформистских стремлений.

Уитмен обогатил литературный язык Америки, смело вводя в него лексику народной устной, прозаической речи, воскрешая на-родные сказания и баллады, применяя оригинальные рифмы и размеры. Свободный стих без рифмы он сделал удивительно гибким.

Уитмен широко пользовался приемами ораторской речи, чередуя вопросы с ответами, используя многократные повторения:

Что слышишь ты, Уолт Уитмен?

Я слышу, как поет рабочий, как поет жена фермера,

Я слышу вдали голоса детей и крики животных рано утром.

Salut au Monde!

Пер. М. Зенкевича и Н. Банникова

1 Поэзия в современной Америке — Шекспир — будущее.— В кн.: Уитмен У. Избранные произведения. М;, 1970. с. 373.

313

Он мастерски использовал такие стилистические приемы, как параллелизм, повторы, ритмически-синтаксическое единообразие строк, широко использовал так называемый «каталог» — обширное перечисление объектов, явлений, лиц и др. «Назначение уитменовского «каталога» — вызвать в душе читателя творческое настроение, сознание своей власти над вещным миром, чувство изобилия и радо­сти в жизни, в ее непрестанном эволюционном движении»1.

В жизни писателя музыка играла «поистине колоссальную роль. Уитмен хорошо знал произведения Россини, Верди, Вебера, Дони­цетти, страстно любил американскую народную песню. Почти все свои крупнейшие поэтические произведения Уитмен называл «песнями».

Музыка трубача в стихотворении «Таинственный трубач» (1872) воплощала суть поэзии Уитмена:

Слушай! Странный трубач, небывалый трубач играет в ночи

прихотливые песни,

Незримо паря в воздушной стихии.

Трубач, я слушаю, чутко ловлю твой напев —

То бурный, крутящийся вихрем вокруг меня, надо мною,

То робкий, неясный, гаснущий где-то в пространстве.

Пер. В. Левика

1 Фисенко Т. Д. Становление творческого метода У. Уитмена М 1977, с. 13.

2 Мендельсон М. Жизнь и творчество Уитмена. М., 1968, с. 90.

314

Поэт высоко ценил в искусстве непосредственность и просто­ту. В его философских поэмах наблюдается сочетание двух пла­нов — конкретного, чувственно-образного, и абстрактного, обобщенно-философского».

По мнению Стивенсона, эстетический идеал Уитмена — это силь­ный, свободный и уверенный в себе человек. «Сила его осознана и свобода его ограничена наиболее личной и страстной любовью к другим...». Говоря о книгах, оказавших на него наиболее силь­ное влияние, Стивенсон в 1879 году писал, что «Листья травы» Уитмена были той именно книгой, «которая сослужила ему верную службу».

Исследователи расценивают творчество Уитмена как мост, соединяющий классический период американской литературы и совре­менный, XIX и XX века. Под влиянием Уитмена развивались американские поэты Сэндберг и Маклиш. П. Неруда и X. Марти выражали Уитмену свою признательность. А. В. Луначарский выявил общность его художнических принципов с принципами Верхарна. Уитмена считают предтечей так называемой урбанической (т. е. посвященной городу) поэзии.

Стихи Уитмена были известны и в России1. В 1872 году М. С. Тургенев перевел несколько его стихотворений, но они не были опубликованы. Л. Н. Толстой обратил внимание на поэта, но его высказывания не всегда были доброжелательны. В 1907 году в России вышли «Листья травы» в переводе К. И. Чуковского. Поэзия Уитмена оказала влияние на русских футуристов, особенно В. В. Хлебникова, отчасти на В. В. Маяковского.

К. И. Чуковский отмечал, что «Маяковский ценил те места в «Песне о себе», где Уитмен говорит о своей идентичности с дру­гими людьми, о сострадании с ними. Интересовался он и такими строками Уитмена, в которых образ его лирического героя прини­мает гигантские масштабы...

Маяковский дорожил тем народным началом, которое он уга­дывал в американском поэте. В частности, Маяковский, видимо, ощущал в Уитмене борца за расширение ритмических рамок поэзии в соответствии с нуждами новой, более широкой, более близкой современности боевой тематики»2.

1 См.: Уитмен У. Письмо о России.

2 Мендельсон М. Столетие великой книги.— В кн.: Уитмен У. Листья травы. М., 1955, с. 34.