Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история 7.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
194.56 Кб
Скачать

9. Угроза катастрофы и необходимость смены политического курса

Особого внимания заслуживает военная доктрина РФ, также принятая вскоре после переворота. Впервые за всю российскую историю защита государственного суверенитета в новой военной доктрине связывается не с внешней угрозой (согласно доктрине ее не существует), а с угрозой со стороны внутренних «экстремистски настроенных элементов». Следовательно, необходимости в стратегических видах вооружений нет, финансирование военного производства не нужно, численность традиционных родов войск надо сокращать. С другой стороны, необходимо усиливать войска внутреннего назначения, предназначенные для полицейского использования. Получается, что армия готовится для борьбы с собственными гражданами?

Года не прошло, как это и случилось. Едва ли, война в Чечне впрямую связана с принятой военной доктриной, но заказчики этой доктрины знали точно, что без пролития братской крови преумножения их богатств не получится. Кратко суть войны можно свести к новому витку борьбы за раздел союзного наследства между кланами. Чеченские кланы оказались более организованными и решительными, чем правящие кланы в других регионах, и вместе со своей нефтью были уже вне пределов досягаемости для московских олигархов. Началась бессмысленная для всего российского народа, преступная война, которую нельзя было оправдать даже необходимостью сохранения целостности страны (когда те же люди вершили развал Союза, о целостности, почему-то, они не думали).

Что же представляло собой государство к концу первого срока ельцинского президентства? Рассмотрим дело через призму всем хорошо известных классических признаков государства: единство территории (неопределенность статуса Чечни исключает наличие этого признака), единое законодательство (разграничения полномочий Федерального центра и регионов предполагает множество законодательств), единый центр власти (как минимум, Чечня его не признает), боеспособная армия (развал ее идет полным ходом), единая финансовая и налоговая система (ряд республик налоги не платит вообще) и, наконец, идеология (запрещена Конституцией). Как видим, ни один из перечисленных признаков в полном виде в этот период не присутствует, а некоторых нет вовсе. На чем же, в таком случае, держалась власть Ельцина? Почему она не только не была сметена народным гневом, но, наоборот, получила новый кредит доверия в ходе президентских выборов 1996 г.? Одной только фальсификацией голосования объяснить все не удастся. Многие люди, хотя большинство из них в этом сегодня могут и не признаться, сознательно отдавали свои голоса в пользу национального позора. Но их сознание оказалось не в состоянии уловить этого позора, оно находилось в плену тех «ценностей», в свете которых их убогое существование было оправданной и необходимой платой за «возвращение России на магистральный путь цивилизованного развития». Безжалостная и циничная манипуляция сознанием разуверившихся во всем наших сограждан давала эффект.

Эффекта, правда, хватило на короткое время. Антигосударственная и антинародная политика власти (в это время всех, кто входил в круг Ельцина, вообще называли вполне по мафиозному – «семья»), не могла не привести к полному банкротству. Это и произошло в августе 1998 г. в виде дефолта. Вообще, проводимая первым Президентом России политика имела множество схожих черт с выстраиванием финансовых пирамид, очень популярных в начале 90-х гг. Возбуждаемые сказочными посулами, как и вкладчики «МММ», избиратели отдавали свои голоса «демократической» власти. Но посулы надо обеспечивать. Единственным обеспечением тех и других «вкладов» было «честное слово». Но как только предъявляется счет, «пирамиды» начинают рушиться. Их организаторы вынуждены спасаться от гнева обманутых людей. Нередко им на помощь приходила власть, предоставляя, например, возможность избираться в Госдуму и получить депутатскую неприкосновенность. Но «власти-пирамиде» на помощь не придет никто. За голоса избирателям обещали жизнь, как в Америке, а вместо этого не выплачивают годами зарплату! Дефолт похоронил последнюю надежду, что власть сможет расплатиться с долгами, и ей реально грозило предъявление счета.

По инициативе «левых» и патриотических движений в рекордные сроки были собраны необходимые 10 миллионов подписей для подготовки в Госдуме президентского импичмента. Для спасения политической «пирамиды» срочно требовалось открыть какой-то новый ресурс доверия, вместо обещаний буржуазного рая. Благодаря своим уникальным инстинктивным способностям, Ельцин уже загодя начал демонстрировать «обеспокоенность» по поводу утраты национальных и исторических традиций. Например, еще в апреле 1996 г. им был издан Указ № 561 о возвращении красного Знамени Победы. В официальных СМИ почти прекратилось «ёрничанье» по поводу России. Одновременно развернулась шумная кампания по разработке государственной идеологии, вопреки законодательно декларированному отказу от таковой. Дефолт и подготовка импичмента подталкивали Ельцина к еще более явственным государственническим действиям. Осенью 1998 г. на должность вице-премьера неожиданно был назначен коммунист Ю.Д. Маслюков, а само правительство возглавил авторитетнейший в «левых» и патриотических кругах академик Е.М. Примаков. На фоне известий о прогрессирующей болезни Президента, рождалась надежда, что, возможно, Примаков и станет его преемником. Все это должно было создать впечатление об отходе от того политического курса, который дал повод для подготовки импичмента.

Премьерство Е.М. Примакова было недолгим, так как развернутая им активная деятельность по борьбе с коррупцией грозила серьезными разоблачениями в среде олигархов и близких к «семье» чиновников. Сразу после неудавшейся попытки импичмента Примаков был отправлен в отставку. Однако «победа» в борьбе с Думой потребовала от Ельцина огромных усилий, и, учитывая его болезнь, было ясно, что неизбежные грядущие испытания могут стать роковыми. Поэтому Ельцин продолжал демонстративно проявлять «проснувшиеся» державные чувства. Поводом к этому послужила начавшаяся американская агрессия в Сербии в мае – июне 1999 г. Впервые за всю историю Российская Федерация обратилась к традициям прошлого Великой Державы: Президент сделал ряд беспрецедентных заявлений антиамериканской направленности (в частности, «пригрозил» перенацелить ядерные ракеты на США), а также санкционировал неожиданный для НАТО бросок батальона десантников для захвата аэродрома в Приштине.

Было ли это просто вынужденной политической игрой, или болезнь и смертельная усталость заставила Ельцина «подумать о Боге», но назначение нового премьера В.В. Путина произошло как раз в то время, когда страна и народ уже ни за что не простили бы власти ее отступления от державности. Спасение власти могло лежать лишь на пути спасения государства, возвращения ее к природному смыслу и назначению – отстаиванию национального суверенитета, защите жизненных ресурсов народа от внешних и внутренних посягательств.

1 А.Ю. Шадрин – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории XXXXI веков исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

2 Обращаем внимание, что содержание лекции представлено в авторской редакции. Обсуждение ряда позиций автора может служить материалом для организации полилога, проведения дискуссий и т.п.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]