Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Римское_право._КУРС_ЛЕКЦИЙ_(Ульянищев) (1).doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Б. Владение

1. Владение фактическое и юридическое.

Разработка института владения происходила в деятельности претора, который своими владельческими интердиктами защищал факт обладания вещью, не устанавливая, связан ли этот факт с правом собственности на данную вещь. Потребность в такой защите была вызвана тем, что к концу республиканского периода громадные имущественные массы оказались у лиц, которые не были их собственниками. Государственные земельные наделы (ager publicus) в значительной части оказались захваченными нобилитетом (знатью); распад натурального хозяйства привел к тому, что дома, доходные предприятия, земельные наделы сдавались собственниками в аренду; неуклюжая кредитная система оставляла у кредиторов заложенное имущество должников. Подобные субъекты не были квиритскими собственниками и потому не располагали средствами защиты от самоуправного вторжения в их владение. Но незащищенность интересов большого числа лиц чревата общественными потрясениями, чего государство не может допустить: необходимо создать правовые средства, которые обеспечивают неприкосновенность реально сложившихся в обществе отношений. Этими средствами и стали владельческие интердикты.

Термин владение (possessio) сравнительно позднего происхождения. Законы XII таблиц употребляли не его, а слово пользование (usus), разумея под ним самые разные отношения власти (potestates) как над вещами, так и над людьми. Повидимому ко II в. до Р.Х. складывается представление о владении как фактическом положении (res facti), с которым правопорядок связывает юридические последствия, а именно, возможность применения преторских интердиктов для защиты этого положения и – правил о приобретательной давности, на основании которых владение может стать собственностью.

Указанные последствия могли иметь место только при определенных условиях. Разрешая конкретные дела, юристы сформулировали необходимые признаки защищаемого владения.

Прежде всего обнаруживалась известная внешняя связь между лицом и вещью - тело владения (corpus possessionis или corpore possidere), т.е. нахождение вещи в хозяйстве субъекта, возможность непосредственного контроля лица над вещью. Второе: необходимо намерение лица удерживать эту связь, то есть сохранять за собою фактический контроль над вещью неопределенное время. Такое намерение обозначается выражением душа владения (animus possidendi). Этим-то намерением владение отличается от простого пространственного отношения лица к вещи: гость соприкасается с вещами хозяина, но не владеет ими.

Более того, именно душа владения лежит в основании отличия цивильного владения (possessio civilis) от держания (detentio) или естественного владения (possessio naturalis): намерение удерживать вещь за собой создает владение для себя (possessio pro suo), что предполагает недопустимость вторжения третьих лиц в отношение между лицом и вещью; держание означает владение за другого (possessio pro alieno), т.е. изначально признает возможность такого вмешательства.

Таким образом, именно цивильное владение выступает как владение в юридическом смысле, т.к. предполагает возможность применения средств преторской защиты от посягательств третьих лиц. Держание есть владение в фактическом значении (в пандектном праве оно обозначалось как владение в экономическом смысле) и такое отношение не дает права на применение средств преторской защиты.