Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История государства и права Башкортостана. - Уф....docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
808.96 Кб
Скачать

Глава 9. Башкортостан в составе монгольских государств 139

(в частности, сибирских) составляли башкирские воины. Таким образом, существовавшие отношения нельзя реконструировать в рамках прими­тивной схемы угнетения-подчинения. Ни Казанское, ни Сибирское хан­ство, ни Ногайская Орда не смогли и не стремились создать целостную администрацию своих опорных пунктов, а лишь путем выдачи тархан­ных и иных иммунных грамот и привилегий стремились обеспечить ло­яльность башкирской аристократии в ходе частых в регионе войн. Такие же организации, как федерация Ете ырыу, или Сартай (вплоть до раз­грома), применительно к периоду после XV века, на наш взгляд, допус­тимо рассматривать как независимые государства.

К моменту вхождения в состав Московского государства Башкорто­стан не представлял собой единого политического целого. Об этом сви­детельствует также добровольное и поэтапное принятие башкирскими племенами русского подданства в 1555-1557 годах.

  1. Правовая система Улуса Джучи. На Великом курултае в 1206 го­ду была принята Великая Яса Чингисхана - Их засаг. По повелению Чингисхана с 1189 года его указы, наряду с нормами обычного права, ставшими основой Их засаг, фиксировались, хранение сборника Засаг доверялось самому старшему из монгольских князей.

Коренным значением слова «засаг» является понятие «исправить». Толковый словарь XIII века трактует это слово следующим образом: «плохое исправить на хорошее», «решать небесные дела». В словаре древнего тюркского языка встречается слово «ясак», которое имеет очень широкий смысл. Оно означает запрещение, восстановление право­вого акта и порядка, штраф, наказание, повинность, заем под залог, во­енный порядок.

По данным Рашид-ад-Дина, первоисточник закона Великая Яса состоял в 1218 году из 64 пунктов. В настоящее время, по данным монгольских ученых, существует новый вариант закона Великая Яса, состоящий из более 200 положений и пунктов260, которые обычно начи­нались так: «Под вечным и всесильным небом» (фрагмент 2-й ханской грамоты). Наказ Чингисхана, имеющий характер учения (фрагмент 6-й), гласил: «Князья должны собираться каждый год для слушания учений, после возвращения должны самостоятельно следовать правилам... Если на словах следуют моим наказам, а вдали от меня на деле нарушают и изменяют, то им запрещается управлять государством».

Характерной является норма о категорическом запрете ханам, управ­ленцам в целом и рядовым монголам вести городской либо оседлый об­раз жизни. Как известно, полноправной категорией населения признава­

ростью, сильной волей и, вероятно, большим честолюбием...» (см.: Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1990. С. 54).

260 Сайшал. Чингис-ханы товчоо. Хух-Хото, 1987. С. 489.

140

Часть III. Позднее Средневековье

лись только номады, оседлое же население, в особенности горожане, бы­ли поражены в правах.

Анализ многих фрагментов закона показывает высокий уровень гу­манности и правосознания средневековых монголов. Например, 40 ста­тей закона имели предостерегающий (предупредительный) характер. Од­на из статей гласила следующее: «Если преступник не задержан на месте преступления, то его нельзя наказывать». Также закон утверждал, что «нельзя подвергать наказанию того, кто не дал показания», «нельзя брать показания от преступника под страхом».

Конечно, смертная казнь применялась как санкция достаточно часто, однако был известен и откуп от казни за убийство, кражу и за некоторые более мелкие преступления и проступки. Необходимо отметить, что Яса не знает увечащих наказаний и квалифицированной смертной казни.

К сожалению, в научной литературе можно встретить неверную ин­терпретацию тех или иных норм Ясы. Так, никогда не существовало нормы о коллективной ответственности за индивидуальный проступок, в форме «казни десятка за бегство одного». Казни подвергались как раз те, кто без приказа бросил в бою хотя бы одного товарища по десятку.

В целом о содержании Великой Ясы можно сказать, что в нее входи­ли пять основных групп постановлений: 1) постановления, содержащие нормы административного права; 2) постановления, содержащие нормы военного права; 3) постановления, содержащие нормы уголовного права;

  1. постановления, содержащие нормы частного права; 5) постановления, содержащие специфические нормы обычного права261.

Естественно, что нормы Великой Ясы применялись только в военных отрядах, непосредственно входивших в войско ордынцев, в городах, на­ходящихся под управлением ханов. Именно в таком плане следует пони­мать указание Юлиана о том, что судопроизводство среди башкир велось монголо-татарами262. Сами же башкиры в повседневной жизни руково­дствовались своим обычным правом.

  1. Мусульманское право. С исламом башкиры были знакомы еще с принятия мусульманства Булгаром, но широкое распространение ислам получил лишь с XIV века. Принятие ислама означает и принятие в той или иной степени шариата - права мусульман.

Мусульманское право характеризует переплетение правовых норм и религии. По мнению Рене Давида263, мусульманское право содержит очень мало императивных положений и представляет широкие возмож­

261 См. подробнее: Рязановекий В. А. Великая Яса Чингисхана. Харбин. 1933. С. 18.

262 Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и восточной Европе. Т. III. М.; Л., 1940. С. 84-93 и др.

263 Давид Р. Основные правовые системы современности.